Кузнецова Марина Ивановна
- Ведущий эксперт:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2017Доктор педагогических наук
- 2000Старший научный сотрудник
- 1995Кандидат педагогических наук
- 1987
Специалитет: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, специальность «Дифектология», квалификация «учитель-логопед, учиель русского языка и литературы»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Прошла обучение в Российском университете дружбы народов, в ноябре 2005 получила диплом о втором образовании с квалификацией «Специалист по педагогическим измерениям».
Публикации26
- Книга Ковалева Г. С., Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Сидорова Г. А., Рослова Л. О., Рыдзе О. А., Квитко Е. С., Карамова И. И., Краснянская К. А., Логинова О. Б., Яковлева С. Г., Садовщикова О. И., Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Рутковская Е. Л., Половникова А. В., Королькова Е. С., Козлова А. А., Штильман Н. В., Бочихина А. А., Пентин А. Ю., Никишова Е. А., Заграничная Н. А., Семенова Г. Ю., Колачев Н. И. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / Науч. ред.: Г. С. Ковалева. М. : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022.
- Книга Кузнецова М. И., Романова В. Ю., Хомякова И. С. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Методическое пособие. М. : Учебная литература, 2018.
- Книга Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Формирование регулятивных универсальных учебных действий. Методическое пособие. М. : Учебная литература, 2018.
- Статья Кузнецова М. И. Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 35-40. doi
- Глава книги Кузнецова М. И. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // В кн.: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Материалы II Международной научно-практической конференции. Чита : Забайкальский государственный университет, 2017. С. 53-57.
- Статья Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса // Начальная школа. 2017. № 9. С. 39-44.
- Статья Антипкина И. В., Кузнецова М. И., Карданова Е. Ю. Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 206-233.
- Глава книги Kuznetsova M. I. Features of reading literacy of Russian primary students obtained from PIRLS results, in: 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 Vol. 29. SHS Web of Conferences, 2016. P. 1-5. doi
- Статья Кузнецова М. И. Оценивание образовательных достижений младших школьников как одна из функций современного УМК // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 58-62.
- Статья Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: подходы и результаты // Начальное образование. 2016. Т. 4. № 1. С. 17-24.
- Статья Иванова А. Е., Кузнецова М. И., Семенов С. В., Федорова Т. Т. Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе и факторы, ее определяющие: выявление региональных особенностей // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 84-105.
- Статья Кузнецова М. И. Приоритетные цели обучения русскому языку в начальной школе: реально ли их достижение? // Начальное образование. 2015. Т. 3. № 4. С. 21-29.
- Статья Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284-300.
- Статья Кузнецова Марина Ивановна Как читают российские школьники? // Народное образование. 2014. № № 4 . С. 169-174.
- Статья Кузнецова М. И. Метапредметные результаты, универсальные учебные умения в начальной школе // Народное образование. 2014. № 7. С. 150-161.
- Статья Кузнецова М. И. Оценивание метапредметных результатов младших школьников // Начальное образование. 2014. № 1. С. 10-15.
- Статья Zuckerman G. A., Kovaleva G. S., Kuznetsova M. I. Between PIRLS and PISA: The advancement of reading literacy in a 10–15-year-old cohort // Learning and Individual Differences. 2013. No. 26 (2013). P. 64-73.
- Статья Кузнецова М. И. Готовность выпускников начальной школы к изучению русского языка в 5м классе // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 73-83.
- Статья Кузнецова М. И. Какие мониторинги и контрольно-измерительные материалы по русскому языку нужны школе? // Народное образование. 2013. № № 10. С. 185-193.
- Статья Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Международное сравнительное исследование PIRLS 2011 «Изучение качества чтения и понимания текста» и его основные результаты // Народное образование. 2013. № 6. С. 199-209.
- Статья Кузнецова М. И. Особенности современных КИМов по русскому языку в контексте ФГОС НОО и их использование при проведении мониторингов различных уровней // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 9. С. 3-14.
- Книга Кузнецова М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. М. : Вентана–Граф, 2013.
- Глава книги Froumin I., Kuznetsova M. I., Kovaleva G., Melnikov A., Pinskaya М., Timkova T., Tyumeneva Y. A., Zuckerman G. The Impact of PIRLS in the Russian Federation, in: Studies in International Comparative and Multicultural Education Issue 13: Progress in Reading Literacy in National and International Context. The Impact of PIRLS 2006 in 12 Countries. Berlin, NY, Muenchen, Muenster : Waxmann Verlag, 2012. Ch. 12. P. 183-197.
- Статья Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10– 15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 02. С. 123-150.
- Глава книги Кузнецова М. И. Особенности читательской деятельности выпускников российской начальной школы: углубленный анализ выполнения заданий PIRLS - 2006 // В кн.: Неожиданная победа: Российские школьники читают лучше других / Науч. ред.: И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 165-216.
- Статья Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 107-137.
Конференции
Опыт работы
Принимала участие в создании учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века», является одним из авторов учебников «Русский язык» 1, 2, 3, 4 класс, автором рабочих тетрадей к учебникам. В рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию содержания образования принимала участие в разработке ежегодно проводимых проверочных работ для начальной школы (оценка осознанности чтения на материалах литературных и научно-популярных текстов). Входит в российскую координационную группу международного исследования PIRLS - «Изучение качества чтения и понимания текста». В рамках региональных мониторингов разрабатывает проверочные работы по русскому языку и литературному чтению. Принимала участие в разработке планируемых результатов по русскому языку и примерной программы по русскому языку в рамках работы над ФГОС НОО 2009 г. Работала членом технической группы программы READ (Russia Education Aid for Development). Работа в Центре начального образования Института стратегии развития образования РАО.
Информация*
Четверть нации – функционально неграмотные люди?
1 февраля на очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования (ИРО) НИУ-ВШЭ обсуждалась проблема читательской грамотности российских школьников.