Петракова Анастасия Владимировна
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Образование, учёные степени
- 2018PhD: Берлинский университет им. Гумбольдта
- 2013
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Клиническая психология», квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
8/09/2014 - Workshop "Introduction to statistics with R Studio" at the Freie Universitaet Berlin (Germany)
6/09/2015 - Workshop of Prof. Dr. Robert Kail (Purdue University, USA) "Scientific writing for psychologists" at the L'Universite' de Gene've (Switzerland)
24-29/10/2016 - Workshop "Current methods of data analysis with Mplus and R Studio" at the National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia)
23/03-10/04/2020 - программа повышения квалификации "Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью" при ФГБОУ ВО НГПУ
28/03-30/06/2020 - программа повышения квалификации "Психологическое консультирование онлайн в чрезвычайной ситуации и при карантине для психологов-волонтёров Единой горячей линии СТОПКОРОНОВИРУС.РФ" (Институт психологического консультирования и практической психологии, Москва, России)
15/02-30/06/2021 – обучение на программе дополнительного образования «Диагностика и психотерапия детей с аутизмом и аффективными нарушениями» при Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024-2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Нейронауки в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Нейронауки в образовании (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Типичное и нетипичное развитие (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Типичное и нетипичное развитие (Маго-лего; 1 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Публикации13
- Глава книги Kulikova (Ponomareva) A., Ivanova A., Orel E., Petrakova A. Inattentiveness Predicts Reading Achievement in Primary School, but with Hyperactivity/Impulsivity It’s More Complicated, in: The First Year at School: An International Perspective / Ed. by P. Tymms, T. Bartholo, S. Howie, E. Kardanova, M. Campelo Koslinski, C. Merrell, H. Wildy. Switzerland : Springer, 2023. doi P. 281-292. doi
- Статья Манина В. А., Петракова А. В., Куликова А. А., Орел Е. А., Канонир Т. Н. Копинг-стратегии и удовлетворенность работой у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 52-65. doi
- Статья Струкова А. С., Юрчик Е. Н., Петракова А. В., Канонир Т., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 187-213. doi
- Книга Аникин В. А., Антонов Е. В., Антонова В. К., Боос В. О., Вишневский К. О., Власова В. В., Воронина Н. Д., Гершман М. А., Глезер О. Б., Гребенюк А. Ю., Демидкина О. В., Демьянова А. В., Денисенко М. Б., Зотова М. В., Карданова Е. Ю., Каширская Е. В., Козлов В. А., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Куричев Н. К., Куценко Е. С., Леонтьев Д. А., Мильшина Ю. В., Михайлова Н. С., Нагерняк М. А., Нефедова А. И., Овчарова Л. Н., Орел Е. А., Петракова А. В., Позднухова Е. А., Канонир Т., Потапчик Е. Г., Рогов М. И., Рудь В. А., Сажина С. В., Сафронов С. Г., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Сушенцова М. С., Тер-Акопов С. А., Тимонин С. А., Тимофеев А. А., Фрёлих К., Хархурин А. В., Шелудков А. В., Ширкова Н. Н., Шматко Н. А., Щур А. Е. Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Науч. ред.: Л. Н. Овчарова, В. А. Аникин, П. С. Сорокин. М. : Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. doi
- Статья Petrakova A., Kanonire T., Kulikova (Ponomareva) A., Orel E. Teachers under stress during the COVID-19 pandemic: analysis of a successful case // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. No. № 4 (58). P. 90-104. doi
- Статья Петракова А. В., Микадзе Ю. В., Раабе В. В. Методологические аспекты исследования восприятия знакомых и незнакомых лиц // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 2. С. 4-23.
- Статья Петракова А. В., Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. doi
- Статья Петракова А. В., Микадзе Ю. В., Турсунов В. В. Вклад правого и левого полушария в восприятие лиц // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 69. С. 1-15.
- Статья Баязитова Г. Р., Лебедева Е. И., Петракова А. В., Фёдоров О. Д. Эффект предпочтения лиц из своей возрастной когорты (own-age bias) в образовательном контексте // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 4. С. 329-336. doi
- Глава книги Petrakova A.V. The structure of face cognition in childhood and adolescence: in search of social intelligence, in: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М. : Буки Веди, 2019. P. 564-570.
- Статья Petrakova A., Sommer W., Junge M., Hildebrandt A. Configural face perception in childhood and adolescence: An individual differences approach // Acta Psychologica. 2018. Vol. 188. P. 148-176. doi
- Книга Petrakova A. Individuelle Unterschiede in der Gesichterkognition im Kindes- und Jugendalter/Individual Differences in Face Cognition across Childhood and Adolescence. Humboldt Universitaet zu Berlin: , 2018. doi
- Статья Chernorizov A. M., Jiang Z., Petrakova A., Zinchenko Y. P. Face cognition in humans: Psychophysiological, developmental, and cross-cultural aspects // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. No. 4. P. 37-50. doi
Конференции
- 2021International School Psychology Association 2021 (ISPA 2021) (Никосия). Доклад: Teachers' beliefs about social and emotional learning: focus-group study in Russia
- International School Psychology Association 2021 (ISPA 2021) (Никосия). Доклад: Specificity of teachers' psychological stress under the conditions of distant teaching during the COVID-19 pandemic: case of Russia
- Международный научный семинар «Цифровая дидактика» (Москва). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID‑19
- Ежегодный (III) саммит молодых учёных и инженеров: Большие вызовы для общества, государства и науки (Сочи). Доклад: Факты о восприятии лиц – возможности внедрения в образовательные практики
- V международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика» (Красноярск). Доклад: Измерения в психологии и образовании: опыт Центра Психометрики и Измерений в образовании и перспективы сотрудничества
- 2020Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере" (Мурманск). Доклад: Представление учителей о социально-эмоциональном развитии в школе: результаты фокус-групп
- XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи подросткам и их социальному окружению "Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности" (Москва). Доклад: Чем могут быть полезны современные исследования познания лиц для школы?
- IX Международная конференция по когнитивной науке (Москва). Доклад: On the choice of stimulus material in studies of face cognition in childhood
- IX Международная конференция по когнитивной науке (Москва). Доклад: When do we perceive the face as a social stimulus, and when as a physical object?
- XXVII Всероссийская конференция ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада (Красноярск). Доклад: Индивидуальные различия в развитии социального восприятия
- III Международная научно-практическая конференция Герценовские чтения: психологические исследования в образовании (Санкт-Петербург). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
- III Международная научно-практическая конференция Герценовские чтения: психологические исследования в образовании (Санкт-Петербург). Доклад: Эффект предпочтения лиц из своей возрастной когорты (own-age bias) в образовательном контексте
- Итоговая научно-практическая конференция с международным участием "Современное образование: теория и практика" по направлению "Траектории современного образования" (Ростов-на-Дону). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
- Межвузовский симпозиум «Психология пандемического сознания» (Москва). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
- Научный семинар Института психологии РАН "Диалог научных школ" ("Индивидуально-психологические различия в восприятии лиц") (Москва). Доклад: Индивидуальные различия в восприятии лиц и памяти на лица в детском и подростковом возрасте
- 2019XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Москва). Доклад: Individual differences and specificity in face cognition abilities across childhood and adolescence
- XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Москва). Доклад: Specificity in perception of familiar and unfamiliar faces in humans
- Современная Нейропсихиатрия (Москва). Доклад: Вопросы формирования и развития социальных навыков у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Когнитивная наука в Москве: новые исследования (Москва). Доклад: Структура узнавания лиц в детском и подростковом возрасте: в поисках социального интеллекта
- Форум Инклюзия в контексте международного опыта (Москва). Доклад: Без доклада (организатор)
- Ежегодный саммит молодых учёных и инженеров: Большие вызовы для общества, государства и науки (Сочи). Доклад: Существует ли эмоциональный интеллект и другие интересные вопросы психодиагностики в школе
Опыт работы
10/2013 – 09/2018 - аспирант-исследователь Берлинского университета им. Гумбольдта и Грайфсвальдского университета им. Эрнста-Морица-Арндта
06/2017 - 08/2019 - организационный психолог в Берлинской билингвуальной образовательной организации "Образование - для разумного будущего" (BifiZ gGmbH)
02-03/2019 - Проект Московского центра качества образования (МЦКО) «Разработка текста заданий и критериев их оценивания для основных и дополнительных измеряемых конструктов для оценивания социальных и эмоциональных навыков», договор №21-04/38 (один из разработчиков, проводила когнитивные лаборатории)
с 09/2019 - научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Информация*
- Общий стаж: 5 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Как связаны между собой нейронауки и образование? Доклад экспертов НЦМУ ЦМИЧП на «Герценовских чтениях» в Санкт-Петербурге
26 октября 2023 года в рамках VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» в Санкт-Петербурге эксперты НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» представили доклад «Исследование представлений практиков сферы образования о науках, изучающих мозг». Примечательно, что в этом году конференция была посвящена Году педагогу и наставника.
Сюрпризы младшей школы: международные эксперты о том, что важно в первом классе
Педагогам важно знать, как улучшить образование с самого начала — например, в каком возрасте детям лучше идти в школу, когда учить их читать и знакомить с арифметикой. К тому же, необходимо оценить качество обучения детей, и здесь наука все еще совершенствует свои методы.
Всех нужнее и дороже в этой школе доброта? Какие социально-эмоциональные навыки учителя считают самыми полезными для начальной школы
В первые годы в школе дети осваивают не только основные академические дисциплины, такие как чтение, письмо и арифметика, но и приобретают важные социальные и эмоциональные навыки. Они учатся устанавливать дружественные связи со своими сверстниками, работать в команде, управлять своими чувствами и эффективно взаимодействовать с учителями. Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали процесс развития этих навыков в российской начальной школе.
Материалы вебинара «Практики профилактики эмоционального выгорания в деятельности педагога»
Публикуем материалы вебинара для школьных руководителей, методистов и учителей.
Школа в стрессе
С началом пандемии школы выбрали разную стратегию в отношениях со своими сотрудниками. Одни пошли по пути «сильной вовлеченности»: проводили мастер-классы по использованию разных платформ, репетиции онлайн-уроков, создавали площадки для обмена опытом. Другие декларировали, что дают своим педагогам «полную свободу». На практике это означало отсутствие поддержки и усилило стресс учителей, заключают научные сотрудники Инобра Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. В статье, опубликованной в новом номере «Вопросов образования», они приводят результаты исследования психологического стресса учителей во время эпидемии COVID-19.
«По тропинкам памяти»: как книга связала поколения
Онлайн-презентация книги «По тропинкам памяти. Москва в лицах простых людей», общего детища Высшей школы экономики и проекта мэра «Московское долголетие», состоялась на днях. Тропинки памяти превратились в мосты между прошлым и настоящим, между поколениями бабушек, дедушек и внуков. Авторы рассказов — слушатели курса «Мемуаристика» проекта «Московское долголетие в Вышке», а проиллюстрировали книгу студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
Обмануть меня не сможешь
Ребенок не всегда может прямо сказать, что ему плохо, его обидели. Но о проблемах способны рассказать его жесты и мимика. Можно ли учить педагогов «читать по лицам», например, на специальных курсах повышения квалификации? В будущем – почему нет? Это – только одна из прикладных сфер, в которых можно применять новую методику – изучение нюансов восприятия лиц и памяти на лица. В перспективе она способна решать и другие задачи в школе и не только, например – ее можно использовать при создании тестов.
Школьники выбирают психометрику
22 ноября 2019 в Институте образования НИУ ВШЭ прошел промежуточный этап конкурса «Школа реальных дел» для учеников 8-11 классов московских школ. Центр психометрики и измерений в образовании предложил к решению кейс «Разработка необычного теста для оценки личности», который выбрали для себя девять команд из Москвы и регионов – что очень много для этого проекта (обычно кейсы выбирают 2-3 команды).
Школьники помогут ученым делать интересные тесты
Ученики школ, участники ярмарки «взрослых» проектов, примут участие в создании «необычного теста» для своих сверстников: он поможет выявить особенности характера и поведения, индивидуальные различия и т.д. Работа над проектом продлится полгода, а началась она на ярмарке кейсов «Школа реальных дел».