Аристова Валентина Николаевна
- Доцент:Школа иностранных языков
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Образование, учёные степени
- 2011Кандидат филологических наук: Воронежский государственный университет, специальность 10.02.05 «Романские языки»
- 2011
Аспирантура: Воронежский государственный педагогический университет, специальность «10.02.05 Романские языки»
- 2005
Специалитет: Воронежский государственный педагогический университет, специальность «Иностранный язык», квалификация «учитель французского и английского языков»
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Школы иностранных языков НИУ ВШЭ (ноябрь 2022)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (февраль 2018)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
Надбавка за академическую работу (2017-2018, 2014-2015, 2013-2014)
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом журнале (2015-2017)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2014-2015)
Категория "Новые преподаватели" (2012-2013)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "История и культура стран второго иностранного языка" (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Французский язык для академических целей (основной курс) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- French For Academic Purposes (Basic Course) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)
French 2 (Магистратура; где читается: Школа иностранных языков; направление "45.04.02. Лингвистика", направление "45.04.02. Лингвистика", направление "45.04.02. Лингвистика", направление "45.04.02. Лингвистика"; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "История и культура стран второго иностранного языка" (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Research seminar "The French and humor (based on the material of the French cinematography of the 20-21 c.)" (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 1, 2 модуль)
French 1 (Магистратура; где читается: Школа иностранных языков; направление "45.04.02. Лингвистика", направление "45.04.02. Лингвистика", направление "45.04.02. Лингвистика", направление "45.04.02. Лингвистика"; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- История и культура стран второго иностранного языка (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Практикум по культуре речевого общения французского языка (Магистратура; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Современная культура стран второго иностранного языка (Магистратура; где читается: Школа иностранных языков; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Второй иностранный язык (французский) (Магистратура; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Практический курс второго иностранного языка (Магистратура; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Практический курс второго иностранного языка (французский язык) (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Конференции
- 2022XVII Международная научно-практическая конференция НОПриЛ «Языки и культуры в современном мире» (Москва). Доклад: Язык нацистских концентрационных лагерей
- 2021HSE LED Conference (Москва). Доклад: Стратегии эффективности трех форматов обучения иностранному языку: офлайн, онлайн, гибридный
- Романистика в эпоху полилингвизма (Москва). Доклад: Le ton Canard»: язык сатирического еженедельника «Le Canard Enchaîné» и его воздействие на массовые представления французских граждан
- 2017XI Конвент РАМИ «Диалектика империи: революция vs преемственность» (Москва). Доклад: Юмор как способ манипуляции общественным сознанием в современной Франции (на материале сатирической прессы)
- III Международная научно-практическая конференция "Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика" (Москва). Доклад: «Французские сатирические издания “Charlie Hebdo” и “Le Canard Enchaîné” как инструмент воздействия на общественное сознание».
- 2016Ежегодный межвузовский научно-практический семинар «Французский язык: теория и практика обучения» (Москва). Доклад: Современные подходы к обучению французскому языку как иностранному в Германии и Израиле
- The Society for French Studies 57th Annual Conference University of Glasgow (Глазго). Доклад: Qui, comment et de quoi fait rire la presse française: moyens linguistiques de la représentation du comique dans le «Charlie Hebdo» et «le Canard Enchaîné»
- II Международная научно-практическая конференция «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика» (Москва). Доклад: Лингвистические средства выражения комического в современной французской литературе (на материале романов Ф. Ген, С. Беншетри, Г. Делакур)
- 2015Международная научно-практическая конференция "Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания" (Москва). Доклад: Языковые средства создания комического образа политиков в современной французской сатирической прессе
- 2014Перевод как средство взаимодействия культур (Краков). Доклад: Культурно-антропологический аспект обучения иностранному языку: опыт преподавания французского языка в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»
- Ежегодный межвузовский научно-практический семинар "Французский язык: теория и практика обучения". Условия и способы повышения мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. (Москва). Доклад: "iГаджеты на занятии по французскому языку в вузе: модно или необходимо?"
- 2013Ежегодная международная Конференция «Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе» (Москва). Доклад: Фильм как инструмент развития толерантности на занятиях по французскому языку
- Герценовские чтения. Иностранные языки (Санкт-Петербург). Доклад: Французское вербальное поведение в стандартных коммуникативных сферах
- Ежегодный межвузовский научно-практический семинар "Французский язык: теория и практика обучения. Французский язык в вузе: содержание, формы и методы обучения, адаптация к общеевропейским требованиям". (Москва). Доклад: Основное содержание и критерии оценивания международных экзаменов DELF-DALF
- Человек и его язык (Санкт-Петербург). Доклад: Инвективная лексика как средство формирования образа человека в произведении Л.Ф. Селина "Voyage au bout de la nuit"
- Магия ИННО: Новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников (Москва). Доклад: Интернет-планшет как средство обучения иностранному языку (на примере занятий по французскому языку на исторических факультетах)
- Ежегодный межвузовский научно-практический семинар "Французский язык: теория и практика обучения. Французский язык в вузе: новые стандарты и технологии" (Москва). Доклад: Стандартизированный контроль и альтернативные формы контроля уровня развития лингвистических компетенций в системе языкового образования.
Публикации32
- Книга Аристова В. Н., Бартенева И. Ю., Ерыкина М. А., Жукова Н. В. Французский язык (В2-С1): учебник. СПб. : Лань, 2023.
- Статья Жукова Н. В., Аристова В. Н. Опыт использования трех форматов обучения иностранному языку в вузе (офлайн, онлайн, гибридный): эффективность, проблемы, результаты // Педагогика и психология образования. 2022. № 1. С. 148-171. doi
- Статья Аристов С. В., Аристова В. Н. Роль коммуникации в процессе выживания узников нацистских концлагерей // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 480. С. 84-91. doi
- Книга Аристова В. Н., Бартенева И. Ю., Ерыкина М. А., Жукова Н. В. Французский язык (В1-В2). Практикум. СПб. : Лань, 2022.
- Книга Аристова В. Н., Бартенева И. Ю., Ерыкина М. А., Жукова Н. В. Французский язык (В1-В2): учебник для вузов. СПб. : Лань, 2022.
- Статья Аристова В. Н. Сатирическая пресса и ее воздействие на общественное сознание в современной Франции (на материале «Le Canard Enchaîné») // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19. № 2. С. 104-117. doi
- Статья Аристова В. Н. Французские еженедельники «Charlie Hebdo» и «le Canard Enchaîné»: лингвистические средства создания комического, тематическое поле и целевая аудитория // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019. Т. 16. № 1. С. 4-19. doi
- Книга Аристова В. Н., Жукова Н. В. Roman français du XXe siècle: lire et s’exercer: учеб. пособие. М. : Издательский дом "Неолит", 2016.
- Статья Аристова В. Н. Вербализация комического во французской литературе начала XXI века (на примере романов F. Guène, S. Benchetrit, G. Délancourt) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С. 75-85.
- Статья Аристова В. Н. Лингвистические средства создания образов политиков в современной французской сатирической прессе // Филология и человек. 2016. № 4. С. 78-86.
- Статья Аристова В. Н. Французская инвективная лексика и проблема ее классификации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Т. 14. № 1. С. 86-94.
- Статья Aristova V. "Notre premier sujet c'est la politique": Charlie Hebdo and Contemporary French Politics // French Studies Bulletin. 2014. No. 35 (133). P. 85-88. doi
- Глава книги Аристова В. Н. iPad как средство обучения иностранному языку (на примере занятий по французскому языку на исторических факультетах) // В кн.: Филологические науки в МГИМО: Сборник научных трудов Вып. 53 (68). М. : МГИМО-Университет, 2014. С. 82-90.
- Статья Аристова В. Н. Вербальные расистские оскорбления в современном французском обществе // Филология и человек. 2014. № 1. С. 74-83.
- Глава книги Николаева И. В., Аристова В. Н. Культурно-антропологический аспект обучения иностранному языку: опыт преподавания французского языка в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» // В кн.: Перевод как средство взаимодействия культур: Материалы международной научной конференции. М. : Издательство Московского университета, 2014. С. 328-340.
- Книга Nikolayeva I. V., Aristova V. Panorama de la France actuelle: учебное пособие по лингвострановедению. M. : Tezaurus, 2013.
- Книга Aristova V. Précis d'histoire de France: учебное пособие по истории Франции. M. : Tezaurus, 2013.
- Глава книги Аристова В. Н. Инвективная лексика как средство формирования образа человека в произведении Л.-Ф. Селина "Voyage au bout de la nuit" // В кн.: Человек и его язык: материалы юбилейной XVI Международной конференции научной Школы-семинара имени профессора Л.М. Скрелиной. СПб. : Издательско-Торговый Дом "Скифия", 2013. С. 107-112.
- Глава книги Аристова В. Н. Обучение коммуникативному поведению на занятиях по французскому языку на неязыковых факультетах вузов // В кн.: Феномен человека. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования. Подольск : Ваш Домъ, 2013. С. 22-27.
- Глава книги Аристова В. Н. Фильм как инструмент развития толерантности на занятиях по французскому языку // В кн.: Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, Москва, РУДН, 19-20 апреля 2013 года. М. : Издательство РУДН, 2013. С. 19-24.
- Глава книги Аристова В. Н. Французское вербальное поведение в стандартных коммуникативных сферах // В кн.: Герценовские чтения. Иностранные языки. 2013. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. С. 125-126.
- Глава книги Аристова В. Н. Инвективная лексика: проблема ее интерпретации во французской филологии // В кн.: Французский язык: теория и практика. Выпуск 2 / Сост.: И. В. Николаева, И. Ю. Бартенева; под общ. ред.: Т. А. Полякова. Вып. 2. М. : Спутник+, 2012. С. 5-11.
- Глава книги Аристова В. Н. Конфликтогенный потенциал инвективной лексики на примере французских рече-бытовых ситуаций // В кн.: Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции, Москва, РУДН, 10-12 апреля 2012 года. М. : Российский университет дружбы народов, 2012. С. 31-35.
- Глава книги Аристова В. Н. Лексические способы создания инвективного эффекта в произведении Л.-Ф. Селина "Voyage au bout de la nuit" // В кн.: Актуальні проблеми філології, американські та британські студії / Ed. by А. Гудманян, О. Шостак. Kiev : -, 2012. С. 3-12.
- Глава книги Aristova V. Лексичні способи створення інвективного ефекту у творі Л.-Ф. Селіна «Voyage au bout de la nuit», in: Гуманітарна освіта в технічних вищих навчальних закладах / Отв. ред.: А. Гудманян. Issue 26. Kiev : Університет «Україна», 2012. P. 7-17.
- Книга Аристова В. Н., Бессалов А. Ю. Между логикой и экспрессией: каузальные отношения и инвективная лексика во французском языке. Калуга : АНО ВПО "МГИ", 2012.
- Статья Аристова В. Н. Французская инвективная лексика в речевой конфликтной коммуникации // Молодой ученый. 2012. Т. 1. № 8. С. 172-177.
- Книга Аристова В. Н. Инвективная лексика во французском художественном дискурсе. Подольск : АНО ВПО "МОГИ", 2011.
- Глава книги Аристова В. Н. Функции французской инвективной лексики: от катартической до манипулятивной // В кн.: Современные тенденции в науке: новый взгляд сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 29 ноября 2011 г.: в 9 частях, ч.9 Ч. 9. Тамбов : ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 9-12.
- Статья Аристова В. Н. Инвективная лексика в произведении Раффи Шар «Ma femme s’appelle Maurice» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 77-80.
- Статья Аристова В. Н. Вербализация коммуникативного конфликта в пьесе Раффи Шар «Ma femme s’appelle Maurice» // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. 2006. № 3. С. 274-278.
Опыт работы
2014 г. – по наст. время - Старший преподаватель кафедры французского языка Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ
2011 г. – 2014 г. - Преподаватель кафедры французского языка НИУ ВШЭ
2007 г. – 2011 г. - Референт – переводчик Центра международного сотрудничества Воронежского государственного педагогического университета
2005 г. – 2006 г. - Преподавание французского языка на кафедре французского языка Воронежского государственного педагогического университета
Информация*
- Общий стаж: 17 лет
- Научно-педагогический стаж: 14 лет
- Преподавательский стаж: 14 лет
Конференции «La France et la Francophonie d’aujourd’hui» 15 лет!
12 марта 2021 г. состоялось главное событие года на французском языке в НИУ ВШЭ – XV юбилейная Международная научная конференция для студентов и аспирантов «La France et la Francophonie d’aujourd’hui».
«Никакой университет, кроме ВШЭ, не дает таких возможностей»
Интервью с Ириной Махаловой, выпускницей исторического факультета 2014 года, ныне студенткой университета имени Гумбольдта в Берлине
Праздник французского языка в ВШЭ
20 марта, в Международный день франкофонии, в Высшей школе экономики прошел праздник французского языка, организованный кафедрой французского языка НИУ ВШЭ и студенческим театром «Le Défi».