Анчиков Константин Михайлович
- Эксперт:Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
Полномочия / обязанности
Реализация научно-исследовательских работ в сфере социально-экономического развития отечественной системы образования, сравнительных исследований школьного и внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза.
Анализ данных и подготовка аналитических материалов (обзоров, записок) по актуальным вопросам образования на основе данных международной и отечественной статистики, социологических исследований и других источников.
Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, научными и образовательными организациями, международными партнерами и экспертами.
Образование
- 2021
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Магистр»
- 2019
Бакалавриат: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность «Педагогическое образование», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Управление проектами (НИУ ВШЭ, 2024)
Школа прикладного анализа данных (Академия Data-Diving, 2023)
Основы SQL (Stepik, 2022)
Умная аналитика в управлении образованием (Coursera, 2021)
Excel Fundamentals for Data Analysis (Coursera, 2021)
Qualitative Research Methods (Coursera, 2021)
История педагогической культуры (НИУ ВШЭ, 2020)
Measuring Causal Effects in the Social Sciences (Coursera, 2020)
Improving Your Statistical Questions (Coursera, 2020)
Academic Information Seeking (Coursera, 2020)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2022-2023)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Возрастная психология образования (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Возрастная психология образования (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Лучшие практики преподавания (Майнор; 3, 4 модуль)Рус
- Современное образование: подходы и практики (Майнор; 1, 2 модуль)Рус
Публикации19
- Глава книги Kosaretsky S., Ivanov I., Zolotareva A., Anchikov K. Extracurricular Education and Inclusion in Russia: Inclusion as a Right and a Resource, in: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi P. 281-297. doi
- Книга Ajsmontas B., Alekhina S., Aleksandrova L., Anchikov K., Bolshakov N., Cherviakova A. A., Iarskaia-Smirnova E. R., Kersha Y., Khalina N., Kosaretsky S., Kozlova M. A., Mertsalova T., Mikheev I. S., Pishnyak A., Prisyazhniuk D., Sinyavskaya O., Vlasova T., Zaichenko N. A. Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance / Ed. by M. M. Tsediso, M. A. Kozlova, E. R. Iarskaia-Smirnova. Springer, 2024. doi
- Статья Анчиков К. М., Обухов А. С. Взаимодействие школы с локальным сообществом как способ сокращения оттока молодежи: кейс школ Елизовского района Камчатского края // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2024. Т. 118. № 3. С. 325-344. doi
- Статья Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Политика в отношении школьного выбора в постсоветских странах: опыт построения индекса // Журнал исследований социальной политики. 2024. Т. 22. № 2. С. 209-224. doi
- Статья Обухов А. С., Овакимян Е. В., Анчиков К. М. «Здесь начинается Россия»: экспедиция студентов НИУ ВШЭ по изучению образования на Камчатке // Исследователь/Researcher. 2023. № 4. С. 289-299.
- Книга Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Гошин М. Е., Сенина Н. А. Современная аналитика образования. № 3 (71): Основные тенденции развития дополнительного образования детей / Науч. ред.: Т. А. Мерцалова. Современная аналитика образования. № 3 (71). Вып. 3 (71). М. : НИУ ВШЭ, 2023.
- Книга Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Мерцалова Т. А. Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях: информационный бюллетень / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 14. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Статья Анчиков К. М., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Дополнительное образование сельских детей: доступность, содержание и формы // Педагогика сельской школы. 2022. № 2(12). С. 46-58. doi
- Книга Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Сенина Н. А. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Книга Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям Кн. 32. Вып. 15. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы : информационный бюллетень Вып. 7. М. : НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Глава книги Каса Р., Анчиков К. М. Латвия // В кн.: Внешкольное образование в условиях пандемии COVID-19 в странах бывшего Советского Союза: лучшие практики и ключевые уроки. Серия "Постсоветское внешкольное образование" / Под общ. ред.: И. Ю. Иванов, С. Г. Косарецкий. Де`Либри, 2021. С. 94-102.
- Глава книги Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М., Сенина Н. А. Школы против пандемии: эффекты школьного образования // В кн.: Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Сост.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова; науч. ред.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова. М. : "Алекс" (ИП Поликанин А.А.), 2021. Гл. 3.1. С. 111-125.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей — (Факты образования № 2 (27)) / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики Вып. 17. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты Вып. 18. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы Вып. 35. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение Вып. 5. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Экономические условия и механизмы профессионального роста школьных кадров Вып. 19. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
Конференции
- 2023XX ежегодная международная конференция Тенденции развития образования: «Современное образование: выбор будущего» (Москва). Доклад: В поисках общего: сопоставление взглядов руководителей, педагогов и родителей на дополнительное образование детей
- XXIV Ясинская (Апрельская) международная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Политики в отношении школьного выбора в постсоветских странах: опыт построения индекса
- Education in the Digital Era: Opportunities and Challenges (Пекин). Доклад: Analysis Report on Teacher Quality and School Improvement in Russian Federation
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие» (Москва). Доклад: Уехать нельзя остаться: может ли школа поставить запятую и где будет правильно? Кейс Елизовского района Камчатского края
- X Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей (Москва). Доклад: Кадры в ДОД: от проблем к перспективам
- 2022Региональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей: региональные векторы изменения» (г. Чита). Доклад: Доказательное управление в дополнительном образовании
- Вопросы реализации дополнительного образования детей в городе Красноярске: достижения и проекты (г. Красноярск). Доклад: Доказательное управление в дополнительном образовании
- XIX научно-практическая конференция «Тенденции развития образования. Право и свобода образования» (Москва). Доклад: Влияние форс-мажорных обстоятельств на изменения границ школьной автономии
- Международная научно-практическая конференция «Эффективные модели и практики организации дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности, в условиях цифровизации и глобального технологического обновления» (Ярославль). Доклад: Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях сельской местности
- XI ежегодная международная конференция ЕАОКО (Москва). Доклад: Его величество Контекст
- XI ежегодная международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Москва). Доклад: ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОНТЕКСТ: Как контекстуализация при анализе данных меняет оценки и управленческие решения
- 2021XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Поведение институтов школьного образования в условиях турбулентности
- XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Стратегии управления школьным образованием в ситуации пандемии
Конкурентная среда и партнерство: Инобр ВШЭ проанализировал систему допобразования
Институт образования НИУ ВШЭ представил анализ системы дополнительного образования детей, основанный на данных федеральной статистики и опросах 4 тысяч участников. Выводы экспертов подчеркивают тенденции развития допобразования и его роль в современной системе образования. Результаты исследования опубликованы в последнем выпуске журнала «Современная аналитика образования», №3 (71).
Между надо и хочу: родители ищут в дополнительном образовании возможности для гармоничного развития ребенка, а система стимулирует профессиональные навыки
Дополнительное образование становится доступнее и популярнее, особенно в технических и научных областях. В выпуске «Современная аналитика образования» эксперты Центра им. Пинского представили анализ системы дополнительного образования детей, основанный на данных федеральной статистики и опросах пяти тысяч участников сектора.
Неформальная встреча-беседа академического кадрового резерва с проректорами
26 октября 2022 года прошла неформальная встреча академического кадрового резерва с проректорами - Вадимом Валерьевичем Радаевым и Дмитрием Александровичем Дагаевым.
Сельской школе составили портрет
«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.
Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»
Доступность дополнительного образования выросла. Но несколько существенных проблем сохранились, — такую оценку дают эксперты Инобра в экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования.
Бедные дети
Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения. Многие семьи не могут позволить себе компьютер или ноутбук: на несколько месяцев дети оказались «отключены» от школьной программы. «Масштабы этой проблемы очень широки и неодинаковы в разных субъектах Российской Федерации», – констатируют эксперты из Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Они проанализировали данные нескольких исследований и статистики в докладе «Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение», который опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.