Авдеева Светлана Михайловна
- Заведующий лабораторией:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании / Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 22 года.
Образование, учёные степени
- 1990Кандидат технических наук
- 1984
Специалитет: Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, специальность «Системы автоматического управления», квалификация «инженер электромеханик»
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (август 2021)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
- Медаль К.Д. Ушинского Министерства образования Российской Федерации (сентябрь 2011)
- Премия Правительства РФ в области образования (август 2009)
- Премия Правительства РФ в области образования (октябрь 2003)
- Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" (апрель 2002)
- Лучший преподаватель – 2019
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Публикации7
- Статья Авдеева С. М., Тарасова К. В. Об оценке цифровой грамотности: методология, концептуальная модель и инструмент измерения // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 8-32. doi
- Статья Кузьмина Ю. В., Авдеева С. М., Тарасова К. В., Попова А. В., Бициоха Я. А. Цифровая грамотность, когнитивный контроль и использование цифровых устройств детьми // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 4. С. 81-97. doi
- Глава книги Avdeeva S., Uvarov A. MIDDLE SCHOOL STUDENTS’ INFORMATION AND COMMUNICATION LITERACY DEFICITS STUDY, in: PROCEEDINGS OF THE 19th INTERNATIONAL CONFERENCE on COGNITION AND EXPLORATORY LEARNING IN THE DIGITAL AGE (CELDA 2022). IADIS Press, 2022. P. 35-41.
- Статья Авдеева С. М., Уваров А. Ю., Тарасова К. В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 218-243. doi
- Книга Авдеева С. М., Гасс П. В., Корешникова Ю. Н., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Рук.: Е. Ю. Карданова. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Авдеева С. М., Руднев М. Г., Васин Г. М., Тарасова К. В., Панова Д. Оценка информационно-коммуникационной компетентности учащихся: подходы, инструмент, валидность и надежность результатов // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 104-132. doi
- Статья Авдеева С. М., Никуличева Н. В., Хапаева С. С., Заичкина О. И. О подходах к оценке ИКТ компетентности педагога с учётом требований профессионального стандарта «Педагог» // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 40-49. doi
Опыт работы
1989-2001 - доцент кафедры «Программное обеспечение ЭВМ и ИТ» МГТУ им. Баумана.
2000-2002 - директор Московского Центра Федерации Интернет Образования.
2002-2004 - директор образовательных программ Федерации Интернет Образования.
2004-2008 - руководитель проекта «Информатизация системы образования» НФПК.
С 2008 г. - руководитель проектов в сфере информатизации образования НФПК.
С 2012 г. по настоящее время – заместитель исполнительного директора НФПК.
С 2010 г. по июль 2017 г. – одновременно руководитель Центра информационных образовательных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования.
С 2018 г. – руководитель лаборатории новых конструктов и дизайна тестов института образования ВШЭ.
Информация*
- Общий стаж: 37 лет
- Научно-педагогический стаж: 22 года
- Преподавательский стаж: 17 лет
Аз, буки, интернет: мир учится цифровой грамотности, чтобы не затеряться в сети
Интернет дает современным людям информацию, знания и развлечения — через телефон или компьютер можно делать покупки, общаться с друзьями, смотреть кино и проверить банковский счет. С такой же легкостью в сети можно нарваться на мошенников, фейковые новости и травлю в комментариях.
Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.
Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы
Сегодняшних школьников часто называют цифровыми аборигенами: они чуть ли с рождения со смартфонами в руках. Не знают жизни без доступа к интернету и мгновенной связи, привыкли использовать их для решения всех проблем, получают обилие информации по любому запросу. Несмотря на всё это, цифровая грамотность развита у них по-разному и в целом не то что блестяще, — считают эксперты Инобра, которые измерили эти компетенции у 3,5 тысяч подростков. Как их развивать — вопрос дискуссионный, понятно только, что у школы здесь мало что получается, несмотря на всю «цифровую трансформацию». Почему — обсуждали на семинаре Инобра.
Глаза не обманут: как «заточить» тесты под потребности детей, у которых проблемы с вниманием
Часто говорят, что возможности психометрики почти безграничны: можно создать тесты для любого конструкта, навыка или способности. Однако идеально тесты работают только для «идеального» ребенка — любые нарушения внимания или понимания могут повлиять на результаты. Например, если ученик часто отвлекается во время теста по математике, это не означает, что он плохо разбирается в математике — его результат может быть искажен из-за отвлекающих факторов. Поэтому психометрики не только стараются разработать тесты, которые учтут особенности внимания, но задумываются и о том, как одновременно проверить и основные конструкты, и выявить проблемы с восприятием информации. Этой теме был посвящен семинар «Нейронауки об образовании».
«Практически все группы преподавателей в самом начале обучения оказывают серьезное сопротивление»
Далеко не все российские граждане готовы совершенствовать свои цифровые навыки – даже преподаватели вузов, повышая квалификацию по вопросам применения ИТ-технологий, поначалу не понимают, зачем им это нужно. Как сократить цифровое неравенство, повысить цифровое доверие и организовать независимую оценку компетенций цифровой экономики, обсудили участники круглого стола «Оценка цифровой готовности населения к внедрению цифровых технологий в России» на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Без одиночества в сети: в России готовится «Цифровое ГТО»
В России создана платформа, благодаря которой пользователи смогут повышать и оценивать свою цифровую грамотность. Ее площадкой стал сайт цифроваяграмотность.рф, а развивать платформу будет консорциум с участием ВШЭ. В него вошли государственные корпорации и крупный бизнес.Со стороны Вышки меморандум о совместной работе подписал научный руководитель Института образования Исак Фрумин.
Поздравляем победителя конкурса НИРС в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по образованию для студентов магистратуры и выпускников 2018 года»!
В этом году конкурс научно-исследовательских работ студентов выиграла стажер-исследователь нашего Центра. Поздравляем Угланову Ирину и ее научного руководителя Авдееву Светлану Михайловну!
Поздравляем победителей НИРС-2018!
Поздравляем победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов по направлению Образование! В этом году победителями стали выпускницы нашей магистерской программы.
Building bridges to future educational assessment: сотрудники ЦМКО на международной конференций Европейской Ассоциации образовательного оценивания AEA-Europe
C 7 по 11 ноября в сразу в двух городах Голландии, Арнеме и Неймегене, прошла 19ая конференция Association for Educational Assessment – Europe. Конференция обединяет исследователей и практиков в области образовательного оценивания. Сотрудники Центра мониторинга качества образования выступили с докладами и познакомились с последними тенденции психометрики в образовании.
Наши на острове Русский
Сотрудники Центра мониторинга качества образования и Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов провели лабораторию «Измерение новых грамотностей и компетенций. Программирование инструмента оценки цифровой грамотности» на острове Русский в рамках проекта Агенства стретигических инициатив "Остров 1021"
В Вышке защитили еще две диссертации по новой процедуре
Евгения Чернина успешно защитила диссертацию по экономике, Диана Королева — по образованию. Оба соискателя получат степени кандидатов наук Высшей школы экономики.