Шмелева Евгения Дмитриевна
- Заместитель директора центра:Центр внутреннего мониторинга
- Приглашенный преподаватель:Институт демографии имени А.Г. Вишневского / Кафедра демографии
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр социологии высшего образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 7 лет.
Полномочия / обязанности
- координация внутренних мониторингов НИУ ВШЭ;
- выполнение распоряжений и поручений руководства НИУ ВШЭ;
- контроль деятельности работников Центра;
- взаимодействие с другими подразделениями НИУ ВШЭ.
Образование, учёные степени
- 2022
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Реклама и связи с общественностью», квалификация «Бакалавр»
- 2021Кандидат наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2017
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Социология», квалификация «Магистр»
- 2015
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Социология», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
🐝 Интенсив "UX & UI: продуктовый дизайн", Британская высшая школа дизайна (27 января – 4 февраля, 2020)
🐝 Стажировка в Стэнфордском университете (5 января – 16 марта, 2019, США)
🐝 Summer School on «Experimental Economics: purposes, design, tools» (15 – 21 July, 2019, Saint-Petersburg, Russia)
Достижения и поощрения
Именная стипендия НИУ ВШЭ имени Э.Д. Днепрова (2019-2020)
Победитель конкурса на получение стипендии Оксфордского Российского Фонда 2016–2017
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (март 2024)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Лауреат премии "Золотая Вышка" – 2016 в номинации Серебряный птенец
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024-2025)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023, 2021-2022, 2020-2021)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар - 1 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Гранты
Грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на разработку курса "Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании" (2022-2023)
Грант РФФИ "Факторы выбытия студентов инженерных направлений подготовки в российских вузах" (Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, выполняемых молодыми учеными, 2019-2020)
20241
20232
- Статья Fanguy M., Baldwin M., Shmeleva E., Lee K., Costley J. How collaboration influences the effect of note-taking on writing performance and recall of contents // Interactive Learning Environments. 2023. Vol. 31. No. 7. P. 4057-4071. doi
- Статья Lange C., Gorbunova A., Shmeleva E., Costley J. The relationship between instructional scaffolding strategies and maintained situational interest // Interactive Learning Environments. 2023. Vol. 31. No. 10. P. 6640-6651. doi
20223
- Глава книги Gruzdev I., Shmeleva E., Kalinin R., Vilkova K. Suddenly Online: How Russian Students Switched to Distance Learning During the COVID-19 Pandemic, in: Online Teaching and Learning in Higher Education during COVID-19: International Perspectives and Experiences. Routledge, 2022. doi P. 134-149. doi
- Статья Сагитов Е. Б., Шмелева Е. Д. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов // Вопросы образования. 2022. Т. 1. С. 138-159. doi
- Книга Е. Д. Шмелева, Е. Б. Сагитов Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей: информационный бюллетень / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. Т. 34: Мониторинг экономики образования. Вып. 17. НИУ ВШЭ, 2022.
20204
- Глава книги Chirikov I., Shmeleva E. How to Stop the Growing Tide of Student Dishonesty in Russia?, in: Corruption in Higher Education: Global Challenges and Responses. Global Perspectives on Higher Education Vol. 46. Brill, 2020. doi Ch. 22. P. 152-156. doi
- Статья Chirikov I., Shmeleva E., Loyalka P. The role of faculty in reducing academic dishonesty among engineering students // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 12. P. 2464-2480. doi
- Статья Ларионова В. А., Семенова Т. В., Шмелева Е. Д., Дайнеко Л. В., Юрасова И. И. Вынужденный переход на дистанционное обучение: ожидания и опасения студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 22-29. doi
- Статья Шмелева Е. Д., Фрумин И. Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110-136. doi
20192
- Статья Maloshonok N., Shmeleva E. Factors Influencing Academic Dishonesty among Undergraduate Students at Russian Universities // Journal of Academic Ethics. 2019. Vol. 17. No. 3. P. 313-329. doi
- Статья Шмелева Е. Д., Семенова Т. В. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. Т. 3. С. 101-129. doi
20181
20163
- Статья Shmeleva E. Plagiarism and cheating in russian universities: The role of the learning environment and personal characteristics of students // Educational studies. 2016. No. 1. P. 84-103. doi
- Книга Рощина Я. М., Шмелева Е. Д. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 6 (95): Преподаватели и студенты вузов: образовательные и трудовые стратегии в 2014 г. . М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Статья Шмелева Е. Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 84-109. doi
20151
Конференции
- 2018XIX ISA World Congress of Sociology (Торонто). Доклад: The Role of Faculty in Reducing Academic Dishonesty among Students
- CHER 31st Annual Conference: Differentiation and Integration in Higher Education: Patterns and Dynamics (Москва). Доклад: The Role of Faculty in Reducing Academic Dishonesty among Students
- IX Международная Российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда
- 2017XVIII Международная апрельская конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Russian Students’ Inclination to Academic Dishonesty Structural Equation Modeling
- AERA 2017 Annual Meeting "Knowledge to Action: Achieving the Promise of Equal Educational Opportunity" (Сан-Антонио). Доклад: How Faculty Behaviors Contribute to Attitudes Towards Cheating among Students in Russia
- VIII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Взаимодействие студентов и преподавателей в российских университетах: барьеры и стимулы в восприятии студентов-инженеров
- Вторая международная научная конференция молодых ученых «Альянс социальных наук» (Москва). Доклад: Роль преподавателя в образовательном опыте студентов
- Вторая конференция молодых ученых в области наук об образовании (Москва). Доклад: Роль преподавателя в образовательном опыте студентов: перспектива студентов-инженеров
- 2016ECER 2016 Leading Education: The Distinct Contributions of Educational Research and Researchers (Дублин). Доклад: Determinants of Academic Cheating and Plagiarism in Russia: Multi-university study
- Association for the Study of Higher Education (ASHE) 41st ANNUAL CONFERENCE (Коламбус, Огайо). Доклад: Developing Theory of Planned Behavior for Large-Scale Undergraduate Empirical Studies: Model for Inclination to Academic Dishonesty
- 2015XVI Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Академическое мошенничество среди студентов: контекстуальные и индивидуальные факторы
- VI международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы» (Москва). Доклад: Академическое мошенничество среди российских студентов: индивидуальные и контекстуальные факторы
Онлайн-курсы, ориентированные на людей старшего возраста, — перспективная ниша?
Население мира стареет, и это неизбежно влияет на экономику. Растет спрос на товары и услуги для пожилых людей. Этот сегмент рынка называют «серебряной экономикой». Эксперты Инобра в интервью Skillbox Media отмечают большой потенциал этого направления. Но проблем на этом пути тоже хватает.
Мотивации студентов нужны тонкие настройки
В высшем образовании не все гладко: ученые пишут о «существенных сдвигах в образовательном поведении студентов». Речь идет о снижении мотивации и образовательного прогресса за время учебы и о высоком уровне отсева. Группа исследователей Центра социологии высшего образования предлагает решить эту проблему, выявив модели образовательного поведения студентов и предложив «рецепты» для каждого из типов. Исследование выполнено в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Экономике нужны честные студенты
Списанные рефераты, шпаргалки на экзамене – многие относятся к этому как к чему-то безобидному. Еще в советской комедии про Шурика смеялись: «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нём», и, казалось, нет причин не симпатизировать героям. Между тем, наука давно подозревает, что академическое мошенничество не так уж безвредно. Новое исследование, выполненное в Инобре, впервые доказало: нечестность в вузе связана с дальнейшим нечестным поведением на работе. А значит, сказывается на производительности труда и влияет на экономические показатели.
Как студенческое списывание влияет на поведение на рабочем месте
Как академическое мошенничество студентов коррелирует с честностью в дальнейшей трудовой деятельности? Исследование провела группа ученых, среди которых научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Евгения Шмелева. На открытом онлайн-семинаре научно-учебной группы «Академическая этика в образовательном контексте» Евгения Шмелева представила работу «Does Academic Dishonesty Seep into the Workplace? Evidence from a Longitudinal Study», подготовленную совместно с Игорем Чириковым (Калифорнийский университет в Беркли — НИУ ВШЭ) и Прашант Лоялка (Стэнфордский университет — НИУ ВШЭ).
A Lack of Transparency: Why Academic Fraud Is Becoming More of Problem
Students cheat and plagiarize more if they believe most of their classmates to do just all the same. A recent study by Evgeniia Shmeleva and Tatiana Semenova, experts at the IOE Center for Sociology of Higher Education, looks at how factors of learning environment, and specifically the way students perceive the stance towards dishonest practices that their peers espouse, act as modulators of academic dishonesty.
A Lack of Transparency
Why Academic Fraud is Becoming More of Problem
Непрозрачная среда
Почему в вузах распространяется
академический обман
Understanding Academic Dishonesty at Russian Universities
One common problem across educational systems worldwide is persistently high rates of cheating, plagiarism and other manifestations of dishonest behavior in the academic realm. A recent study by IOE researchers Natalia Maloshonok and Evgeniia Shmeleva seeks to gain new and more conclusive insights into what essentially propels Russian students to engage in unethical academic practices during their university track.
SUPERtest в Берлине
5-8 декабря в Берлинском университет имени Гумбольдта прошла Международная конференция молодых исследователей, в которой приняли участие сотрудники Центра социологии высшего образования Евгения Шмелева и Центра мониторинга качества образования Денис Федерякин.
Чем дольше студент учится, тем больше он обманывает
Почему во время обучения российские студенты начинают больше списывать, что не так с российскими университетами и главное: как с этим бороться? Edutainme перевели статью Игоря Чирикова и Евгении Шмелевой об академическом мошенничестве.
Must-have курсы для студентов-исследователей
Понимать сущность тестов, уметь применять их в исследованиях и самому их составлять. Правильно ставить научный эксперимент. Ярко и сильно презентовать результаты работы. Институт образования ВШЭ открывает курсы МАГОЛЕГО для тех, кто стремится качественно проводить и представлять свои исследования.
Сотрудники Инобра выступили на социологической конференции в Канаде
Сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Евгения Шмелева и Татьяна Семенова приняли участие в 19-ом Международном социологическом конгрессе международной социологической ассоциации (XIX ISA World Congress of Sociology), который прошел в Торонто с 15 по 21 июля.
Студенты-исследователи проверят, кого и как обманывают слушатели онлайн-курсов
В Вышке определились победители конкурса студенческих проектов школы Academicus Modus. Они получат годовой грант на реализацию своего исследования, результаты которого планируется опубликовать в одном из научных журналов.
Роль преподавателей в борьбе с академическим мошенничеством студентов
Академическое мошенничество — списывание на экзаменах, плагиат, подлог в письменных работах — это "elephant in the room" в российском высшем образовании. С одной стороны, все догадываются о масштабности этого феномена, с другой — на уровне вузов и академических сообществ делается слишком мало систематических попыток ему противостоять. Нечестное поведение студентов во время обучения снижает качество их подготовки, что, в конечном счете, снижает производительность труда и повышает вероятность нечестности на рабочем месте. В данной ситуации актуальной задачей становится изучение факторов, которые позволят уменьшить масштабы академического мошенничества.
Academicus Modus - генератор новых идей
2-4 марта состоялся выезд в УЦ «Вороново» Academicus Modus, в котором приняли участие победители и лауреаты конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС). Игорь Чириков, директор Центра социологии высшего образования, является одним из создателей этого мероприятия. Шмелева Евгения, младший научный сотрудник центра, ставшая победителем НИРСа в 2016 и лауреатом в 2014, приняла участие в выезде и делится своими впечатлениями и опытом.
Образование в России и странах СНГ через призму мировых тенденций
Четверть века назад каждая из образовательных систем стран бывшего Советского Союза выбирала собственную траекторию. Рассмотрению различий между ними будет посвящена работа одной из сессий Международного симпозиума «Оценка эффектов в трансформациях образования» в рамках XVIII Апрельской международной научной конференции.
Декабрьские достижения сотрудников Инобра
Деятельность ведущего научного сотрудника Института образования Марины Пинской, а также студенток Евгении Шмелевой и Татьяны Сапрыкиной получила внешнее признание.
Высшее образование как общественное благо: конференция ASHE
В ежегодной конференции Ассоциации по исследованиям высшего образования, прошедшей в городе Коламбус штата Огайо, США, приняли участие сотрудники Центра социологии высшего образования Наталья Малошонок и Евгения Шмелева.
В Дублине прошла очередная Международная конференция Европейской ассоциации исследователей образования EERA
Конференция 2016 года была посвящена вкладу исследователей в образование и освещала широкий круг исследовательских и прикладных вопросов. Институт образования был представлен на форуме внушительной делегацией.