Корешникова Юлия Николаевна
- Старший научный сотрудник:Институт образования
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Академический руководитель образовательной программы:Педагогическое образование, Педагогическое образование и развитие человека
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 6 лет.
Полномочия / обязанности
Научная и исследовательская деятельность в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования
Ведение собственной научной, аналитической, консультационно-экспертной работы (написание научных статей, экспертно-аналитических материалов, подготовка докладов на конференции) по вопросам вклада высшего образования в формирование активной самостоятельности студентов, с фокусом на характеристиках образовательного процесса (модель learning outcomes, student-centered approach, личностные характеристики преподавателей и студентов, индивидуальные образовательные траектории) и внеучебной деятельности. Участие в формировании концептуальной модели агентности и инструментов ее оценки.
Образование, учёные степени
- 2021Кандидат педагогических наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- 2020
Аспирантура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Образование и педагогические науки», квалификация «Аспирантура»
- 2016
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2005
Специалитет: Красноярский государственный университет, специальность «Химия», квалификация «Химик»
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарность Института образования НИУ ВШЭ (март 2023)
- Благодарность старшего директора по стратегическому развитию НИУ ВШЭ (август 2022)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Надбавка за академическую работу (2022-2023)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024-2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023, дополнительно отмеченная работа
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научный исследовательский семинар "Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Научный исследовательский семинар "Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Теория и практика управления образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Маго-лего; 3 модуль)Анг
Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Маго-лего; 1-4 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 семестр)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Теория и механизмы управления современными образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Универсальные компетенции и новая грамотность (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Цифровая грамотность: базовый курс (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Цифровые технологии в обучении (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 семестр)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Современные тренды образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Авторские школы (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Авторские школы (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2, 4 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1 модуль)Рус
Публикации32
- Статья Terentev E., Shcheglova I., Federiakin D., Koreshnikova Y., Costley J. Active versus Passive Teaching: Students’ Perceptions and Thinking Skills // Educational studies. 2024. Vol. 1. No. 3. P. 129-150. doi
- Статья Холманская М. В., Корешникова Ю. Н., Подольский А. И. Как сохранить энтузиазм и избежать выгорания в профессии учителя: ключевые факторы и рекомендации (часть 1) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2024. № 1 (116). С. 57-73. doi
- Статья Корешникова Ю. Н., Холманская М. В., Подольский А. И. Как сохранить энтузиазм и избежать выгорания в профессии учителя: ключевые факторы и рекомендации (часть 2) // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2024. № 2(117). С. 122-135. doi
- Статья Корешникова Ю. Н., Чернобай Е. В. Школа будущего: путь к самообучающейся организации // Образовательная политика. 2024. Т. 1. № 97. С. 64-76. doi
- Статья Yu. N. Koreshnikova, Avdeeva E. A. The Role of Academic Motivation and Teaching Styles in the Development of Students’ Critical Thinking / Пер. с рус. // Educational studies. 2023. No. 3. P. 36-66. doi
- Книга Корешникова Ю. Н., Замощанский И. И., Замощанская А. Н., Гилязова О. С., Конашкова А. М., Степанова А. А., Бахтиярова Е. З., Велединская С. Б., Даммер Д. Д., Коньков Д. С., Новикова Э. Г., Осаченко Ю. С., Овсянникова Ю. Н., Токарева Г. С., Эннс И. А., Погодаева Т. В., Федорова Н. К., Пащенко Т. В., Крайнова П. О. Универсальные компетенции в российских университетах / Под общ. ред.: Т. В. Пащенко. Электронное издательство «Эгитас», 2023. doi
- Книга Аникин В. А., Антонов Е. В., Антонова В. К., Боос В. О., Вишневский К. О., Власова В. В., Воронина Н. Д., Гершман М. А., Глезер О. Б., Гребенюк А. Ю., Демидкина О. В., Демьянова А. В., Денисенко М. Б., Зотова М. В., Карданова Е. Ю., Каширская Е. В., Козлов В. А., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Куричев Н. К., Куценко Е. С., Леонтьев Д. А., Мильшина Ю. В., Михайлова Н. С., Нагерняк М. А., Нефедова А. И., Овчарова Л. Н., Орел Е. А., Петракова А. В., Позднухова Е. А., Канонир Т., Потапчик Е. Г., Рогов М. И., Рудь В. А., Сажина С. В., Сафронов С. Г., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Сушенцова М. С., Тер-Акопов С. А., Тимонин С. А., Тимофеев А. А., Фрёлих К., Хархурин А. В., Шелудков А. В., Ширкова Н. Н., Шматко Н. А., Щур А. Е. Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Науч. ред.: Л. Н. Овчарова, В. А. Аникин, П. С. Сорокин. М. : Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. doi
- Статья Federiakin D., Zlatkin-Troitschanskaia O., Kardanova E., Kühling-Thees C., Reichert-Schlax J., Koreshnikova Y. Cross-national structure of economic competence: Insights from a German and Russian assessment // Research in Comparative and International Education. 2022. Vol. 17. No. 2. P. 225-245. doi
- Статья Ю.Н. Корешникова, Авдеева Е. А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 36-66. doi
- Книга Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Терентьев Е. А., Корешникова Ю. Н. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Чернобай Е. В., Ефимова Е. А., Корешникова Ю. Н., Давлатова М. А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Рук.: Е. В. Чернобай; науч. ред.: Е. В. Чернобай. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Сорокин П. С., Корешникова Ю. Н., Афанасьева И. А., Исаева О. М., Савинова С. Ю., Шубнякова Н. Г., Платонова Ю. А., Назаров М. Г., Феодосиади Н. В., Зобнина М. Р., Омельченко Е. Л., Крупец Я. Н., Нартова Н. А., Бордунос А. К., Карпинская Э. О., Широкова Г. В. Самостоятельность и проактивное поведение / Рук.: П. С. Сорокин; отв. ред.: П. С. Сорокин; под общ. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Т. 2: Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека. М. : Электронное издательство «Эгитас», 2022. (в печати)
- Книга Koreshnikova Y., Pashchenko T., Hénard F., Kohler A., Zavalina P. Raising Evidence-based Policymaking and Internationalization of the Russian Higher Education System : Note 3 - Prepare Higher Education In Russia To Future Skills Needs. World Bank Group, 2021.
- Статья Lange C., Almusharraf N., Koreshnikova Y., Costley J. The Effects of Example-Free Instruction and Worked Examples on Problem-Solving // Heliyon. 2021. Vol. 7. No. 8. P. 1-7. doi
- Статья Froumin I., Vorochkov A., Koreshnikova Y. Trends in the international assessment of learning outcomes in vocational and higher education // Journal of supranational policies of education. 2021. No. 13. P. 1-8. doi
- Статья Чернобай Е. В., Корешникова Ю. Н. Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 5. С. 177-190. doi
- Статья Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 5-17. doi
- Книга Авдеева С. М., Гасс П. В., Корешникова Ю. Н., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Рук.: Е. Ю. Карданова. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 45-54.
- Статья Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. 2020. № 6. С. 88-103. doi
- Глава книги Клягин А. В., Княгинина Н. В., Корешникова Ю. Н., Лешуков О. В., Малиновский С. С., Одоевская Е. В., Серова А. В., Янкевич С. В. 3.1 Институциональные условия работы вузов // В кн.: Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi С. 102-156. doi
- Статья Shcheglova I., Koreshnikova Y., Parshina O. The Role of Engagement in the Development of Critical Thinking in Undergraduates / Пер. с рус. // Educational studies. 2019. Vol. 1. No. 1. P. 264-289.
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Глава книги Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Власов В. В., Горина Е. А., Денисенко М. Б., Ермолина А. А., Корешникова Ю. Н., Корчагина И. И., Кузьминов Я. И., Горват Е. С., Мисихина С. Г., Мкртчян Н. В., Нагерняк М. А., Назарбаева Е. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Харькова Т. Л., Шейман И. М., Шилова Н. П., Шишкин С. В. Национальные цели социального развития: вызовы и решения // В кн.: XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 1-113.
- Книга Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Власов В. В., Горина Е. А., Денисенко М. Б., Ермолина А. А., Корешникова Ю. Н., Корчагина И. И., Кузьминов Я. И., Любушина Е. С., Мисихина С. Г., Мкртчян Н. В., Нагерняк М. А., Назарбаева Е. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Селезнева Е. В., Синявская О. В., Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Харькова Т. Л., Шейман И. М., Шилова Н. П., Шишкин С. В. Национальные цели социального развития: вызовы и решения: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Статья Корешникова Ю. Н. Развитие критического мышления в современном российском обществе: что дает университет? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 91-110. doi
- Статья Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264-289. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Книга Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д., Нисская А. К. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф. Различия в общем образовании в колледжах и старших классах школ: характеристики педагогов и практики преподавания. На примере математики // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 228-253. doi
- Статья Кузьмина Ю. В., Корешникова Ю. Н., Енчикова Е. С. Связь установок и стажа учителей с образовательными достижениями учащихся в начальной школе // Педагогика и психология образования. 2018. № 1. С. 18-31.
Конференции
- 2021XXI Апрельская международная научная конференция (Москва). Доклад: Возможно ли развитие критического мышления в условиях традиционного обучения?
- XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: развитие универсальных компетентностей в системе Высшего образования для российского рынка труда
- XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Заинтересовать, нельзя заставить: роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов
- 202040th Annual International Conference on Critical Thinking. Доклад: Barriers for critical thinking skills development: Russian Universities cases
- Международная научная очно-заочная конференция "Инновационные процессы в высшей школе" (Краснодар). Доклад: Оценка уровня развития критического мышления студентов, как одна из технологий развития данного навыка
- 2019Development, assessment and validation of social competences in higher education (Бремен). Доклад: The Link between Critical Thinking and Participation of Students in Project
- XX Апрельская международная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Связь критического мышления и участия студентов в проектной деятельности и выступлениях с презентацией
- Вузовская педагогика (Красноярск). Доклад: Оценка образовательных результатов студентов как фактор развития критического мышления
- 2018XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Сопоставительный анализ результатов PISA 2012 и ЕГЭ 2014 среди крупных и малонаселенных городов на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии»
- XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Студенческая вовлеченность в академическую, научную и внеучебную деятельность как фактор развития навыка критического мышления: на примере научно-исследовательского университета России
Гранты
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) научный проект № 19-313-90039/19 «Разработка тестового инструмента для оценки критического мышления у студентов вузов». Грант "аспиранты"
Информация*
- Общий стаж: 20 лет
- Научно-педагогический стаж: 6 лет
- Преподавательский стаж: 2 года
Active vs. Passive Teaching in Close-up: Implications for Student Success at University
In an era where the demand for innovative educational strategies is paramount, the effectiveness of teaching methods in fostering student learning has come under scrutiny. A recent study by Evgeniy Terentev, Irina Shcheglova, Denis Federiakin, Yuliya Koreshnikova, and Jamie Costley delves into the contrasting realms of active and passive teaching approaches within the context of economics and management education at a leading Russian university. By examining how these teaching methodologies influence student performance across various cognitive levels, the authors aim to shed light on the vital role of instructional practices in preparing students for success in an increasingly complex and competitive knowledge economy.
Cтуденты магистерской программы «Педагогическое образование» исследовали школы Калининграда в рамках экспедиции
В конце сентября в рамках программы «Открываем Россию заново» студенты магистерской программы «Педагогическое образование» посетили с исследованием десять школ Калининграда и Калининградской области
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла школа для руководителей институтов развития образования регионов РФ
Школа «Роль института развития образования в обеспечении устойчивости системы образования региона: вызовы и приоритеты» была организована Институтом образования НИУ ВШЭ (Москва) и нижегородским кампусом НИУ ВШЭ в партнёрстве с Министерством образования и науки Нижегородской области.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
Доброе слово и ученику приятно: хорошие отношения с учителем помогают детям лучше учиться
Поддержка учителя играет ключевую роль в успехах школьников, выяснили ученые из Сингапура. Они опросили больше двух тысяч учеников и увидели связь между тем, как ученик чувствует эмоциональную поддержку педагога, его интересом к учёбе и отметками.
Материалы вебинара «НИУ ВШЭ и школы: результаты сотрудничества и ближайшие мероприятия»
15 мая для школ Университетского образовательного округа Высшей школы экономики проведен вебинар, посвященный итогам прошедшего учебного года и ближайшим активностям для педагогов и школьников.
Гореть и не выгорать:
Позитивный настрой помогает учителям спасаться от усталости, но идеалистам приходится сложнее всего
В водовороте образовательных реформ и нововведений нередко на второй план отходит сам учитель, который находится в состоянии постоянного стресса из-за высокой нагрузки и бюрократии. Что помогает педагогам преодолевать трудности? Ответ искали Марина Холманская, Юлия Корешникова и Андрей Подольский, они провели интервью с учителями из ЯНАО
Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека
Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.
Заинтересовать нельзя заставить: как создать мотивирующую образовательную среду?
22 января 2024 г. состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»
Сотрудники лаборатории исследований человеческого потенциала и образования выступили на международной конференции с результатами исследований НЦМУ ЦМИЧП
С 22 по 24 ноября 2023 года в Национальном институте образования Наньянского технологического университета Сингапура состоялась международная конференция Всемирной ассоциации исследований в области образования (ERAS-WERA) 2023.
Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Критически мыслить не научишь по-старинке: развить этот навык у студентов поможет «конструктивистский стиль» педагога
О том, что высшее образование должно развивать критическое мышление, много пишут. С недавних пор и в документах — этот навык включен во ФГОСы высшего образования. Пока в вузах нет ни методик, которые целенаправленно бы на это работали, ни русскоязычного инструмента оценки (к решению этой задачи недавно приступили психометрики Инобра). Но какие-то выводы о том, что помогает, а что мешает развитию критического мышления в вузе, уже можно сделать. Юлия Корешникова (Центр развития навыков и профессионального образования Инобра) и Елена Авдеева (Красноярский государственный медицинский университет) провели исследование того, какую роль играют в решении этой задачи разные стили преподавания.
Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении
Первый сезон семинаров стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» начался с разговора о том, насколько продвинулась мировая наука в понимании самостоятельности (“агентности”). Скорее даже не «продвинулась», а «приблизилась»: в разных областях знаний сделаны лишь первые попытки объяснить и отрефлексировать это понятие, для которого в русском языке нет пока единого устоявшегося термина.
Мозговой штурм в Питере: итоги семинара «Самостоятельность и проактивное поведение»
Что такое агентность, как она проявляется и как ее исследовать — по- прежнему предмет дискуссий. А теперь и мозгового штурма, который состоялся в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где 16 сентября прошел стратегический семинар подпроекта «Самостоятельность и проактивное поведение» стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Организаторами выступили Институт образования НИУ ВШЭ г. Москва и Департамент менеджмента НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург, а из 30 участников 20 работали на семинаре очно, остальные подключились онлайн.
Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
К вузам отнеслись критически
Вопреки требованиям действующей версии образовательных стандартов и очевидному запросу рынка труда вузы так и не создали условия для развития у студентов критического мышления, а государство недостаточно стимулирует формирование этой важнейшей универсальной компетенции, следует из диссертации аналитика Института образования ВШЭ Юлии Корешниковой. Опираясь на результаты количественных и качественных исследований среди студентов, преподавателей и руководителей образовательного блока ряда российских университетов, она предложила набор решений для развития этой важнейшей компетенции.
Проведена программа повышения квалификации «Внедрение модели формирования и оценки общих компетенций студентов СПО»
В сентябре в Институте образования прошла очередная программа повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования. Слушателями программы в этом году стали педагоги из Московской, Калужской и Белгородской областей.
Odds of Success
How engagement in student clubs helps undergraduates find good employment
Одной учебы мало
Академическая успеваемость (оценки по предметам) студентов не связана напрямую с развитием у них критического мышления – одного из ключевых «навыков XXI века». Вопреки устоявшемуся мнению, что научить чему-то можно прежде всего на занятии, не менее важную роль в развитии критического мышления играют также другие формы активности, в том числе, внеучебная – например, участие студентов в работе клубов, секций, объединений и т.д.
Шансы на успех
Как участие в студенческих клубах
помогает хорошо трудоустроиться
Поздравляем наших выпусников с поступлением в аспирантскую Школу по образованию!
Четверо выпускников нашей магистерской программы начали обучение в аспирантуре Института образования.