Смолянская Наталья Владимировна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 31 год.
Образование, учёные степени
- 2005Кандидат философских наук
- 1981
Специалитет: Московский полиграфический институт, специальность «Графика (художественно-техническое оформление печатной продукции)», квалификация «художник-график»
Специалитет
- DEA (Diplôme d’études approfondies), Университет Париж 8, 2000;
- Diplôme du Collège International de Philosophie, Париж, 1999;
- Diplôme du Collège Universitaire Français, Москва (совм. с франц. программой), 1998;
- Заочная аспирантура по философии, МГУ, 2000-2004.
Должности
- c 2017 по настоящее время преподает в Аспирантской Школе по современному искусству и дизайну в ВШЭ: курс «Кураторский проект», вводный курс по современному искусству и осуществляет научное руководство семинаром «Место искусства» совместно Аспирантской Школы ВШЭ и группы «Место искусства», также в рамках программы исследований этого семинара осуществлена сессия конференции 2019 г. «Место искусства: к актуальным вопросам критической географии», в настоящее время проходит онлайн конференция «Выставка как способ анализа современности. Этика и политика выставочных проектов»;
- c 2019 преподает курсы по современному искусству на отделении современного искусства в Школе современного искусства и дизайна ВШЭ;
- Доцент кафедры «Кино и современное искусство» ФИИ РГГУ, 2009 – 2018;
- Доцент Русской Антропологической Школы, РГГУ, 2008 - 2014;
- Ассоциированный исследователь Лаборатории «Логики современной философии»,Университет Париж 8, с 2012 по настоящее время;
- Руководитель, концептуальная разработка направления «Кураторство художественных проектов», магистратура ФИИ РГГУ с 2014-2018;
- Директор программы Международного Колледжа Философии, Париж (2007 – 2013), в рамках программы вела два семинара и организовала три международных конференции, посвященных проблематике авангарда и современного искусства.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Миронова Т. Ю. Оптика документальности в современной выставочной деятельности: практики работы с историей и памятью в современном искусстве (1989-2020-е г.г.), 2022
- 2Лукина П. А. Стратегии художественных поисков российского современного искусства в ситуации «центр-периферия», 2021
- 3Замыслова В. А. Перформативные практики между искусством и политикой: проблема границ искусства и вопросы художественной репрезентации на примерах российского искусства 1990-х–2020-х гг. (aспирантура: 3-й год обучения)
- 4Казейкина Е. В. Поп-ап книга в контексте современного искусства: партиципаторность и синтез искусств (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
История и теория дизайна. Специализация (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.03.01. Дизайн", направление "54.03.01. Дизайн"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История и теория дизайна. Специализация (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История и теория дизайна. Специализация (Бакалавриат; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Креативные технологии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Издательский проект (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Концепции современного искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Кураторский проект (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)Рус
- Теория и философия современного искусства. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Концепции современного искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Кураторский проект (Аспирантура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Теория и философия современного искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Практики современного искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теории и методы (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Theory and philosophy of contemporary art (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Кураторский проект (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Практики современного искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теории и методы (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Теория и философия современного искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Научный руководитель диссертационных исследований
Совместное руководство в EHESS, Paris, Natalia Prikhodko Art formes de vie. Les pratiques des artistes moscovites dans les années 1970 - première moitié des années 1980
Учебные курсы
- Теория и история современного искусства (бакалавриат, современное искусство, школа современного искусства и дизайна), с 2020 г.;
- Кураторский проект (для аспирантов Аспирантской Школы ВШЭ), с 2018 г.;
- Теории современного искусства (магистратура и бакалавриат, специалитет, Факультете истории искусства РГГУ, «Свободные мастерские»), с 2008 по наст. время;
- Концептуальные выставки (История выставок и кураторства, и т.д.) (специалитет ФИИ РГГУ, ХМПТ РГГУ), 2008-2016;
- Кураторский проект (для специалитета и магистратуры ФИИ РГГУ), с 2013 по 2018;
- Сценографии художественных выставок (для магистратуры по кураторству, ФИИ РГГУ), 2016 – по наст. время;
- История современного искусства (для магистратуры, ФИИ РГГУ), 2013 – 2015;
- Проблематика и периодизация современного искусства (пропедевтический, для бакалавриата «Теории и практики современного искусства», ФИИ РГГУ), 2015 – 2016;
- Теории авангарда (лекции в ГЦСИ, МедиарАртЛаб, Манеж), 2012 – 2014;
- Аналитическая эстетика (магистратура Русской Антропологической Школы, РГГУ), 2011 - 2012;
- Концепция «языковых игр» и философия Людвига Витгенштейна, в контексте современного искусства (Русская Антропологическая Школа РГГУ, магистратура), 2008 – 2012;
- Спецкурс «Языки искусства» Нельсона Гудмена и современное искусство (факультет философии, МГУ), 2010;
- Спецкурс «Философские концепции авангарда» (специалитет, ФИИ РГГУ), 2007 – 2008;
- Философия массового искусства (спецкурс, ФИИ РГГУ, специалитет), 2008;
- Образ и слово: проблематика комментария в современном искусстве (ФИИ РГГУ), 2006.
Исследовательские (междисциплинарные, кураторские) проекты:
- «Место искусства» - научно-исследовательский, педагогический, архивный и издательский проект, совместно с Аспирантской Школой ВШЭ, с 2018 г.;
- «Искусство диалога. Философия на улицах» (Реапроприация наследия Красного Мая 68 на постсоветском пространстве и современное искусство). В рамках проекта : выставки и образовательная программа в ММОМА, 2018-2019, в университете «Париж-8», конференции и круглые столы, совместно с Французским Институтом в Москве, Высшей Школой Социальных знаний, Франко-Российским Центром Научных исследований в Москве, Центром Творческих Индустрий «Фабрика» и т.д., 2012 – по 2019;
- «Войти и разрешить» (проект по исследованию художественных практик в современном искусстве, связанных с изучением локального городского контекста и новых музейных практик), совместно с ЦТИ «Фабрика», с 2015 – по наст. время.
Гранты
1. 2020 год – лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Куратор года» за проект «Преодоление искусства», https://2020.artinnovation.ru/natalya-smolyanskaya/;
2. 2018 год, март - грант Французского института в Москве на поездку для исследования по проекту, связанному с реапроприацией 1968;
3. 2017 год – грант Фонда наук о человеке в Париже (FMSH), https://www.fmsh.fr/en/chercheur/natalia-smolianskaia.
Публикации
- Natalia Smolianskaia «Avant-Garde and Modernity: Kazimir Malevich Between the Scylla and Charybdis of Geopolitis» / To Whom Does the Avant-Garde Belong? Malevich Project, ed. By Co-operative for creative research “Krasnaya shpana”, 2019, p.58-65;
- Natalia Smolianskaïa La réception de 1917 et 1968 chez les jeunes Russes aujourd'hui / « Mobilisations étudiantes dans le monde : les années 68 » Matériaux pour l’histoire de notre temps 2018/1-2 (N° 127-128), p.72-79;
- Natalia Smolianskaïa «La Sdvigologiïa de Kazimir Malévitch en tant que projet épistémologique et artistique» / «Kandinsky, Malévitch, Filonov et la philosophie. Les systèmes de l’abstraction dans l’avant-garde russe», éd. Cécile Defaut, p.155-169; 2017;
- Natalia Smolianskaïa «Quète d’espace et investigations graphiques dans les avant-gardes russes (Solomon Nikritin, Kazimir Malévitch)» / LIGEIA, dossiers sur l’art, « Avant-gardes russes : suprématisme, art non-objectif, constructivisme, conceptualisme », № 157-160, p. 40-55; 2017;
- Каталог «Если в колодце живет вода» (к персональной выставке Эдуарда Штейнберга, ММОМА, Гоголевский, март-апрель 2017);
- 2020, Наталья Смолянская, «Поиски Атлантиды или Где находится место искусства», https://www.colta.ru/articles/art/25647-natalya-smolyanskaya-poiski-atlantidy-ili-gde-mesto-iskusstva;
- 2019, Наталья Смолянская, «Успеть вернуть шестьдесят восьмой (Объекты Фроманже и инсталляция Вольмана в ММСИ)», https://www.colta.ru/articles/art/21625-uspet-vernut-shestdesyat-vosmoy;
- 2019, Наталья Смолянская, «Нулевой уровень тела», http://moscowartmagazine.com/issue/89/article/1962;
- THE PROBLEM OF LINGUOPRAGMATIC RESEARCH OF BIBLICAL PHRASEOLOGICAL UNITS IN RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES, Smolyanskaya N., Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 5-2 (30). С. 67;
- «ЗАЧЕМ СНОВА ГОВОРИТЬ ОБ АВАНГАРДЕ?», Смолянская Н.В., Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 1 (3). С. 63-72;
- Публикация из списков цитируемой литературы «СКРОМНОЕ» ОБАЯНИЕ ПАРИЖА», Смолянская Н., Вывески. Реклама Outdoor. 2006. № 3. С. 81;
- СТРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ - СТРАННОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (МГУ, 4-6 ОКТЯБРЯ 2004 Г.), Смолянская Н., Новое литературное обозрение. 2004. № 6 (70). С. 56;
- статьи в журнале «Место искусства»: 2020, «Место искусства» №2, Наталья Смолянская «Смотреть и показывать: такие разные истории искусства в объективе критической географии», https://placeofart.ru/statja-15;
- 2019 «Место искусства» №1, Наталья Смолянская, «Место искусства: диалектика художественной повседневности», https://placeofart.ru/article-2/post-preview/4497874.
Готовятся к публикации
1. 2021, на англ. языке в издательстве Routledge, NY, статья Natalia Smolianskaia « Russian Avant-Garde in the Optics of the Horizontal History of Art” в книге “Horizontal Art History and Beyond: Revising Peripheral Critical Practices” издатели Agata Jakubowska и Magdalena Radomska;
2. Книга на франц. языке, подготовка текста, архивных материалов, исторические и философские комментарии: Les condamnés. Destin d’un révolutionnaire. Grigori Smolianski. Textes, archives et commentaires par Natalia Smolianskaia, 300 с. Ed. Syllepse, Paris, https://www.syllepse.net/les-condamnes-_r_21_i_853.html?fbclid=IwAR3RSKuqC-s0T1snBokqiYqLdKJciufgRfl_yMBnapIVt_rtgyRAly0iL6I;
3. Журнал «Место искусства» №3, Наталья Смолянская «Наперегонки со временем: в поисках встречи или прочь от искусства в музее?»;
4. Статья в сборнике «Прямухинские чтения – 2018», Наталья Смолянская «1968: искусство и революция».
Членство журналах, организациях
1. Член редакционного совета научно-критического рецензируемого сетевое издания о кино, телевидении и новых медиа «Телекинет»
Файл
2. Ассоциированный исследователь Франко-российского центра научных исследований, https://cefr-moscou.cnrs.fr/ru/membres/chercheurs-associes;
3. Участник лаборатории «Логики современной философии» Университета Париж 8, Франция, https://llcp.univ-paris8.fr/.
Гранты, премии
1. 2020 год – лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Куратор года» за проект «Преодоление искусства», https://2020.artinnovation.ru/natalya-smolyanskaya/;
2. 2018 год, март - грант Французского института в Москве на поездку для исследования по проекту, связанному с реапроприацией 1968;
3. 2017 год – грант Фонда наук о человеке в Париже (FMSH), https://www.fmsh.fr/en/chercheur/natalia-smolianskaia.
Конференции, выступления, круглые столы
- 27.11.2020 – член международного жюри по защите диссертации (диссертационный совет) Сильвии Шассен (Sylvia Chassaing), Университет Париж 8, Франция, факультет сравнительной литературы, защита онлайн;
- С 2018 года – научное руководство семинаром «Место искусства» в рамках сотрудничества исследовательской группы «Место искусства» и Аспирантской школы ВШЭ по искусству и дизайну, https://design.hse.ru/pages/136, https://placeofart.ru/;
- с 2015 года – организация и кураторство образовательного и исследовательского, музейного проекта «Войти и разрешить», в рамках Школы дизайна и современного искусства – вариатив по вовлечению и участию в проекте и выставочной деятельности (при сотрудничестве и поддержке ЦТИ Фабрика);
- 21.05.2021 – участие в международном круглом столе «Институциональная критика и ее проявления в художественных практиках» (Critique institutionnelle et ses manifestations), Университет Бордо Монтень, Франция (онлайн) с выступлением «Le statut de l’espace public face aux enjeux de la critique institutionnelle : INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE (2012) et des tendances actuelles en art contemporain russe» (Статус публичности и стратегии институциональной критики: выставка INSIDE_FABRIKA_OUTSIDE (2012) и актуальные тенденции в современном российском искусстве);
- Апрель 2021 года – секция группы «Место искусства» в международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, политические и экономические контексты». В рамках секции участие и модерирование ряда интервью и одного из круглых столов по теме «Стратегии публичности в музейных и выставочных практиках»;
- 20.11.2020 – выступление на экспертно-практической онлайн конференции «Я поведу тебя в музей», сессия «Роль и место индустриального музея в городе», выступление Н. Смолянской «проект «Войти и разрешить» - экспериментальный музей на Фабрике. Москва», http://museumtechconf.ru;
- 12-13 ноября 2020 года – Международная конференция «Театр в публичном пространстве: эстетика, экономика и политика спектаклей in situ», Выступление Н. Смолянской «Выставки Гутаи в парке Ашийя: площадки для игры или модернизация традиций?», https://cefr-moscou.cnrs.fr/ru/evenement/konferenciya/mezhdunarodnaya-konferenciya-teatr-v-publichnom-prostranstve-estetika;
- 5 – 23 июня 2020 года – секция исследовательской группы «Место искусства» в рамках международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, политические и экономические контексты». «Выставка как способ анализа современности. Этика и политика выставочных проектов», участие и научное руководство секцией, https://placeofart.ru/konferentsija-2;
- 11.10.2019 – выступление на семинаре Le LIER-FYT, междисциплинарном семинаре «Парадоксы современностей» (Conflits des modernités) Школы Высших Социальных исследований ( EHESS), Париж: « Conflits de modernité autour de Malévitch. L’appropriation actuelle de « l’avant-garde » russe et ses enjeux » (Конфликты современности и имя Малевича. Актуальные апроприации русского «авангарда»);
- 7-9 октября 2019 года – участие и выступление на международной конференции «Lieu de l’art » (Место искусства), Институт истории искусства (INHA), Париж: Наталья Смолянская «L’atelier de l’artiste » (Мастерская художника);
- 6-7 сентября 2019 года – участие в образовательной программе «Артокно» от ММОМА, г. Новотроицк. Лекции Натальи Смолянской : «Культурная политика» и «Выставка в современной культуре», воркшоп, руководство воркшопом по социокультурному проектированию;
- 7-8 февраля 2019 года – участие и выступление на Международной конференции в г. Ренн (Франция): L’art abstrait en quête de définitions, Paris-New-York-Tokyo, 1944-1964 (В поисках определения абстрактного искусства, Париж-Нью-Йорк-Токио, 1944-1964). Natalia Smolianskaia « Jetez-vous en l’air » : l’art abstrait au croisement de la corporéité concrète » (Абстрактное искусство в соприкосновении с телесной конкретностью, выставки группы «Гутаи»), https://www.mshb.fr/agenda_mshb/l-art-abstrait-en-quete-de-definitions-br-paris-new-york-tokyo-1944-1964/5658/;
- 25-27 октября 2018 года – участие и выступление в рамках Международной научной конференции ВШЭ «Эхо 1968. Пятьдесят лет спустя», круглый стол 26.10. «1968, май: на пороге ”новой философии”» (Зал заседаний ученого совета).Natalia Smolianskaia « Philosophie dans la rue. L’art de dialogue » (Философия на улицах. Искусство диалога);
- 23-24 мая 2018 года – Atelier de recherche international. 1968 - 2018 : Pratiques militantes d'Est en Ouest (Международный исследовательский практикум). Париж, Дом исследований. «1968-2018. Активисты от Востока до Запада». Участие и выступление: Наталья Смолянская «Rejouer Mai 68 : les enjeux des mobilisations et des réflexions critiques en Russie post-soviétique» (Повторить май 68: стратегии мобилизации и критической мысли в пост-советской России);
- 19.05.2018 – организация и участие в круглом столе ЦФРИ (Центр франко-российских исследований), Москва, ММОМА, Образовательный центр: «Против движения: улицы открытых возможностей»;
- 21.03.2018 – CODHOS, Центр документации рабочей и социальной истории, Париж, круглый стол «Retour aux sources… sur les années 1968 » (Возвращение к документам… о 1968). Выступление: Natalia Smolianskaia «Un art du dialogue (autour de la mémoire soixante-huitarde en France)» (искусство диалога (о воспоминаниях тех, кто участвовал в событиях 1968);
- 7-8 декабря 2017 года – международная конференция, Париж, Университет Париж-10 – Университет Париж-8, INALCO (Институт восточных языков): 1917-2017. Regards croisés sur les avant-gardes artistiques soviétiques. (Художественный советский авангард: взгляды с разных сторон). Выступление: Natalia Smolianskaia « La tectologie de l’avant-garde russe » (Тектологии русского авангарда);
- Идея, организация и участие и проведение образовательной программы к выставкам «Запрещено запрещать» в ММОМА, Образовательный центр (декабрь 2018-март 2019 и «Преодоление искусства», ММОМА, Гоголевский бульвар, 10;
- В рамках программы лекции: 14.12.2018 «Ситуационисты и психогеография», совместно со Степаном Михайленко; 15.12.2018 «Кинематограф Ги Дебора», совместно с С. Михайленко; 18.19.12.2018 – участие в воркшопе «Военная игра Ги Дебора; 17.01.2019 – воркшок по созданию кинолистовок с Элен Флекенже; 25.01. 2019, Наталья Смолянская, лекция «Экспериментальный кинематограф Алена Монтесса», 2.03.2019 и 19.03. 2019 круглые столы по левой мысли, Образовательный центр, 15.05.2019 круглый стол по левой мысли, Гоголевский бульвар, 10;
- Круглые столы, семинары группы «Место искусства», смотреть на сайте в разделе «События»: https://placeofart.ru/.