Княгинина Надежда Владимировна
- Старший преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник:Институт образования / Лаборатория образовательного права
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 7 лет.
Образование
Специалитет: Государственный университет – Высшая школа экономики, факультет: Право, специальность «Юриспруденция», квалификация «Юрист»
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарность Заместителя руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (ноябрь 2021)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Надбавка Надбавка за академическую работу (2024-2025)
- Персональная надбавка ректора (2019-2020)
Надбавка за академическую работу (2023-2024, 2022-2023, 2021-2022, 2020-2021)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
НИУ ВШЭ, программа повышения квалификации "Эффективное использование ресурсов голоса и речи в преподавании", 38 часов, июнь 2022 г.
НИУ ВШЭ, программа повышения квалификации "Представление информации и данных. Создание презентаций", 24 часа, декабрь 2020 г.
Европейский университет в Санкт-Петербурге, программа повышения квалификации "Современные эмпирические подходы в правовых исследованиях", 72 часа, февраль 2020 г.
Курс AWC «Introduction to Academic Writing». Сертификат AWC
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
Образовательное право (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Образовательное право (Маго-лего; 2 модуль)Рус
- Правовое регулирование языковых прав в Российской Федерации (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Правовое регулирование языковых прав в Российской Федерации (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Права учителя (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Правовое регулирование языковых прав в Российской Федерации (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Правовое регулирование языковых прав в Российской Федерации (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Университеты, государство и право (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Университеты, государство и право (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Образовательное право (Бакалавриат; где читается: Факультет права; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Образовательное право (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Права учителя (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Правовое регулирование языковых прав в Российской Федерации (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Образовательное право (Бакалавриат; где читается: Факультет права; 3-й курс, 4 модуль)Рус
Образовательное право (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Педагогика и психология высшей школы: языковые проблемы образовательной политики (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Образовательное право (Бакалавриат; где читается: Факультет права; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Педагогика и психология высшей школы: правовые аспекты образовательной политики в сфере языка (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Правовые вопросы системы образования и образовательной организации (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Онлайн-курсы
Права учителя
Яндекс Учебник, 2021
Основы образовательного права
Skillbox, 2021
Безопасность участников образовательного процесса
(Курс «Цифровая трансформация образования: профиль современного учителя»)
GeekBrains, 2022
Публикации47
- Книга Княгинина Н. В., Янкевич С. В. «Образовательное право» для всех: опыт преподавания правовой дисциплины для аудиторий с разными бэкграундом и мотивацией: учеб.-метод. пособие Вып. 9. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2024.
- Статья Княгинина Н. В., Янкевич С. В. Миграционная политика в России: Рецензия на книгу: Мукомель В.И., Григорьева К.С. (ред.) (2022) Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы. М.: ФНИСЦ РАН. // Мир России: Социология, этнология. 2024. Т. 33. № 4. С. 158-168. doi
- Книга Княгинина Н. В., Бальжинимаева В. В., Пучков Е. В., Янкевич С. В. Один день российского школьника. Что он делает до школы, в школе и после уроков? / Науч. ред.: Н. В. Княгинина. Современная аналитика образования. № 3 (77). Вып. 3 (77). М. : НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024.
- Статья Бальжинимаева В. В., Пучков Е. В., Княгинина Н. В., Янкевич С. В. Сунын, Гаокао, Абитур и Энем. Обзор выпускных школьных экзаменов за рубежом // EDexpert. 2023. № 1 (20). С. 38-41.
- Книга Княгинина Н. В. Внутренние системы оценки качества образования в российских университетах. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2022.
- Статья Княгинина Н. В., Янкевич С. В., Тихонов Е. О. Использование принципов «регуляторной гильотины» и методов вычислительного права для анализа требований к качеству высшего образования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 1. С. 78-100. doi
- Статья Майоров А. Н., Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Модель законодательных изменений семейной формы общего образования // Образовательная политика. 2022. № 2 (90). С. 82-91. doi
- Книга Княгинина Н. В., Пучков Е. В., Бальжинимаева В. В., Иванов И. Ю., Косарецкий С. Г., Белоногова А. А. Регулирование внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. Серия "Постсоветское внешкольное образование" / Под общ. ред.: И. Ю. Иванов, С. Г. Косарецкий. М. : Де'Либри, 2022.
- Статья Любицкая К. А., Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Петякина Е. В. Семейное образование в России: барьеры и механизмы их преодоления // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 143-157. doi
- Статья Княгинина Н. В., Пучков Е. В. Усталость школьников и ее причины. Исследование // Директор школы. 2021. № 4
- Статья Княгинина Н. В. Что мы знаем о ФГОС? Зачем нужны образовательные стандарты, как они менялись и исследовались (ч.2) // Образовательная политика. 2021. № 1. С. 68-77. doi
- Статья Puchkov E., Knyaginina N., Новоселов И. С., Jankiewicz S. COVID -19 and Final (State) Examination: Strategies of International and Russian Universities // Bialystok Legal Studies. 2020. Vol. 25. No. 4. P. 257-271. doi
- Статья Пучков Е. В., Княгинина Н. В., Новоселов И. С., Янкевич С. В. Covid-19 и ГИА-2020: стратегии проведения выпускных экзаменов в зарубежных и российских университетах // Современная аналитика образования: Express-выпуск 2 . 2020. № 2. С. 1-18.
- Статья Jankiewicz S., Knyaginina N., Prina F. Linguistic Rights and Education in the Republics of the Russian Federation: Towards Unity through Uniformity // Review of Central and East European Law. 2020. Vol. 45. No. 1. P. 59-91. doi
- Статья Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Пучков Е. В. Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней // Современная аналитика образования, Россия. 2020. № 5 (35). С. 1-40.
- Статья Бодякина Т. П., Княгинина Н. В., Янкевич С. В. Порвать шаблон. Как превышаются полномочия при проверке ПООП // EDexpert. 2020. № 12. С. 44-47.
- Глава книги Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Предложения по изменению механизмов государственной регламентации образовательной деятельности // В кн.: Доклад " ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УРОКИ ПАНДЕМИИ. Оперативные и стратегические меры по развитию системы". [б.и.], 2020. С. 91-104.
- Глава книги Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Принципы формирования новой модели государственного контроля в сфере образования // В кн.: Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С. 14-23.
- Книга Абрамова М. О., Акоев М. А., Анисимов Н. Ю., Баранников К. А., Бызов А. А., Волков А. Е., Галажинский Э. В., Ганган Л. А., Груздев И. А., Жданов С. С., Земцов Д. И., Другова Е. А., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Княгинина Н. В., Кокшаров В. А., Коровко А. В., Назайкинская О. Л., Реморенко И. М., Суханова Е. А. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020.
- Статья Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Пучков Е. В. Условия образовательной деятельности. Независимая оценка качества // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 60-74.
- Статья Княгинина Н. В., Пучков Е. В. Что будешь делать после уроков? Как устроен день современного российского школьника // EDexpert. 2020. № 3 (13). С. 50-53.
- Статья Княгинина Н. В. Что мы знаем о ФГОС? Зачем нужны образовательные стандарты, как они менялись и исследовались (ч.1) // Образовательная политика. 2020. № 4. С. 48-56. doi
- Статья Безукладникова А. В., Ермакова А. Р., Княгинина Н. В., Кострикина О. Ю., Янкевич С. В. Экспертные разъяснения по вопросам организации учебного процесса и ведения финансово-хозяйственной деятельности университетами в условиях распространения коронавирусной инфекции // Ректор ВУЗа. 2020. № 5. С. 53-67.
- Глава книги Клягин А. В., Княгинина Н. В., Корешникова Ю. Н., Лешуков О. В., Малиновский С. С., Одоевская Е. В., Серова А. В., Янкевич С. В. 3.1 Институциональные условия работы вузов // В кн.: Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi С. 102-156. doi
- Статья Jankiewicz S., Knyaginina N. Language Conflicts in Russia’s Education System // European Yearbook of Minority Issues Online. 2019. Vol. 16. No. 1. P. 188-210. doi
- Статья Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Воробьёв В. В. Государственная аккредитация университетов: конфликт заявленных и фактических целей // Образовательная политика. 2019. № 1-2 (77-78). С. 76-86.
- Глава книги Княгинина Н. В. Меры материальной поддержки детей и семей, связанные с получением образования // В кн.: Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 169-174.
- Глава книги Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Многоуровневое управление образованием в России: проблемы распределения полномочий // В кн.: Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 114-121.
- Глава книги Княгинина Н. В., Янкевич С. В., Беликов А. А., Мерцалова Т. А. Обеспечение обучающихся одеждой // В кн.: Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 188-201.
- Книга Блинкин М. Я., Дупан А. С., Иванов А. Ю., Карлюк М. В., Княгинина Н. В., Котова Д. А., Кузык М. Г., Мешкова Т. А., Молодыко К. Ю., Радомирова Я. Я., Рыжков А. Ю., Сабельникова Е. В., Симачев Ю. В., Соколов А. В., Чулок А. А., Янкевич С. В. Развитие регулирования: новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений: докл. к ХХ Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Рук.: Ю. В. Симачев. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Глава книги Блинкин М. Я., Дупан А. С., Иванов А. Ю., Карлюк М. В., Княгинина Н. В., Котова Д. А., Кузык М. Г., Мешкова Т. А., Молодыко К. Ю., Радомирова Я. Я., Рыжков А. Ю., Сабельникова Е. В., Симачев Ю. В., Соколов А. В., Чулок А. А., Янкевич С. В. Развитие регулирования: новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений: докл. к ХХ Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. // В кн.: XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 1-88.
- Книга Косарецкий С. Г., Баранников К. Ю., Беликов А. А., Бысик Н. В., Гетман А. В., Горбовский Р. В., Добрякова М. С., Заир-Бек С. И., Зинюхина Е. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Княгинина Н. В., Ларина Г. С., Лебедева Н. В., Мерцалова Т. А., Пинская М. А., Реморенко И. М., Сергеева Т. В., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А., Янкевич С. В., Новикова Е. Г. Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Де Гроф Я. М., Янкевич С. В., Агранович М. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Бысик Н. В., Волкова Н., Де Амбросис Винья А., Еремина О., Княгинина Н. В., Красницка И., Красноусов С., Майоров А. Н., Матвеев В., Мерцалова Т. А., Новоселов И. С., Поветкина Н., Путило Н., Пучков Е. В., Рейнеке М., Рейнеке Р., Рихтер И., Руссо Ч., Сидорова И., Фюссель Х., Чиганова Е. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Глава книги Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Цифровизация образования // В кн.: Развитие регулирования: новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений: докл. к ХХ Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Рук.: Ю. В. Симачев. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. Гл. 2.2. С. 25-28.
- Глава книги Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Языки в образовании в республиках Российской Федерации // В кн.: Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 162-168.
- Статья Knyaginina N., Yanbarisova D. Supporting Talented Youth: The Experience of Russia and Foreign States / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2018. Vol. 7. No. 60. P. 574-600. doi
- Препринт Jankiewicz S., Knyaginina N. The Language of the Republic at School: Who Decides? / NRU Higher School of Economics. Series LAW "Law". 2018. No. WP BRP 83/LAW/2018.
- Книга Петлин А. В., Савельева М. Б., Горбовский Р. В., Косарецкий С. Г., Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Княгинина Н. В., Мерцалова Т. А., Славин С. С., Янкевич С. В., Павлов А. В. Модернизация организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования / Под общ. ред.: М. Б. Савельева. М. : Издательский дом РосНОУ, 2018.
- Статья Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Светский характер общего образования в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 91-101. doi
- Статья Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Финансово-правовые аспекты автономии школы: влияет ли учредитель на содержание образования? // Финансовое право. 2018. № 05. С. 36-41.
- Препринт Knyaginina N., Jankiewicz S. Religious Issues in Russian Schools: Legal View / NRU Higher School of Economics. Series LAW "Law". 2017. No. WP BRP 76/LAW/2017.
- Статья Jankiewicz S., Knyaginina N. The Legal Regulation of Instruments for Identifying and Supporting Talented (Gifted) Pupils snd Students in Germany // Eastern European Journal of Transnational Relations. 2017. Vol. 1. No. 1. P. 43-60. doi
- Статья Княгинина Н. В., Янбарисова Д. М. Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств // Образовательная политика. 2016. № 4 (74). С. 1-14.
- Статья Княгинина Н. В. Правовое регулирование мониторинга системы образования в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т. 11. С. 174-190.
- Статья Княгинина Н. В. Государство и собственность. Институциональный подход. // Право и политика. 2012. № 10. С. 1774-1780.
Мероприятия
- XX International Academic Conference on Economic and Social Development, section 'Multilingual Urban Space: Policy, Identity, Education', HSE University, April 13, 2019. Title of presentation: 'New ideology in language policy in education in Russia: 2017-2019'.
- XX International Academic Conference on Economic and Social Development, round table 'Safety in the educational environment: factors countering harassment, aggression, destructive behavior of students', HSE University, April 10, 2019. Title of presentation: 'Measures of legal responsibility of the school for the life and health of students' (in collaboration with Jankiewicz S.).
- Association for Teacher Education in Europe (ATEE) Spring Conference 2018 'Designing Teacher Education and Professional Development for the 21st Century: Current Trends, Challenges and Directions for the Future, Bialystok (Poland), June 7-9, 2018.
- Международная научно-практическая конференция "Права родителей и семейное образование в России как часть образовательного права. Международные и сравнительные перспективы", Московский городской педагогический университет, 17 мая 2018 г. Доклад на тему: "Семейное образование в России: что мы знаем о нем о что регулируем?" (совместно с Янкевич Семёном Васильевичем).
- XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, г. Москва, НИУ ВШЭ, 12 апреля 2018 г. Доклад на тему: "Язык в едином образовательном пространстве России" (совместно с Янкевич Семёном Васильевичем).
- Конференция "Современные технологии поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию", English Nursery & Primary School совместно с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и др., Москва, 11 марта 2017 г. Доклад на тему: "Образовательные программы для родителей: правовая грамотность"
- International Conference "Development of Russian Law-IX: Russian Law and Globalization", Helsinki, University of Helsinki, 6-7 October 2016. The theme of presenation: "The Role of Affirmative Action in Implementing the Right to Education: the Case of Russia" (in collaboration with Янкевич Семёном Васильевичем)
- Междисциплинарный научный семинар "Визуализация права − инструмент для оказания образовательных услуг в электронном виде", г. Нижний Новгород, Нижегородский филиал Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", 14 мая 2016 г. Доклад на тему: "Использование структурно-логических схем при разъяснении аспектов правовой деятельности образовательных организаций" (совместо с Янкевич Семёном Васильевичем)
Опыт работы
Сентябрь 2017 – настоящее время, преподаватель Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ;
Апрель 2020 – настоящее время, научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ;
Март 2017 – апрель 2020, младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ;
Сентябрь 2015 – март 2017, аналитик Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ;
Апрель 2014 – сентябрь 2015, аналитик Центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ;
Август 2011 – февраль 2012, помощник юриста в юридическом отделе ООО "Интегра Менеджмент", Москва, Россия.
Информация*
- Общий стаж: 11 лет
- Научно-педагогический стаж: 7 лет
- Преподавательский стаж: 7 лет
Участие в проектах Института образования
Участие в проектах Института образования:
2014 Мониторинг выполнения Указов Президента (руководитель Н.П. Дерзкова);
2014 Научно-образовательный форсайт по развитию МИСиС (руководитель А.М. Сидоркин);
2015 Специальное исследование образовательных исследований и разработок (R&D) (совместно с ОЭСР) (руководитель А.М. Сидоркин);
2015 Организация Симпозиума «Развития образования» Апрельской конференции НИУ ВШЭ (руководитель И.Д. Фрумин);
2015 Курс «Политика и управление в области образования», 4 курс, факультет государственного и муниципального управления (руководитель И.Д. Фрумин);
2016 Исследование правового регулирования мониторинга системы образования в Российской Федерации (руководитель С.Г. Косарецкий)
2016 Исследование состояния локальных нормативных актов школ г. Москвы (руководитель С.В. Янкевич)
2016 Разработка концепции родительского университета (руководитель К.Н. Поливанова)
2017 Разработка 4 правовых образовательных программ "Родительского университета" (руководитель К.Н. Поливанова)
2017 Исследование полномочий субъектов Российской Федерации по формированию содержания образования (руководитель С.В. Янкевич)
2017 Исследование механизмов государственной аккредитации высшего образования (руководитель С.В. Янкевич)
2017 Организация "Недели образовательного права" Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ (2-5 октября, 2017)
2018 Исследование предоставления психолого-медико педагогической помощи обучающимся (руководитель С.В. Янкевич)
2018 Исследование баланса распределения полномочий в области образования между федеральным, региональным и муниципальным уровнями в России (руководитель С.В. Янкевич)
2018 Исследование правового регулирования некоторых аспектов буллинга в образовании в России (руководитель С.В. Янкевич)
2018 Организация конференции Центра образовательного права 'Multilevel Governance in Education: Top-Down Governance, Transfer of Authority and Regional Cooperation', 12-13 ноября 2018
Полномочия / обязанности
- Проведение правовых исследований (см. «Публикации» и «Исследовательские проекты»), включая разработку методологии, плана исследований, исследовательских вопросов, анализ литературы, законодательства, судебной практики, зарубежной практики,
- Проведение юридического анализа (подготовка юридических заключений, официальных отчетов),
- Организация работы проектных команд (авторские коллективы, студенческие команды в рамках "Ярмарки проектов" и ознакомительной и производственной практики, руководство стажерами-исследователями,
- Разработка образовательных программ и новых форматов проведения занятий,
- Проведение лекций и семинаров,
- Организация научных мероприятий,
- Подготовка проектов законов и других нормативных актов.
XV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО)
Сотрудники Лаборатории образовательного права приняли участие в конференции ИВО 2024
Вышел в свет новый выпуск методической серии "Подготовка профессионалов для нового образования"
Выпуск посвящен преподаванию дисциплины «Образовательное право» для разных аудиторий.
Состоялась церемония награждения победителей IV Конкурса лучших русскоязычных работ НИУ ВШЭ
Статья Надежды Княгининой, Семёна Янкевича и Евгения Тихонова стала победителем в номинации "Лучшая русскоязычная научная работа"
Потемкинские деревни оценки качества образования
К 2022 году две трети российских университетов приняли документы о внедрении внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Однако качество и применимость этих локальных нормативных актов все еще на низком уровне.
«Жить по правилам университета»
В Вышке состоялась очередная встреча дискуссионного клуба «Самовар». Ее спикерами стали заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семён Янкевич и научный сотрудник этой лаборатории Надежда Княгинина. Они рассказали о правовом регулировании деятельности образовательных организаций, сделав акцент на правах и обязанностях преподавателей и студентов. Вел встречу директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ Роман Левкович.
Опубликован сборник кейсов внутренних систем оценки качества образования в российских университетах
В сборнике показано, как университеты подходят к построению ВСОКО
Свободные, но без денег: где проходят границы автономии научных подразделений вузов
В СССР всё было однозначно: для больших исследований — Академия наук, а задача университетов — учить студентов, все остальное постольку-поскольку. В наши дни вузовская наука немного выбралась из тени, но остается много белых пятен: до какой степени научные подразделения автономны? Они богаче, свободнее, чем остальные структурные единицы вуза? Результаты исследования Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представила директор центра Екатерина Стрельцова: это был последний вторничный семинар 2022 года.
Skillbox Media
Сотрудники Лаборатории образовательного права ответили на вопросы о переобучении и смене профессии.
Международная научно-практическая конференция "Проблемы функционирования языков в полиэтническом пространстве"
Надежда Княгинина приняла участие в конференции, посвященной 90 –летию «Бурятского государственного университета имени Д.Банзарова»
Skillbox Media «Смартфоны в школе: что можно, а что нельзя»
Сотрудники Лаборатории образовательного права помогли разобраться, можно ли запретить ученикам пользоваться телефонами на уроках и почему рискованно выкладывать в соцсети видео, снятые в школе.
Семён Янкевич и Надежда Княгинина получили благодарности от Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
Благодарности вручены за активную экспертную работу по совершенствованию законодательства
Как спасти языки и культуру малых народов: магистранты представили свои стратегии развития языковой политики в регионах России
Студенты 2 курса программы "Языковая политика" защитили стратегии развития языковой политики в разных регионах России. Магистранты подготовили эти проекты в рамках курса "Педагогика и психология высшей школы: языковые проблемы образовательной политики".
Надежда Княгинина приняла участие в международной конференции «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» (Томск, 8–10 декабря 2021 г.)
На конференции представлены результаты социологических опросов и исследований на основе анализа больших данных ситуации с качеством образования в период пандемии и рекомендации по изменению системы управления качеством высшего образования
Новая модель аккредитации вузов
Надежда Княгинина дала свой комментарий онлайн-изданию University World News
Курс Лаборатории образовательного права на платформе Яндекс.Учебник
Открыт для записи курс «Права учителя: как защитить себя в конфликтах правовыми инструментами». Авторы ответят на основные вопросы учителей, разберут кейсы и обозначат правовые инструменты в решении конфликтов
Первоклассники в Самаре не попали в школу по месту регистрации из-за дефицита мест и новых льгот для братьев и сестер
Надежда Княгинина прокомментировали ситуацию, сложившуюся в связи с завершением "первой волны" приема в 1 класс
Skillbox.ru: открыта запись на курс "Юридическое сопровождение образования"
В рамках курса вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе кейсов
Проекты для студентов-юристов: плюсы, минусы, подводные камни
Зачем студентам проектное обучение и как его организовать? Отвечают сотрудники Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Утомленные школой
Российские школьники массово жалуются на усталость от школы и нагрузку. Если дети действительно перегружены, то нужно искать решение этой проблемы. Скорее всего, речь должна идти не о жестких ограничениях, а о точечных изменениях для конкретных школ, классов и даже детей. Однако можно обсуждать и исследовать более радикальные сценарии, например, увеличение срока обучения в школе до 12-ти лет - считает научный сотрудник Лаборатории образовательного права Инобра Надежда Княгинина. На круглом столе в Госдуме она рассказала о результатах исследования нагрузки школьников, которое включало опрос 803 детей из 14 субъектов страны. Пересказываем его ключевые тезисы.
ЕГЭ: инструкция по выживанию для школьника
На ЕГЭ возможны любые споры, конфликты и даже скандалы. От безобидных – не пустили в туалет, до таких, которые кончаются удалением с экзамена и справкой вместо аттестата. Легко вспылить, потому что нервы у всех напряжены до предела, или запутаться в куче запретов. Надежда Княгинина, научный сотрудник Лаборатории образовательного права Инобра, дает советы школьникам, как вести себя и что делать в спорных ситуациях. Открытую лекцию она прочитала на фестивале «ЕГЭ. Инструкция по выживанию», который провели магистранты Инобра.
Вышла в свет статья Надежды Княгининой и Евгения Пучкова "Что будешь делать после уроков? Как устроен день современного российского школьника"
Звенит звонок с последнего урока, ребенок берет портфель и уходит из школы. Чем он будет заниматься дальше? Пойдет на кружки и секции? Сядет делать домашнюю работу? Отправится к репетиторам? Может быть, его ждут прогулка с друзьями или тренировка в спортзале? Сколько времени займут у него послешкольные мероприятия? Ответы на эти и другие вопросы получили авторы, опросив более тысячи школьников и родителей.
Надежда Княгинина приняла участие в заседании круглого стола «О языке законов, их понятности и сложности»
Организатором мероприятия выступила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки.
Цифровая стажировка "Игровые форматы ведения семинарских занятий по праву"
Мы приглашаем преподавателей, ведущих семинарские занятия в рамках правовых дисциплин, принять участие в цифровой стажировке.
Цифровая стажировка — это возможность реализовать корпоративный и индивидуальный трек в онлайн формате по приоритетным темам образовательной организации.
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
European Yearbook of Minority Issues
В European Yearbook of Minority Issues опубликована глава "Language Conflicts in Russia’s Education System"
Развитие регулирования: новые вызовы в условиях радикальных технологических изменений
Доклад подготовлен ведущими экспертами ряда научных подразделений НИУ ВШЭ к XX Апрельской Международной научной конференции НИУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. В коллектив авторов вошли пять сотрудников ИСИЭЗ НИУ ВШЭ — Александр Соколов, Татьяна Мешкова, Елена Сабельникова, Александр Чулок и Ядвига Радомирова.
XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества
Сотрудники Центра образовательного права приняли участие в мероприятиях XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Надежда Княгинина представила доклад «Новая идеология в языковой политике в образовании в России: 2017-2019» на международной конференции Multilingual Urban Space: Policy, Identity, Education
Конференция организована учеными и преподавателями магистерской программы «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия», которая открыла свои двери в НИУ ВШЭ в сентябре 2018 г.
На XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества С.В. Янкевич и Н.В. Княгинина выступили с докладом на тему: "Меры юридической ответственности школы за жизнь и здоровье обучающихся"
Доклад был представлен в рамках круглого стола "Безопасность в образовательной среде: факторы противодействия травле, агрессии, деструктивному поведению учащихся".
В Институте образования ВШЭ обсудили цифровизацию образования
15 ноября в Институте образования Национального исследовательскогоуниверситета «Высшая школа экономики» прошел экспертный семинар «Цифровизация образования: будущие вызовы для политики и права». Семинар был организован Центром образовательного права Института образования.
Семён Янкевич и Надежда Княгинина представили доклад ‘The Role of Education Law at HSE University’
Директор Центра образовательного права Семён Янкевич и младший научный сотрудник Центра образовательного права Надежда Княгинина представили доклад на тему ‘The Role of Education Law at HSEUniversity’ на конференции ‘Designing Teacher Education and Professional Development for the 21st Century: Current Trends, Challenges and Directions for the Future’, проходившей в г. Белосток (Польша) с 7-9 Июня 2018 г.
В МГПУ прошла международная научно-практическая конференция, посвященная правам родителей и семейному образованию в России и за рубежом
Директор Центра образовательного права Семён Янкевич и младший научный сотрудник Центра образовательного права Надежда Княгинина представили доклад на тему «Семейное образование в России: что мы о нем знаем и что регулируем?».
Учиться не в школе: семейное образование в России
Младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования ВШЭ Надежда Княгинина рассказывает об особенностях семейного образования в России.
Опубликован препринт "The Language of the Republic at School: Who Decides?"
Опубликован препринт С.В. Янкевича и Н.В. Княгининой «The Language of the Republic at School: Who Decides?». Авторами исследуется вопрос, может ли республика Российской Федерации установить обязанность изучать государственный язык республики в школе.
На XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества С.В. Янкевич и Н.В. Княгинина выступили с докладом на тему «Язык в едином образовательном пространстве»
Директор Центра образовательного права С.В. Янкевич и младший научный сотрудник Центра образовательного права Н.В. Княгинина представили результаты научного исследования, посвященного вопросу, каким образом гарантируются языковые права в образовании в России.
В Институте образования ВШЭ прошла встреча членов авторского коллектива нового комментария к Федеральному закону «Об образовании»
В Институте образования ВШЭ прошла встреча членов авторского коллектива нового комментария к Федеральному закону «Об образовании», в ходе которой авторы обсудили вопросы по работе над комментарием, а также обозначили новые задачи и план работы.
Minority Rights Are Human Rights
On January 29, 2018, the Centre for Education Law at HSE’s Institute of Education hosted an expert seminar on ‘Minority and Linguistic Rights in Education’. The seminar focused on key issues around linguistic rights of minorities, in particular with regard to education as a basic human right.
В Институте образования ВШЭ прошел экспертный семинар «Языковые права и права меньшинств в образовании»
29 января в Институте образования прошел организованный Центром образовательного права экспертный семинар «Языковые права и права меньшинств в образовании».
Языковые права, федерализм, позитивная дискриминация
В начале октября в стенах Института образования НИУ ВШЭ проходила Неделя образовательного права. В мероприятиях принимали участие приглашенные зарубежные и российские специалисты, студенты Вышки, сотрудники факультета права НИУ ВШЭ и Института образования. Организатором событий выступил Центр образовательного права Института образования.
IOE Holds First Ever International Week of Education Law
In early October 2017, IOE hosted its first ever International Week of Education Law, a unique venue to take multiple perspectives on the best national and global practices in tackling the most pressing issues in education-related legal frameworks. Inspired and organized by the IOE Centre for Education Law, the event involved a series of talks and expert seminars by world-acclaimed field professionals, including the Centre’s Academic Supervisor Dr. Jan de Groof, Prof. Ingo Richter of Paris Nanterre University, and Prof. Pablo Meix Cereceda of Roma Tre University.
В Институте образования ВШЭ началась работа над комментарием к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федераций"
Это будет первый двуязычный комментарий к российскому закону с подробным анализом норм международного права, решений Европейского суда по правам человека и законодательства зарубежных стран. Книга должна выйти в свет в начале 2019 года.
В Институте образования ВШЭ обсудили проблемы реализации принципа федерализма в образовательной политике
В рамках Недели образовательного права в Институте образования ВШЭ прошел экспертный семинар на тему "Федерализм в образовании". Мероприятие было посвящено анализу наиболее острых проблем, которые стоят в образовании в федеративных государствах, особенно в России.
Каким образом языковые права реализуются в образовании? – обсудили в Институте образования ВШЭ на международном экспертном семинаре
В рамках экспертного семинара обсуждение проблемы приобрело практическую направленность, основной акцент был сделан на выработанных отдельными субъектами подходах к разрешению проблемы.
Обсуждение образовательных программ для родителей
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы специалистами Института образования НИУ ВШЭ была разработана серия примерных образовательных программ для родителей. В конце февраля прошли первые семинары по их обсуждению.
"До ВШЭ никто не занимался этим вопросом!"
Такую оценку дискуссии о состоянии локальных нормативных актов дали руководители общеобразовательных организаций Москвы. В Институте образования прошла встреча руководителей московских школ – участников Консорциума школ-лабораторий образования и Университетско-школьного кластера НИУ ВШЭ.
Международная конференция Европейской ассоциации образовательного права и политики состоялась в Будапеште
В конференции приняли участие сотрудники Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Семён Янкевич и Надежда Княгинина.
На международной конференции в Хельсинки сотрудники Института образования рассказали о реализации права на образование в России
Директор Центра правовых прикладных разработок Института образования Семён Янкевич и аналитик Центра Надежда Княгинина приняли участие с докладом в международной конференции "Развитие российского права IX: российское право и глобализация", которая состоялась в Университете Хельсинки.
IOE Staff Members Spoke on the Right to Education at International Conference
Szymon Jankiewicz, Director of the Center for Applied Legal Research, and Nadezhda Knyaginina, Analyst of the Center, took part in an International Conference, ‘Development of Russian Law-IX: Russian Law and Globalization’, held on October 6-7, 2016, at the University of Helsinki.
Консультируют наши специалисты
«Учительская газета» выпустила специальный правовой номер (№27). Значительная часть его статей подготовлена сотрудниками Центра правовых прикладных разработок Института образования – директором Центра Семёном Янкевичем и аналитиком Надеждой Княгининой, при участии старшего преподавателя факультета права ВШЭ Пётра Вишневского.
Маленькие мигранты: подводные камни на пути обучения
Формально обладая равными с гражданами России правами на получение дошкольного и общего образования, на деле при устройстве своих детей в детские сады и школы мигранты сталкиваются с целым рядом проблем. Попыткой помочь конкретным людям с их конкретными вопросами и стала встреча в Институте образования, которую провели для граждан Кыргызской Республики руководитель Центра правовых прикладных разработок Семён Янкевич и аналитик Центра Надежда Княгинина.
Глобальный университетский саммит БРИКС
Сотрудники Центра правовых прикладных разработок С. В. Янкевич и Н. В. Княгинина приняли участие в Глобальном университетском саммите БРИКС. Саммит является официальным мероприятием председательства России в БРИКС в 2015-2016 годах. Форум прошел на площадках МГИМО, МГУ, РУДН и МИСиС.