Черненко Светлана Евгеньевна
- Эксперт:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
Полномочия / обязанности
Аналитическая и теоретико-методологическая работа в области исследований предпринимательства в контексте теории человеческого капитала и новой институциональной теории в социологии с результатом в виде баз данных научных текстов, аналитических материалов, драфтов публикаций. Особое внимание – сравнительному исследованию стран постсоветского пространства в контексте глобальных трендов социально-экономического развития и на фоне мировых бенчмарков.
Ближайший план публикаций включает в себя подготовку материала для МЭО про навыки как результаты обучения предпринимательству, а также финализация драфта англоязычной публикации для англоязычного сборника.
В перспективе перечень обязанностей в рамках поддержки работы Института уточняется в ежегодном индивидуальном плане
Образование
- 2020
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Магистр»
- 2018
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Культурология», квалификация «Бакалавр»
Публикации11
- Статья Сорокин П. С., Черненко С. Е., Вятская Ю. А. Навыки как результат обучения предпринимательству в России: спрос и предложение // Образование и саморазвитие. 2024. Т. 19. № 1. С. 159-174. doi
- Книга Сорокин П. С., Черненко С. Е., Вятская Ю. А. Инфраструктура поддержки студенческих предпринимательских инициатив в вузах: российский ландшафт Т. 70. Вып. 2. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. doi
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Черненко С. Е. Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников российских вузов / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. Т. 43. Вып. 1. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. doi
- Глава книги Pavel Sorokin, Froumin I., Chernenko S. Entrepreneurship Education in Post-Soviet Higher Education Systems: Moving into or Resisting Global Entrepreneurial Culture, in: Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings Vol. 82: Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings. Bingley : Emerald Group Publishing Limited, 2022. doi P. 161-215. doi
- Статья Pavel S. Sorokin, Svetlana E. Chernenko. Skills as declared learning outcomes of entrepreneurship training in higher education institutions across the globe: Classification and analysis with a focus on thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 46. Article 101177. doi
- Статья Черненко С. Е., Романенко К. Р. «Обречены на успех» : продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 213-238. doi
- Статья Черненко С. Е., Романенко К. Р. Как становятся олимпиадниками: продвигающая сила школы - ч. 1 // Образовательная политика. 2021. Т. 87. № 3. С. 88-98. doi
- Статья Черненко С. Е., Романенко К. Р. Как становятся олимпиадниками: продвигающая сила школы - ч. 2 // Образовательная политика. 2021. Т. 88. № 4. С. 80-89. doi
- Книга Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Черненко С. Е. Обучение предпринимательству в университетах постсоветского пространства: переход к глобальной предпринимательской культуре или сопротивление ей? Вып. 10 (59). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Книга Сорокин П. С., Повалко А. Б., Черненко С. Е. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Какие навыки формирует обучение предпринимательству в вузах? Анализ передового международного и российского опыта» Вып. 26. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Черненко С. Е., Повалко А. Б. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / Отв. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Ч. 9(39): Современная аналитика образования. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
Информация*
Вузам не хватает красивой «картинки»: они много делают для развития предпринимательства, но не умеют рассказать об этом студентам
Идеальное место для того, чтобы научиться бизнесу — вуз: это признано во всем мире. Ведь начинать лучше в молодости, и кто лучше даст для этого системные знания и создаст нужную среду и экосистему? В России в этом смысле картина противоречивая: с одной стороны, интерес к бизнесу среди студентов высокий, с другой — инфраструктуру вуза студенты используют для учебы предпринимательству довольно редко. Причины выясняли Павел Сорокин, Светлана Черненко и Юлия Вятская из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.
Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.
Delivering on Entrepreneurship Commitments: Evidence from Post-Soviet Universities
‘Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings,’ a new volume in organizational sociology & economics by Emerald Publishing Limited, features a contribution by IOE experts Pavel Sorokin, Isak Froumin, and Svetlana Chernenko that explores the realm of entrepreneurship-centric learning & development in post-Soviet higher education.
Экосистема обучения предпринимательству (кейсы разных стран)
7 апреля состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования по теме: «Экосистема обучения предпринимательству (кейсы разных стран)». Задачей семинара было представление данных об институциональных и организационных условиях обучения предпринимательству. Исследование проводилось на кейсах 8 стран: Чехия, Польша, Китай, Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Экосистема обучения предпринимательству изучалась с помощью официальных документов национальных политик в области обучения предпринимательству для 5-ти уровней образования (дошкольное, школьное образование, СПО, высшее образование, неформальное образование). Выступающие: Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна, Барышникова Анфиса Игоревна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.
Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России
24 марта состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования на тему «Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России». В рамках семинара представлена попытка систематизации практик поддержки предпринимательства в секторе высшего образования и обобщение общего исследовательского и эмпирического опыта, накопленного в России и за рубежом. Выступающие: Сорокин Павел Сергеевич, Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования и внешние слушатели.
Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ
27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».
Новые разработки в области человеческого капитала в международном дискурсе
Продолжается публикация информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. В серии недавних докладов старшего научного сотрудника ЦРНПО Павла Сорокина с коллегами рассматриваются актуальные вопросы развития навыков в контексте социально-экономических вызовов современности.
Губит людей «вода»
Меньше слов, больше дела – так можно описать главную потребность вузовских программ для предпринимателей согласно исследованию Института образования ВШЭ. Учебные курсы университетов зачастую слабо связаны с практикой и не специализированы. Эксперты рекомендуют – как именно «привязать» их к реальным потребностям студентов, которые стремятся в бизнес.