Адамович Ксения Александровна
- Старший преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник:Институт образования / Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Образование, учёные степени
- 2023Кандидат наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2017
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Магистр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2024
"Инструменты ИИ на Python для преподавателей и исследователей", Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, Москва.
2019
"Python для анализа данных", Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, Москва.
Испанский язык, Центр языковой подготовки НИУ ВШЭ, Москва.
2018
Испанский язык, Центр языковой подготовки НИУ ВШЭ, Москва.
2st International Summer School 'Inequality of Educational Opportunities', 1-6 July 2018, Institute of Education HSE, Moscow, Russia.
2017
Испанский язык, Центр языковой подготовки НИУ ВШЭ, Москва.
1st International Summer School 'Inequality of Educational Opportunities', 2-7 July 2017, Institute of Education HSE, Moscow, Russia.
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (август 2021)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
Надбавка за академическую работу (2021-2022)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024-2025)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024, дополнительно отмеченная работа
Полномочия / обязанности
Полномочия / обязанности
Научный сотрудник:
- Проведение исследований и разработок в области анализа цифровых следов в онлайн-образовании
- Аналитическая и экспертная работа в рамках проектов Лаборатории;
- Подготовка статей в рецензируемые научные журналы;
- Разработка методических рекомендаций по разным аспектам преподавания в онлайн- и смешанных средах.
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
Анализ данных в образовании II (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Методы машинного обучения в исследованиях образования (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Практики EdTech (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Большие данные и методы машинного обучения в исследованиях образования (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Практики EdTech (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Methods of experimental studies in education (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Анг
- Experiments in Education (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Инновации и образование в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
- Quasi-Experimental Research in Education (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Лучшие инновационные практики образования (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
- Основы проектного управления (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
- Проектирование образовательного стартапа (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)Рус
Публикации19
- Статья Gorbunova A., Lange C., Savelyev A., Adamovich K., Costley J. The Interplay of Self-Regulated Learning, Cognitive Load and Performance in Learner-Controlled Environments // Education Sciences. 2024. Vol. 14. No. 8. Article 860. doi
- Статья Getman A., Boitcov M., Adamovich K., Costley J. The role of engagement strategies and path-dependency in online learning // Innovations in Education and Teaching International. 2024. P. 1-15. doi (в печати)
- Статья Гетман А. В., Адамович К. А. Региональные различия в доступе российских учащихся к дистанционному обучению в 2016– 2022 гг.: эффекты периода COVID-19 // Экономическая социология. 2024. Т. 25. № 1. С. 96-116. doi
- Статья Адамович К. А., Чиркина Т. А. Игра на повышение: роль виртуальной валюты в стимулировании выполнения домашних заданий на платформе Skyeng // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 8-24. doi
- Статья Adamovich K. Conceptual Approaches to the Study of Spatial Inequality: the Case of Russian Education // Journal of Economic Sociology. 2022. Vol. 23. No. 2. P. 147-161. doi
- Статья К. А. Адамович Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000—2017 гг.: типы региональных ситуаций и предикторы различий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 1(167). С. 116-142. doi
- Статья Адамович К. А. Региональные различия в образовательных результатах российских учащихся в PISA-2018: социопространственный подход // Образовательная политика. 2022. Т. 3. № 91. С. 49-61. doi
- Глава книги Adamovich K. DIGITAL GAP BETWEEN RUSSIAN SCHOOLS AND ITS CONSEQUENCES FOR STUDENTS’ LEARNING OPPORTUNITIES DURING CORONA CRISIS, in: 15th International Technology, Education and Development Conference: Online Conference. 8-9 March, 2021. Valencia : IATED Academy, 2021.
- Глава книги Kotlikova A., Adamovich K. STRATEGIES AND FACTORS OF DIGITAL RESOURCES ADOPTION BY RUSSIAN SCHOOL TEACHERS: THE CASE OF YANDEX.TEXTBOOK, in: 15th International Technology, Education and Development Conference: Online Conference. 8-9 March, 2021. Valencia : IATED Academy, 2021. P. 6283-6290.
- Глава книги Adamovich K. EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF RUSSIAN SCHOOL STUDENTS AFTER 9TH GRADES BETWEEN 2000-2014: TYPES OF REGIONAL SITUATIONS, in: INTED2020 Proceedings. 14th International Technology, Education and Development Conference Valencia, Spain. 2-4 March, 2020.. IATED, 2020. doi P. 4696-4702. doi
- Глава книги Adamovich K. REGIONAL DIFFERENCES IN STUDENTS' READING, MATHEMATICS AND SCIENCE OUTCOMES ON PISA 2018 IN RUSSIA, in: 12th International Conference on Education and New Learning Technologies, 6th-7th July, 2020: EDULEARN20 Proceedings / Ed. by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Valencia : IATED Academy, 2020. doi P. 6913-6919. doi
- Глава книги Adamovich K. SPATIAL DIFFERENCES IN ACCESS TO SCHOOL RESOURCES, EDUCATIONAL TRAJECTORIES, AND ACADEMIC RESULTS AFTER 9TH AND 11TH GRADES: MULTILEVEL ANALYSIS ON RUSSIAN DATA, in: 12th International Conference on Education and New Learning Technologies, 6th-7th July, 2020: EDULEARN20 Proceedings / Ed. by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Valencia : IATED Academy, 2020. doi P. 6920-6924. doi
- Книга Королева Д. О., Адамович К. А., Хавенсон Т. Е. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" Вып. 2(2020) ОПЫТ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОВЕДЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Вып. 2. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Захаров А. Б., Адамович К. А. Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся // Экономическая социология. 2020. Т. 21. № 1. С. 60-80.
- Книга Адамович К. А., Капуза А. В., Горбунова А. А. Учащиеся начальных классов и их педагоги в цифровой среде Кн. 5. Вып. 30. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Глава книги Адамович К. А. Динамика регионального неравенства в доступе к образованию в 2000–2016 г. // В кн.: Сборник тезисов конференции молодых исследователей образования-2019. М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.
- Книга Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация Вып. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Капуза А. В., Захаров А. Б., Адамович К. А. Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг. Вып. 2(11). НИУ ВШЭ, 2017.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
Конференции
- 2022The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: The New Moscow Reform: How Capital Borders Expansion Affected Schools Infrastructure and Students Learning Outcomes
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Transfer to Digital Learning during COVID-19 and its Relationship with School and Teachers Characteristics: Case of Russian Regions
- 2021ECER-2021 (Женева). Доклад: Spatial Dimension for Maximally and Effectively Maintained Inequality Theories: Evidence from Russian Regions
- 65th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES). Доклад: The Effects of High-Stakes Test Implementation Reform on School Students' Educational Track: Spatial Econometric Approach
- INTED2021. 15TH INTERNATIONAL TECHNOLOGY, EDUCATION AND DEVELOPMENT CONFERENCE (on-line). Доклад: Digital gap between Russian schools and its consequences for students’ learning opportunities during Corona Crisis
- 2020EDULEARN20. Доклад: SPATIAL DIFFERENCES IN ACCESS TO SCHOOL RESOURCES, EDUCATIONAL TRAJECTORIES, AND ACADEMIC RESULTS AFTER 9TH AND 11TH GRADES: MULTILEVEL ANALYSIS ON RUSSIAN DATA
- EDULEARN20. Доклад: Regional differences in students' reading, mathematics and science outcomes on PISA 2018 in Russia
2020
14th annual International Technology, Education and Development Conference. The International Academy of Technology, Education and Development, Valencia, 2-4 March, 2020. Доклад "EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF RUSSIAN STUDENTS AFTER SECONDARY SCHOOL IN 2000-2014: TYPES OF REGIONAL SITUATIONS"
XVII Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования".
Московская высшая школа социальных и экономических наук, 13-15 февраля 2020.
Доклад: "Межрегиональные различия в доступе к качественному образованию и результатах учащихся на данных PISA-2018".
2019
XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования.
15.05.2019 - 15.05.2019 Российская Федерация, Москва
Доклад: "Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в российских регионах в 2000-2014 гг."
CIES 2019 Annual Conference
14.04.2019 - 18.04.2019 США, Сан-Франциско
Доклад: "Educational inequality across Russian regions: implications for university access"
XX Апрельская международная научная конференция
7.04.2019 - 10.04.2019 Российская Федерация, Москва
Доклад" Динамика регионального неравенства в доступе к образованию в 2000-2016 гг."
2018
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 10-13 апреля. Москва. Доклад: Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам и их связь с траекториями учащихся после 9 класса и результатами ЕГЭ по русскому языку и математике в 2015 году. Соавтор: Андрей Захаров.
Конференция молодых учёных в области наук об образовании. Российская академия образования, г. Москва. 27-28 ноября 2018 г. Доклад: "Динамика регионального неравенства в доступе к высшему образованию в России 2000-2016 гг.: введение ЕГЭ и его отсроченные эффекты"
2017
Открытая научно-практическая конференция молодых исследователей «EdGeneration». 1-2 декабря 2017 г. Москва. Дискуссант секции "Исследования в общем образовании".
Конференция молодых учёных в области наук об образовании. Российская академия образования, г. Москва. 14-15 ноября 2017 г. Доклад: Образовательные ресурсы и региональные различия в результатах ЕГЭ по русскому языку и математике в 2015 году. Соавтор: Андрей Захаров.
2016
Открытая научно-практическая конференция молодых исследователей «EdGeneration». 25-25 ноября 2016 г. Москва. Модератор секции "Доказательная образовательная политика".
Информация*
- Общий стаж: 14 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 4 года
Завершилась летняя школа «Как цифровые следы продвигают исследования образования»
С 8 по 10 июля в онлайн формате прошла совместная летняя школа Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании и магистерской программы "Доказательное развитие образования".
Сотрудники МЛОПИО стали лауреатами Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ НИУ ВШЭ
10 июня состоялась церемония награждения победителей IV Конкурса лучших русскоязычных работ НИУ ВШЭ. В числе призеров в Научной номинации по направлению «Образование» оказалась научный сотрудник МЛОПИО Ксения Адамович со статьей «Игра на повышение: роль виртуальной валюты в стимулировании выполнения домашних заданий на платформе Skyeng».
Кроме того, в этой же категории жюри конкурса особо отметило статью «Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения» в число авторов которой входит научный сотрудник МЛОПИО Анастасия Капуза.
Особо отмеченной работой научно-популярной номинации стала Серия материалов для учителей «Цифровые технологии в образовании», авторский коллектив которой в основном состоял из сотрудников лаборатории.
Поздравляем коллег с заслужанным признанием их достижений!
Качество образования найдут по цифровым следам
Цифровые следы студентов, как навигатор GPS, помогают лучше ориентироваться в поведении учащихся и точнее оценить их вовлеченность в учебный процесс. Анализ данных о том, какие видео они смотрят, что комментируют и как проходят тесты, позволяет находить закономерности и делать программы более эффективными и персонализированными. Куда ведут цифровые следы, обсудили на семинаре ВШЭ.
Прошел научный круглый стол “Как цифровые следы изменили исследования в образовании”
24 апреля 2024 года состоялся научный круглый стол "Как цифровые следы изменили исследования в образовании", организованный Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании (МЛОПИО).
На круглом столе сотрудники лаборатории и приглашенные эксперты обсудили актуальные вопросы аналитики и использования цифровых следов в сфере образования с точки зрения научных исследований и практик EdTech компаний.
Сотрудники МЛОПИО приняли участие в конференции "Гуманитарные проблемы актуальных наук" в ИТМО
Сотрудники Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании приняли участие в конференции "Гуманитарные проблемы актуальных наук: цифровая дисциплина и проект", прошедшей 15-17 апреля в центре цифровых гуманитарных исследований университета ИТМО в Санкт-Петербурге.
Цифровой разрыв: массовый переход на дистант во время пандемии усилил образовательное неравенство
Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет он в мегаполисе или в глухой деревне. Но исследование Александры Гетман и Ксении Адамович показало, что «великий уравнитель» работает не всегда. Они проанализировали, как 85 регионов России пережили пандемию, и выяснили, что массовый переход на онлайн-образование только усилил образовательное неравенство.
Сотрудники МЛОПИО выступили на конференции INTED-2024
Ксения Адамович и Максим Бойцов, сотрудники Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании, представили свои доклады на ежегодной конференции International Technology, Education and Development Conference, которая прошла в Валенсии 4-6 марта. Мы попросили коллег рассказать о своих докладах и поделиться впечатлениями после конференции.
Алмазы для образования: как геймификация повышает мотивацию с помощью виртуальной валюты
Внедрение виртуальной валюты в качестве инструмента геймификации на онлайн-платформах для изучения языков может повысить мотивацию учеников, однако только в том случае, если они используют заработанные бонусы для расширения своих знаний — приобретают дополнительные уроки, учебные материалы и онлайн-курсы.
Школы в регионах несчастливы по-своему: единые рецепты для образования не работают, нужно подбирать «близнецов» — доказала Ксения Адамович
В российских школах общая программа, учебники, методики, в общем, теоретически образование в Калининграде и Владивостоке особо не различается. А в последние годы наметилась и полная унификация: когда начался ковид, Минпрос рассылал общие рекомендации для всех, и многие, как говорится, вошли во вкус. Зачем что-то подстраивать, если есть готовые алгоритмы на все случаи жизни? Но такой подход опасен: одни и те же меры образовательной политики могут в одном контексте помогать, а в другом вредить, — предупреждает Ксения Адамович. Она подготовила первое комплексное исследование пространственного неравенства образования в России — это стало темой ее кандидатской диссертации, защищенной в Инобре.
Сотрудницы МЛОПИО выступили на конференции INTED-2023
Ксения Адамович и Татьяна Чиркина, научные сотрудиницы Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании, представили свои доклады на ежегодной конференции International Technology, Education and Development Conference, которая прошла в Валенсии 6-8 марта. Мы попросили коллег рассказать о своих докладах и поделиться впечатлениями после конференции.
Убегают от ЕГЭ: чем больше проблем в регионе — тем больше школьников идут в колледжи, чтобы не сдавать госэкзамен
ЕГЭ не принято использовать как показатель качества образования на уровне региона. Считается, что раз экзамен измеряет индивидуальные достижения, то средний балл — то же самое, что «средняя температура по палате» (поэтому и данных таких обычно не найдешь). Интересную альтернативу предложила Ксения Адамович из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании: она обнаружила, что социально-экономические показатели региона, а также кризисы отражаются в том, какой трек выбирают девятиклассники — академический (старшие классы, вуз) или СПО. Последнее часто — еще и способ избежать ЕГЭ.
Коллеги из МЛОПИО провели серию мастер-классов для студентов ДВФУ
В середине декабря сотрудницы лаборатории Ксения Адамович и Айнур Кулиева отправились во Владивосток, а именно – в Дальневосточный федеральный университет, чтобы провести серию мастер-классов для студентов университета. Подробнее – в нашей сегодняшней заметке.
Команда МЛОПИО приняла участие в международной конференции ECER
Впервые после начала пандемии COVID-19 наши коллеги отправились на международную оффлайн-конференцию European Conference on Educational Research (ECER) 2022, которая в этом году проходила в Ереване. Конференции ECER проходят ежегодно, привлекая исследователей из более чем 70 стран, их организовывает Европейская ассоциация исследований образования (European Educational Research Association). Мы попросили наших коллег поделиться впечатлениями о конференции и рассказать об исследованиях, которые они презентовали.
Торжественное награждение сотрудников международных лабораторий, посвященное 10-летию проекта «Международные лаборатории»
24 декабря в Культурном центре Вышки прошла церемония награждения в связи с десятилетним юбилеем проекта «Международные лаборатории». Сотрудники Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании получили благодарности за внесенный вклад в реализацию проекта.
В интернете обмануть меня не сможешь
В какую соцсеть ни зайдешь, обязательно встретишь приглашение чему-то учиться – платно или бесплатно, на курсах или в онлайн-школах… Их все больше, конкуренция все жестче: каждый пытается завлечь побольше клиентов и доказать, что его решения работают. А как на самом деле? Оценить качество онлайн-курсов и технологий смогут выпускники нового майнора «Исследователь в EdTech». Для бакалавров Вышки его запустили психометрики Инобра и Яндекса.
«Московскому чуду» нашли ключик
В столичных школах хорошо учат. На днях об этом снова заговорили все: были опубликованы результаты международного исследования TIMSS. Баллы московских школьников оказались выше не только общероссийских, но и средних по Европе. В чем секрет «московского чуда» – мнения расходятся, а исследования еще не проводились. Группа молодых ученых из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании нашла способ проверить все гипотезы. Поможет в этом кейс Новой Москвы. Проект получил грант «Доказательная политика 2020» Центра перспективных управленческих решений.
"Moscow Miracle" Secret Revealed
Schools in Moscow are the best at teaching students. This point was recently supported by recently published results of the international TIMSS study. The scores of Moscow students turned out to be higher than not only general Russian scores but also the average scores from Europe. What is the secret of the "Moscow miracle" - opinions differ, and research has not yet been carried out. A group of young scientists from the International Laboratory for Evaluation of Practice and Innovation in Education has found a way to test all hypotheses. The case of New Moscow will help with this. The project received a grant "Evidence-Based Policy 2020" from the Center for Advanced Management Solutions.
«Ковид-эпоха» в парадоксах и фактах
Дистант помог родителям наладить диалог со старшими детьми, а многие опытные педагоги оценивают «цифру» вовсе не по качеству и удобству. Эти и другие выводы, иногда ожидаемые, а иногда и парадоксальные, собраны в экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования, который проводит Вышка. Мониторинг еще продолжается, а экспресс-бюллетени – возможность рассказать о разных аспектах того, что происходило в образовании в «ковидном» 2020-м. Неудивительно, что пандемия и реакция на нее стала одной из главных тем бюллетеней. Выводы экспертов можно использовать и сегодня, и завтра – если ковид или другое ЧП продолжит отправлять на удалёнку школы или отдельные классы.
Unequal Access Codes
What helps and what hinders access to good education in Russian regions
Коды неравного доступа
Что в регионах помогает и препятствует хорошему образованию
Выпуск магистров очных программ Института образования ВШЭ
В Институте образования ВШЭ состоялась церемония вручения дипломов магистрам очных программ «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании». Выпуск 2017 года стал самым большим за все время существования программ ― 31 магистр!
Новый выпуск серии «Факты образования»
В новом выпуске информационного бюллетеня «Факты образования» «Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг.» анализируется, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению.
TIMSS – 2015. Первые результаты
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ комментируют результаты крупнейшего международного исследования.
EDgeneration: встреча начинающих исследователей с профессионалами
25 – 26 ноября в Институте образования НИУ ВШЭ прошла первая открытая научно-практическая конференция молодых исследователей. Событие состоялось благодаря инициативе студентов магистерской программы Инобра «Доказательная образовательная политика».
Наши стажеры выступили на студенческой образовательной конференции EdGeneration
Татьяна Чиркина и Анастасия Капуза - о выборе траектории после школы и об учительских практиках