Павловец Михаил Георгиевич
- Заведующий лабораторией:Факультет гуманитарных наук / Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам
- Профессор:Факультет гуманитарных наук / Школа филологических наук
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 27 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2000Ученое звание: Доцент
- 1997Кандидат филологических наук: Московский педагогический государственный универси, специальность 10.01.01 «Русская литература», тема диссертации: «Становление художественной системы Б.Л. Пастернака и творчество Р.М. Рильке»
- 1994
Специалитет: Московский педагогический государственный университет, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского зыка и литературы»
Достижения и поощрения
- Почетная грамота факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (декабрь 2022)
- Благодарность директора Лицея НИУ ВШЭ (август 2022)
- Благодарность Школы филологии НИУ ВШЭ (ноябрь 2017)
Лучший преподаватель – 2023, 2022, 2021, 2020, 2019, 2018, 2017, 2016, 2015
Надбавка за защиту докторской диссертации (2023-2026)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024-2025)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021-2022, 2020-2021, 2019-2020)
- Выбор лицеистов: Лучший преподаватель – 2024, 2023, 2022, 2021, 2020, 2018
Полномочия / обязанности
Заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Родионова А. А. Техническое воображение в русскоязычной неподцензурной поэзии второй половины XX века, 2024
- 2Морозов И. А. Тема не утверждена (aспирантура: 2-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Поэтика прозы (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук)Рус
- Поэтика прозы (Маго-лего)Рус
- Русский поэтический канон (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Современная русскоязычная поэзия: документирование, исследование, продвижение (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)Рус
- Современный литературный процесс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Авангард - неоавангард - поставангард в русскоязычной поэзии (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1 модуль)Рус
- Актуальные академические исследования (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Актуальные академические исследования (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; направление "45.04.01. Филология", направление "45.04.01. Филология"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Поэтика прозы (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Русский поэтический канон (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Русский поэтический канон (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; направление "45.04.01. Филология", направление "45.04.01. Филология"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Современная русскоязычная поэзия: документирование, исследование, продвижение (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)Рус
Современный литературный процесс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.03.02. Журналистика", направление "42.03.05. Медиакоммуникации"; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Современный литературный процесс: тексты, персоны, институции (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- История и теория литературы (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Поэтика прозы (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1 модуль)Рус
Русский поэтический канон (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; направление "45.04.01. Филология", направление "45.04.01. Филология"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Русский поэтический канон (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Современная русскоязычная поэзия: документирование, исследование, продвижение (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)Рус
Современный литературный процесс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "42.03.02. Журналистика", направление "42.03.05. Медиакоммуникации"; 4-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- История и теория литературы (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Поэтика прозы (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Русский поэтический канон (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Современный литературный процесс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)Рус
- Современный литературный процесс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История и теория литературы (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Основы педагогики и методики преподавания филологических наук (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Поэтика прозы (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Русский поэтический канон (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Русский поэтический канон (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Современная русскоязычная поэзия: документирование, исследование, продвижение (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
- Современный литературный процесс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)Рус
- Современный литературный процесс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)Рус
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2012 г.: приглашенный редактор журнала «Folia Litteraria Rossica».
Конференции
- 2018Produktion, Dokumentation, Intervention. Bedingungen des Werks in der inoffiziellen sowjetischen Literatur der 1960er-1980er Jahre. Prigovskie Čtenija/Приговские чтения (Мюнхен). Доклад: «Трансфур-рекрутинг: «Трасплантация» Д.А.Пригова на платформу «Транспонанса»
- XXIII Международные Сапгировские чтения «Сапгир и русская поэзия 20-21 веков» (Москва). Доклад: Пунктуационная поэзия: «Стихи из трех элементов» Генриха Сапгира
- Symbolarium культуры: символические универсалии и иконические знаки (Москва). Доклад: «Одноточечная поэзия» в контексте поэзии предельно минимальных форм
- 2014XLIII Международная филологическая конференция (Санкт-Петербург). Доклад: Книга Александра Кондратова «КОНКРЕЦИИ» как опыт русского конкретизма
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук
Павловец М. Г. Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ – начала ХХI века
Публикации106
- Глава книги Pavlovets M. Collected Works, or Texts Selected and Discarded, or Under Сonstruction and Other Words by Boniface and German Lukomnikov as an Exercise in Authorial Self-Archiving, in: (Counter-)Archive: Memorial Practices of the Soviet Underground. Switzerland : Palgrave Macmillan, 2024. doi Ch. 5. P. 141-170. doi
- Глава книги Pavlovets M. The Lianozovo School, in: The Oxford Handbook of Soviet Underground Culture. NY : Oxford University Press, 2024. doi Ch. 29. P. 673-695. doi
- Статья Павловец М. Г. «Лена и люди» Елены Фанайловой: между «домашней семантикой» и «школьным» бэкграундом . // Зборник Матице српске за славистику. 2024. Т. 106. С. 301-316. doi
- Статья Павловец М. Г. «Поэзия — это я»: перформансы Бонифация / Германа Лукомникова // Новое литературное обозрение. 2024. № 3(187). С. 204-217. doi
- Статья Павловец М. Г. Дайте сказать своими словами. О сочинениях в школе — и в жизни // Дружба народов. 2024. № 8. С. 239-250.
- Глава книги Павловец М. Г. Сапгир авангардный // В кн.: Сапгир, Г. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 3: Глаза на затылке. . / Сост.: М. Г. Павловец. Т. 3. М. : Новое литературное обозрение, 2024. С. 953-978.
- Книга Сапгир, Г. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 3: Глаза на затылке. . / Сост.: М. Г. Павловец. Т. 3. М. : Новое литературное обозрение, 2024.
- Глава книги Павловец М. Г. Стихотворения Бориса Пастернака в альманахе «Руконог» в аспекте внутрифутуристической полемики // В кн.: Метрополия и диаспора: альтернативные/тождественные миры русской литературы ХХ века. Коллективная монография, посвященная памяти профессора Владимира Вениаминовича Агеносова / Под общ. ред.: Л. Г. Кихней. М. : Издательская группа "Юрист", 2024. doi С. 288-302. doi
- Глава книги Pavlovets M. Die Dichtung der „Lianozovo-Schule“ als Erfahrung der russischsprachigen konkreten Dichtung: das Problem der (Un)-Ähnlichkeit, in: Ähnlichkeit in Lyrik und Poetik der Gegenwart Vol. XVI. Warsz., NY, Wien, Brux., Oxford, Bern : Peter Lang, 2023. doi P. 115-124.
- Статья Pavlovets M. Die Leere des Politischen: Null-Texte zwischen Performance und Demonstration // International Journal for Comparative Cultural Studies. 2023. Vol. 10. P. 237-251. doi
- Глава книги Pavlovets M. Konstantin K. Kuzminsky as a Neo-Futurist, in: Volume 13 2023: International Yearbook of Futurism Studies Vol. XIII. De Gruyter, 2023. P. 167-194. doi
- Глава книги Павловец М. Г. «Был ли Маяковский авангардистом?»: Наследие Маяковского в рецепции авторов поэтического неоавангарда // В кн.: Время Маяковского: Биография. Иконография. Поэтика. Эстетика. Политика (Материалы научной конференции к 130-летию со дня рождения поэта). СПб. : Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского, 2023.
- Статья Павловец М. Г. «Так мы учились говорить о смерти…». О стихотворении Яна Сатуновского «Один сказал…» // Кватра: Поэзия. Теория. Критика. 2023. № 1
- Статья Павловец М. Г. «Том V. Программы» Александра Кондратова: На пути к кибернетической поэзии // Новое литературное обозрение. 2023. Т. 182. № 4. С. 230-242. doi
- Статья Павловец М. Г. Русскоязычный поэтический неоавангард второй половины ХХ в.: к вопросу о границах применимости понятия // Studia Litterarum. 2023. Т. 8. № 2. С. 10-31. doi
- Глава книги М. Г. Павловец «Одноточечная поэзия» в контексте поэзии предельно минимальных форм // В кн.: Вещество поэзии: К 70-летию Юрия Борисовича Орлицкого: Сборник научных статей. РГГУ, 2022. С. 295-304.
- Статья Павловец М. Г. «Тематические книжечки» Константина K. Кузьминского как поэтические книги неоавангарда // Зборник Матице српске за славистику. 2022. Т. 2022. № 102. С. 225-237. doi
- Глава книги Михаил Павловец Антология Константина Кузьминского и Григория Ковалева У Голубой Лагуны как авторский жанр // В кн.: На берегах Голубой Лагуны: Константин Кузьминский и его Антология. Сборник исследований и материалов. СПб., Бостон : Academic Studies Press / Библиороссика, 2022. С. 336-359.
- Книга Павловец М. Г. Вещество поэзии: К 70-летию Юрия Борисовича Орлицкого: Сборник научных статей. РГГУ, 2022.
- Глава книги Павловец М. Г. Генрих Сапгир как поэт-трансфурист // В кн.: Восемь великих / Отв. ред.: Ю. Б. Орлицкий. М. : РГГУ, 2022. Гл. 6. С. 414-423.
- Глава книги Павловец М. Г. Жизнь как «конкретный театр»: хэппенинги и перформативная поэзия Александра Кондратова // В кн.: Ленинградская неподцензурная литература: история и поэтика / Сост.: Ю. Б. Орлицкий, Ю. М. Валиева. СПб. : RUGRAM_Пальмира, 2022. С. 68-82.
- Глава книги Павловец М. Г. Русская неподцензурная поэзия и немецкоязычный конкретизм: между творческой рецепцией и рефлексией // В кн.: Россия — Германия: литературные встречи (после 1945 года). ИМЛИ РАН, 2022. doi Гл. 25. С. 438-467. doi
- Глава книги Pavlovets M. The Lianozovo School, in: The Oxford Handbook of Soviet Underground Culture. Oxford : Oxford University Press, 2021. doi Ch. 15. doi
- Книга «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом / Сост.: М. Г. Павловец, Г. В. Зыкова, В. Г. Кулаков. М. : Новое литературное обозрение, 2021.
- Глава книги Павловец М. Г. «Прото-концептуализм» поэта ленинградской «филологической школы» Александра Кондратова // В кн.: ЭТО не московский концептуализм. Филологический факультет Белградского университета (Севојно: Графичар), 2021. С. 134-145.
- Глава книги Павловец М. Г. Анти(мета)верлибр: рождение верлибра из духа его неприятия // В кн.: «Вакансия поэта»‐3: Материалы Международной научной конференции «Кризис “поэтического” / экспансия “поэтического”» (Воронеж, Воронежский государственный университет, 26‐27 ноября 2021 г.). НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2021. С. 5-20.
- Глава книги Кулаков В. Г., Павловец М. Г. Лианозово: Введение // В кн.: «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом / Сост.: М. Г. Павловец, Г. В. Зыкова, В. Г. Кулаков. М. : Новое литературное обозрение, 2021. С. 5-15.
- Глава книги Павловец М. Г. Лианозовская школа» и «конкретная поэзия» // В кн.: «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом / Сост.: М. Г. Павловец, Г. В. Зыкова, В. Г. Кулаков. М. : Новое литературное обозрение, 2021. С. 32-59.
- Статья Павловец М. Г. Литература как учебный предмет: от "субъект-субъектного" к антропологическому подходу // Практики & Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2021. Т. 6 (4). С. 64-82. doi
- Глава книги Уйвари Л. Неофициальная советская поэзия: введение // В кн.: «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом / Сост.: М. Г. Павловец, Г. В. Зыкова, В. Г. Кулаков. М. : Новое литературное обозрение, 2021. С. 697-704.
- Глава книги Pavlovets M. Das poetische Subjekt von Sergej Birjukov als Akteur der „metahistorischen Avantgarde", in: Neuere Lyrik. Interkulturelle und interdisziplinäre Studien: Band 8.2. Subjekt und Liminalität in der Gegenwartsliteratur. Vol. 8.2: Band 2: Schwellenzeit – Gattungstransitionen – Grenzerfahrungen. Sergej Birjukov zum 70. Geburtstag. Berlin : Peter Lang, 2020. doi P. 167-181. doi
- Книга «Вакансия поэта»-2: материалы двух конференций / Под общ. ред.: М. Г. Павловец, А. А. Житенев. Воронеж : АО «Воронежская областная типография», 2020.
- Глава книги Павловец М. Г. «Мой словарь» Вс. Некрасова: между неоавангардистскими «системами» и поставангардистскими «сериями» // В кн.: Subjekt und Liminalität in der Gegenwartsdichtung. Bd. 8.1.: Grenzen, Schwellen, Liminalität und Subjektivität in der russischen Gegenwartsdichtung / Субъект и лиминальность в современной поэзии. Том 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии Т. 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии. Берлин : Peter Lang, 2020. doi С. 363-378. doi
- Статья Павловец М. Г. Рецензия на кн.: WSEWOLOD NEKRASSOW / ВСЕВОЛОД НЕКРАСОВ. ICH LEBE ICH SEHE / ЖИВУ И ВИЖУ. AUSGEWÄHLT, AUS DEM RUSSISCHEN ÜBERTRAGEN UND MIT EINEM NACHWORT VERSEHEN VON GÜNTER HIRT UND SASCHA WONDERS. Vorwort von Eugen Gomringer. Verlag Helmut Lang, 2017. 356 с. // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 1. С. 189-195.
- Глава книги Павловец М. Г. Экспериментальная «метапоэтология» в поисках новых форм современной русскоязычной поэзии // В кн.: Subjekt und Liminalität in der Gegenwartsdichtung. Bd. 8.1.: Grenzen, Schwellen, Liminalität und Subjektivität in der russischen Gegenwartsdichtung / Субъект и лиминальность в современной поэзии. Том 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии Т. 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии. Берлин : Peter Lang, 2020. doi Гл. 14. С. 239-254. doi
- Глава книги Павловец М. Г. Язык манифестов неофутуризма // В кн.: «Вакансия поэта»-2: материалы двух конференций / Под общ. ред.: М. Г. Павловец, А. А. Житенев. Воронеж : АО «Воронежская областная типография», 2020. С. 26-45.
- Статья Павловец М. Г. "Меня не выбросят за борт надежен поэм моих щит" (Рец. на книгу Гнедов Вас."Сама поэзия": Стихотворения. М.: Циолковский, 2018. // Новое литературное обозрение. 2019. Т. 157. № 3. С. 339-342.
- Статья Павловец М. Г. «Татьяны милый идеал». Советский и постсоветский школьный литературный канон как палимпсест // Новый мир. 2019. № 2. С. 145-153.
- Статья Павловец М. Г. Невидимые практики надежды (Рец.: Виталий Лехциер. Своим ходом: после очевидцев. М: НЛО, 2018. — (Новая поэзия).) // Знамя. 2019. № 8. С. 226-229.
- Книга Кукулин И. В. Прорыв к невозможной связи: Статьи о русской поэзии / Науч. ред.: М. Г. Павловец, Э. Ф. Шафранская, В. Л. Лехциер, С. Львовский. Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2019.
- Статья Павловец М. Г. Субъектность в условиях лимитационности формы: опыты предельно малых форм, случай Германа Лукомникова (Бонифация) // Slavic Literatures (ранее - Russian Literature). 2019. Т. 109-110. С. 137-150. doi
- Статья Pavlovets M. Deutschsprachiger Konkretismus und russische inoffizielle Literatur // Zeitschrift für Slavische Philologie. 2018. Vol. 74. No. 1. P. 75-111.
- Статья Pavlovets M. The School Canon as a Battlefield: A Baptismal Font without a Child / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2018. Vol. 59. P. 555-582. doi
- Статья Павловец М. Г. «И все что образует пустоту»: деструкция словесной формы в поэзии Генриха Сапгира // Новое литературное обозрение. 2018. Т. 5. № 153. С. 252-268.
- Статья Павловец М. Г., Орлицкий Ю. Б. Наследники Хлебникова: Генрих Сапгир, Геннадий Айги, Александр Кондратов, Сергей Бирюков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 1. С. 94-110. doi
- Глава книги Павловец М. Г. "Код Велимира" и "поэтический канон" Сергея Бирюкова // В кн.: Русская литература XIX–XXI веков: метаморфозы смысла: Юбилейный сборник научных трудов, посвященный Н.И. Якушину и В.В. Агеносову. М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2017. С. 182-190.
- Статья Павловец М. Г. «Слово „поэзия” здесь ни при чем… мы приглашаем читателей убедиться в этом»: Евгений Головин как «критик» и пропагандист европейского литературного неоавангарда // Toronto Slavic Quarterly. 2017. № 61. С. 232-249.
- Статья Павловец М. Г. Апология сталинизма в постсоветских учебниках литературы // Логос. 2017. № 5 (120). С. 65-86. doi
- Статья Павловец М. Г. Наследие Маяковского vs Хлебникова в рецепции авторов неподцензурной литературы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18. № 1. С. 269-275.
- Статья Павловец М. Г. Советская поэзия в 1926 году в зеркале анкетирования писателей и читателей // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. 2017. № 10. С. 81-90. doi
- Статья Pavlovets M. Gedichte schreiben in Zeiten der Umbrüche: Tendenzen der Lyrik seit 1989 in Russland und Deutschland. Hg. von Henrieke Stahl und Hermann Korte. Leipzig 2016 // Coincidentia. Zeitschrift für europäische Geistesgeschichte. 2016. Vol. 7/2. P. 542-546.
- Статья Павловец М. Г. Рецензия: Агеносов ВВ. Восставшие из небытия. Антология писателей Ди-Пи и второй эмиграции. // Записки Русской академической группы в США. 2016. Т. XXXIX. С. 463-469.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество Беллы Ахмадулиной в школьном освещении // В кн.: Художественный мир Беллы Ахмадулиной. Тверь : Издательство Марины Батасовой, 2016. С. 122-127.
- Глава книги Павловец М. Г. Торжество метода: стихотворная поэтология Генриха Сапгира // В кн.: Подробности словесности: Сборник статей к юбилею Людмилы Владимировны Зубовой. СПб. : Свое Издательство, 2016. С. 251-258.
- Глава книги Павловец М. Г. Формирование историзма восприятия произведений словесности и современная литература // В кн.: Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное. М. : Совпадение, 2016. С. 63-75.
- Статья Павловец М. Г. Школьный канон как поле битвы. Часть первая: историческая реконструкция. // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2016. № 2. С. 73-92.
- Статья Павловец М. Г. Школьный канон как поле битвы: купель без ребенка // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2016. № 5 (109). С. 125-145.
- Статья Павловец М. Г. "Отпузыритесь из нуля!": "нулевые" и "пустотные тексты Александра Кондратова. // Slavic Literatures (ранее - Russian Literature). 2015. Т. LXXVIII. № I/II. С. 15-41. doi
- Статья Павловец М. Г., Орлицкий Ю. Б. А.М. Кондратов. Избранные произведения. Подготовка текста и комментарии. // Slavic Literatures (ранее - Russian Literature). 2015. Т. LXXVIII. № I/II. С. 44-507.
- Статья Павловец М. Г. Рец.: Шафранская Э.Ф. «Современная русская проза (мифопоэтический ракурс)»: учебное пособие. М.: Ленанд, 2015. 216 с. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 2. С. 133-134.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество за пределами соцреализма. В традициях реализма. М.Зощенко. М.Булгаков. Л.Леонов. // В кн.: История русской литературы ХХ - ХХI веков: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015. С. 107-128.
- Статья Павловец М. Г., Орлицкий Ю. Б. Три творческих лика Александра Кондратова // Slavic Literatures (ранее - Russian Literature). 2015. Т. LXXVIII. № I/II. С. 1-13. doi
- Глава книги Павловец М. Г. Функция парафразиса романа Ф.Достоевского "Бесы" в повести Г.Сапгира "Армагеддон" // В кн.: Сусрети народа и култура. Меħдународни тематски зборник. , 2015. С. 147-164.
- Статья Павловец М. Г. "Вакуумные тексты" Ры Никоновой и "сверхмалые тексты" в литературе // Новое литературное обозрение. 2014. Т. 130. № 6. С. 289-294.
- Статья Павловец М. Г. "Конкреции" Александра Кондратова как опыт русского конкретизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. № 4. С. 156-163.
- Глава книги Павловец М. Г. "Соцреалистический модернизм" Леонида Леонова // В кн.: Русская литература ХХ века: 1930-е - середина 1950-х годов: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования: в двух томах Т. 1. М. : Издательский центр «Академия», 2014. С. 202-236.
- Статья Павловец М. Г. "Три... пятнадцать": о музыке стиха, рыбах и цифрах в поэзии // Литература (Первое сентября). 2014. № 2. С. 33-35.
- Глава книги Павловец М. Г. А. Блок // В кн.: Русский язык и литература: Литература. 11 класс. Углубленный уровень: учебник Ч. 1. М. : Дрофа, 2014. С. 66-90.
- Глава книги Павловец М. Г. Б. Пастернак // В кн.: Русский язык и литература: Литература. 11 класс. Углубленный уровень: учебник Ч. 2. М. : Дрофа, 2014. С. 204-233.
- Глава книги Павловец М. Г. В. Шаламов // В кн.: Русский язык и литература: Литература. 11 класс. Углубленный уровень: учебник Ч. 2. М. : Дрофа, 2014. С. 297-308.
- Статья Павловец М. Г., Буров В. В., Парфенов Р. В., Реморенко И. М. Введение школьного сочинения: технология мобилизации потенциала общественного обсуждения посредством краудсорсинга // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 8-21.
- Статья Павловец М. Г. Итоговое сочинение: тематические направления, критерии, условия // Русский язык. 2014. № 11. С. 59-61.
- Глава книги Павловец М. Г. Литература о Великой Отечественной войне второй половины ХХ века // В кн.: Русский язык и литература: Литература. 11 класс. Углубленный уровень: учебник Ч. 2. М. : Дрофа, 2014. С. 352-388.
- Глава книги Павловец М. Г. Литературный процесс 1980-х годов в России // В кн.: История русской литературы ХХ - начала XXI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением Ч. 3: 1991 - 2020-е годы. Владос, 2014. С. 6-22.
- Глава книги Павловец М. Г. М.И. Цветаева (1892-1941) // В кн.: История русской литературы ХХ - XXI века: учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением Т. 1. Ч. 1: 1890 - 1925 годы. Владос, 2014. С. 1887-1914.
- Глава книги Павловец М. Г. Н. Заболоцкий // В кн.: Русский язык и литература: Литература. 11 класс. Углубленный уровень: учебник Ч. 2. М. : Дрофа, 2014. С. 106-120.
- Статья Павловец М. Г., Реморенко И. М. Об изменении регламентации преподавания литературы в современной школе // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 209-226. doi
- Статья Павловец М. Г. Поэтика заглавий логогрифа "Я" и "Поэмии о соловье" Василия Каменского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2014. № 2 (14). С. 24-32.
- Глава книги Павловец М. Г. Поэты "второй" волны русской эмиграции // В кн.: История русской литературы ХХ - начала ХХI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением Ч. 2: 1925-1990 годы. Владос, 2014. С. 1405-1426.
- Книга Кукулин И. В., Левченко Я. С., Павловец М. Г. Русская литература ХХ века: 1930-е – середина 1950-х годов: учебник. В 2 т. / Рук.: М. Липовецкий. Т. 1-2. М. : Academia, 2014.
- Глава книги Павловец М. Г. Русская поэзия советского периода в метрополии (1920–1930-е годы). // В кн.: История русской литературы XX-начала XXI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением Ч. 2: 1925-1990 годы. Владос, 2014. С. 7-72.
- Глава книги Павловец М. Г., Чернышева Е. Г., Липич В. В. Русская поэзия советского периода в метрополии (1920–1930-е годы). // В кн.: История русской литературы XX-начала XXI века: Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением Ч. 2: 1925-1990 годы. Владос, 2014. С. 7-72.
- Глава книги Павловец М. Г. Советский быт в поэзии Льва Лосева // В кн.: Poetik des Alltags: Russische Literatur im 18.-21. Jahrhundert / Поэтика быта. Русская литература XVIII-XXI вв. / Под общ. ред.: A. Graf. Мюнхен : Herbert Utz Verlag, 2014. С. 299-306.
- Статья Павловец М. Г. Сшивая грани разрыва: Русская неподцензурная литература в исследованиях и воспоминаниях. Конференция "История русской неподцензурной литературы: одиночки, сообщества, выработка новых форм и канонов" (МГПУ, 22 марта 2014 г.) // Новое литературное обозрение. 2014. Т. 130. № 6. С. 398-403.
- Статья Павловец М. Г. Творческая рецепция футуристического наследия в поэзии Льва Лосева // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1. № 1. С. 145-149.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество А.А. Ахматовой. // В кн.: История русской литературы ХХ века: учебник для вузов. М. : Русское слово, 2014. С. 51-64.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество Б.Л. Пастернака. // В кн.: История русской литературы ХХ века: учебник для вузов. М. : Русское слово, 2014. С. 261-276.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество В.В. Маяковского. // В кн.: История русской литературы ХХ века: учебник для вузов. М. : Русское слово, 2014. С. 143-164.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество И.А. Бродского. // В кн.: История русской литературы ХХ века: учебник для вузов. М. : Русское слово, 2014. С. 369-388.
- Глава книги Павловец М. Г., Агеносов В. В. Творчество Л.М. Леонова. // В кн.: История русской литературы ХХ века: учебник для вузов. М. : Русское слово, 2014. С. 261-276.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество Л.С. Петрушевской. // В кн.: История русской литературы ХХ века: учебник для вузов. М. : Русское слово, 2014. С. 625-637.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество Н.М. Рубцова. // В кн.: История русской литературы ХХ века: учебник для вузов. М. : Русское слово, 2014. С. 548-559.
- Глава книги Pavlovets Mikhaïl. Les manuels contemporains de littérature en Russie, sauf-conduits du conservatisme de la fin de l’époque soviétique, in: Le passé qui encombre: histoire et mémoire dans l’espace postsoviétique. Louvain-la-Neuve : Bruylant, 2013. P. 173-202.
- Глава книги Павловец М. Г. «Нулевые» и «пустотные» тексты в русской поэзии: от «исторического авангарда» к неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // В кн.: Сто лет русского авангарда. М. : Научно-издательский центр "Московская Консерватория", 2013. С. 375-384.
- Статья Павловец М. Г. На границах творческой свободы. Конференция «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании», секция «Неподцензурная и «легальная» литературы в России ХХ века: Формы взаимодействия» (МГПИ, 17 марта 2012 г.) // Новое литературное обозрение. 2013. Т. 1. № 119. С. 426-433.
- Глава книги Павловец М. Г. Творчество Генриха Сапгира и поэзия конкретизма: от типологического схождения к творческому освоению // В кн.: Русистика и компаративистика: Сборник научных статей Вып. 8. М., В : Educologija, 2013. С. 79-90.
- Глава книги Павловец М. Г. «Пустотные» тексты и рефлексия «пустотности» в поэзии Льва Лосева // В кн.: Стих. Проза. Поэтика. Сборник статей в честь Ю.Б. Орлицкого. Ailuros Publishing, 2012. С. 258-264.
- Статья Павловец М. Г. Авторитет в профессиональном сообществе. К 70-летию Владимира Вениаминовича Агеносова. // Литература в школе. 2012. № 4. С. 30-31.
- Статья Павловец М. Г. Илья Кукуй. Концепт «вещь» в языке русского авангарда [рец.] // Russica Romana. 2012. Т. XVIII. С. 128-130.
- Глава книги Павловец М. Г. Канонизация русского футуризма в неподцензурной поэзии 1950-1960-х годов // В кн.: Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании Т. 1. Вып. 11. М. : МГПИ, 2012. С. 154-161.
- Глава книги Павловец М. Г. Некоторые наблюдения над рецепцией «футуристического письма» в поэзии Льва Лосева // В кн.: Русский Харбин, запечатленный в слове. К 70-летию профессора В.В. Агеносова Вып. 6. Амурский государственный университет, 2012. С. 96-106.
- Глава книги Павловец М. Г. Образ современной русской поэзии в школьных программах постсоветского времени // В кн.: La poesia russa da Puškin a Brodskij. E ora? / Русская поэзия от Пушкина до Бродского. Что дальше? Atti del Convegno Internazionale di Studi Roma, 29-30 settembre 2011. Sapienza Università di Roma. Edizioni Nuova Cultura, 2012. С. 297-312.
- Статья Павловец М. Г. Функции ссылочно-сносочного аппарата в поэзии Льва Лосева // Folia Litteraria Rossica. 2012. № 5. С. 142-148.
Опыт работы
Павловец М.Г., 1972 года рождения, окончил Московский педагогический государственный университет имени В.И.Ленина (с отличием) в 1994 году по специальности русский язык и литература.
С 1994 по 1997 обучался в аспирантуре Московского педагогического государственного университета по кафедре русской литературы ХХ века. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Становление художественной системы Б.Л. Пастернака и творчество Р.М. Рильке»; степень кандидата филологических наук в 1997 г. присуждена диссертационным советом Д 053.05.14 Московского педагогического государственного университета и утверждена решением ВАК от 20.02.1998.
Имеет научное звание доцента по кафедре русской литературы ХХ века (присвоено 16.02.2000).
С октября 1997 г. по ноябрь 2001 г. работал на кафедре русской литературы ХХ в. Московского педагогического государственного университета в должности старшего преподавателя, а с октября 1998 года – в должности доцента; занимал должность заместителя декана филологического факультета по научной работе.
С ноября 2001 г. по сентябрь 2012 г. работал в должности профессора кафедры русской и зарубежной литературы и методики Московского гуманитарного педагогического института: с ноября 2001 по декабрь 2003 занимал должность проректора по научной работе, а с января 2008 по август 2012 – должность заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы и методики Московского гуманитарного педагогического института.
В результате реорганизации Московского гуманитарного педагогического института путем присоединения к Московскому городскому педагогическому университету М.Г. Павловец с 01.09.2012 по 17.03.2014 занимал должность заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы и методики Института гуманитарных наук ГБОУ ВПО МГПУ, с 02.09.2013 переименованной в кафедру русской новейшей литературы и читательских практик ИГН, а также в должности доцента кафедры.
С сентября 2014 года занимает должность доцента Школы филологии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; с января 2015 года по январь 2020 года исполняет административные обязанности заместителя руководителя Школы филологических наук (Школы филологии, Департамента общей и прикладной филологии).
С сентября 2020 года занимает должность заведующего Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний в гуманитарных науках Факультета гуманитарных наук, с июня 2021 года - Директора Летней историко-филологической школы Факультета гуманитарных наук, с января 2019 по январь 2020 года - член Научной комиссии Факультета гуманитарных наук.
М.Г. Павловец руководит организацией «Факультетского дня» Лицея НИУ ВШЭ в Школе филологии; с 2015 года выполняет обязанности зам. руководителя группы по проверке итоговых сочинений в НИУ ВШЭ регулярно выступает с лекциями для учителей в рамках системы повышения квалификации работников среднего образования НИУ ВШЭ, участвует в других программах и мероприятиях НИУ ВШЭ.
в 2015-2021 гг. М.Г. Павловец признавался «Лучшим преподавателем НИУ ВШЭ; в 2018 и 2020-2021 – лучшим преподавателем Лицея НИУ ВШЭ, в 2017 году был номинантом премии НИУ ВШЭ «Золотая Вышка».
Был членом Учебно-методической комиссии по литературе УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров (МПГУ) (с 2012 года); членом жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку (2008-2012), Центральной предметной методической комиссии по литературе и жюри Всероссийской олимпиады по литературе для школьников (2003-2003; 2013-2015); членом Рабочей группы при Министерстве образования и науки РФ по разработке мер по введению в выпускном классе итогового сочинения и учету его результатов при поступлении в образовательные организации высшего образования (2014-2019); участвовал в разработке Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по литературе (10-11 класс), выступал в качестве эксперта в ряде других проектов Министерства образования и науки. Награжден почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 15.12.2006 № 1646/к-н).
Под руководством М.Г. Павловца Проектная лаборатория по развитию интеллектуальных состязаний в гуманитарных науках Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ разработала и участвует в провелении Всероссийского чемпионата сочинений "Своими словами" (в 2020-2021 году 10500 участников, в 2021-2022 году 16000 тыс).
М.Г. Павловец читает лекции для школьников и учителей школ Москвы, а также других городов (Екатеринбург, Челябинск, Казань, Самара, Рига и др.); в январе 2017 года в качестве приглашенного лектора выступал с разовыми лекциями в Университетах г. Пассау и Трир (ФРГ). Как эксперт по вопросам литературы и образования неоднократно выступал на ТК «Культура», ТВЦ, радиостанциях «Эхо Москвы», «Свобода»*, «Маяк», «Комсомольская правда», в газетах «Новая газета», «Независимая газета», «Комсомольская правда», «Учительская газета», «Газета.ру», образовательных и общественных интернет-ресурсах «Арзамас», «Постнаука» Mel.fm, newtonew.ru, «Православие и мир» и мн. др.
* Радио «Свобода» включена Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Информация*
- Общий стаж: 27 лет
- Научно-педагогический стаж: 27 лет
- Преподавательский стаж: 26 лет
Старт Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»: что приготовил юбилейный сезон
«Своими словами» — совместный проект НИУ ВШЭ и 16 ведущих вузов России. Он проходит при поддержке Российской академии наук и Министерства науки и высшего образования РФ. Стратегическим партнером состязания выступает VK Education. В этом году чемпионат пройдет в пятый раз.
Мини-университет для старшеклассников: как прошла IX Летняя историко-филологическая школа
На базе учебного центра «Вороново» при поддержке Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» с 15 по 23 августа прошла уже девятая Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В ней приняли участие 99 старшеклассников из разных регионов России, многие из которых собираются поступать на различные образовательные программы ВШЭ.
Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки
В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.
Подошел к концу четвертый сезон Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
В Суперфинале, проводившемся с 25 по 29 февраля, приняли участие более трехсот школьников из разных регионов России. 32 из них были названы победителями, 46 – призерами. Именно они являются лучшими из лучших, ведь всего в различных этапах четвертого сезона Чемпионата приняло участие более двадцати тысяч школьников.
Быть субъектом в Академии: как прошел Зимний лекторий ЛИФШ
Уже традиционно Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» и Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам в начале января провела зимний интенсив. Слушателями лекций и участниками дискуссий стали более восьмидесяти школьников из разных регионов России.
Регистрация на Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» продлится до 25 октября
11 сентября в офисе VК в Москве был дан старт четвертому сезону Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Наряду с НИУ ВШЭ и другими ведущими вузами его соорганизатором впервые стала VK Education. На платформе VK Mini Apps запущено мини-приложение «Те(к)ст», в котором школьники и все желающие могут проверить свою читательскую грамотность.
Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ
В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
Вдохновляя будущих исследователей: ФГН провел VIII Летнюю историко-филологическую школу
ЛИФШ проходила в учебном центре «Вороново» с 20 по 27 августа. Участниками стали ученики старших классов.
В журнале «Новое литературное обозрение» вышла статья заведующего проектной лабораторией Михаила Павловца
В журнале «Новое литературное обозрение» вышла статья заведующего проектной лабораторией Михаила Павловца на тему кибернетической поэзии.
Amicus Plato, sed magis amica veritas: в учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ стартовала VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ)
20 августа в учебном центре «Вороново» открылась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), которая собирает ребят из многих городов и регионов. Участники поделились своими первыми впечатлениями и ожиданиями от предостоящей недели обучения в летней школе.
Заведующему проектной лабораторией Михаилу Павловцу вручили диплом о присуждении ученой степени доктора филологических наук
8 августа 2023 заведующему проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам Михаилу Павловцу вручили диплом о присуждении ученой степени доктора филологических наук.
Как донести научное знание на языке школьника или создать новый язык научной коммуникации?
6 июня в стенах Вышки прошел междисциплинарный научный симпозиум «Русский язык как культурный код». В рамках мероприятия проходила серия круглых столов, один из которых под названием «Языки просвещения» – регистры научной коммуникации» был посвящен проблеме формирования языка говорения и комуникации между наукой и аудиторией потребителей. Заведующий проектной лабораторией Михаил Павловец принял участие и поделился своим видением того, как в школьной среде формируется язык коммуникации между преподавателем и учеником.
Три оси научной коммуникации: в поисках нового языка
13 апреля Проектная лаборатория развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам Факультета гуманитарных наук и Управление развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ проводит мероприятие «Три оси научной коммуникации: в поисках нового языка»
«Олимпиада для тех, кто хочет простыми словами объяснить сложное»
26 февраля в БКЗ «Академический» Российской академии наук состоялась церемония награждения победителей третьего Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Более 3000 участников олимпиады вышли в финал, по итогам которого 722 стали победителями и призерами и получили дополнительные баллы при поступлении в 2023 году в вузы — партнеры соревнований.
Экономика позднего СССР и поэзия Маяковского: ЛИФШ ВШЭ провела интенсив для школьников
В начале января в корпусе Вышки на Покровском бульваре для школьников был организован зимний интенсив Летней историко-филологической школы (ЛИФШ) факультета гуманитарных наук ВШЭ. Он прошел при поддержке Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам и Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Участие в интенсиве приняли 100 школьников из 27 регионов России.
ИИ — помощник учителя или что нас ждет с написанием школьных сочинений?
В 2023 году в России стартует пилотный проект от Национальной технологической инициативы по использованию ИИ в проверке школьных сочинений. К чему это может привести, способна ли нейросеть оперерировать художественными образами и при чем здесь школьное сочинение — в материале
Искусственный интеллект написал итоговое сочинение и получил допуск к ЕГЭ
Заведующий проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам Михаил Павловец и стажер-исследователь Максим Дремов провели эксперимент, в результате которого нейросеть написала итоговое сочинение, получившее высокие баллы.
Живая жизнь классики и стандартизация
Унификация и разнообразие в литературном образовании. Эта проблема в течение двух дней обсуждалась в актовом зале Российской государственной библиотеки. Здесь на VII Международный педагогический форум собрались кураторы конкурса чтецов "Живая классика" - учителя, руководители художественных студий, библиотекари со всей России.
Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» впервые пройдет в вузах 11 регионов страны
Чемпионат сочинений «Своими словами» состоится в 15 вузах России в очном формате. В университетские аудитории пригласят школьников 8–11-х классов, успешно справившихся с отборочным онлайн-этапом состязания. Чтобы принять участие, необходимо до 20 октября пройти регистрацию на сайте своимисловами.рф.
«Плотная среда единомышленников»: как прошла Летняя историко-филологическая школа Вышки
В учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» недавно состоялась 7-я Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) от Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики. Программа была организована при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися ВШЭ и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
Юбилей М.Г. Павловца
29 августа отмечает юбилей М.Г. Павловец, доцент Школы филологических наук, любимый студентами и лицеистами и всегда избираемый ими «лучшим преподавателем» НИУ ВШЭ.
Стартовал 7-й сезон Летней историко-филологической школы (ЛИФШ) в учебном центре «Вороново»
17 августа в учебном центре «Вороново» открылась VII Летняя историко-филологическая школа. Участники поделились своими мыслями и чувствами о предстоящей недели жизни и обучения в пространстве «антишколы».
Началась регистрация для школьников и абитуриентов на VII Летнюю историко-филологическую школу
18 апреля стартовал прием заявок на VII Летнюю историко-филологическую школу (ЛИФШ), которая пройдет уже в 7-й раз. В этом году, как и в прошлом, она проводится при поддержке Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам и Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
Почему мы тратим свое время на олимпиады?
Отвечают лицеисты Вышки
«Новая газета» опубликовала статью о втором сезоне Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
Закончился второй сезон Всероссийского чемпионта сочинений «Своими словами». О том, какое значение это интеллектуальное состязание имеет для школьников, его новинках и достижениях рассказано в статье от «Новой газеты».
Чемпионат сочинений «Своими словами»: как оценивать?
27 января завершился второй Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами». Михаил Павловец, один из создателей нового интеллектуального состязания, поделился своими мыслями о прошедшей олимпиаде в статье для журнала «Вести образования».
Подведены итоги всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
26 января состоялась церемония закрытия чемпионата сочинений“Своими словами”. Состязание проходит уже второй год и успело обрести большую популярность у талантливых школьников со всей страны. В полуфинальном этапе приняли участие более 14 тысяч ребят, а на финал в Москву приехали 300 учеников со всех уголков России.
Подведены итоги всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
26 января состоялась церемония закрытия чемпионата сочинений «Своими словами». Состязание проходит уже второй год и успело обрести большую популярность у талантливых школьников со всей страны. В полуфинальном этапе приняли участие более 14 тысяч ребят, а на финал в Москву приехали 300 человек со всех уголков России.
Филологи Вышки отмечают юбилей
Десять лет назад в Вышке был основан Факультет филологии, внутри которого открылись две программы «Филология» и «Лингвистика». О том, как зарождалась филология в НИУ ВШЭ, а также каких успехов достигла Школа филологии сегодня рассказывает профессор Елена Наумовна Пенская.
Вышка приглашает пройти Всероссийский тест на функциональную грамотность
В рамках чемпионата сочинений «Своими словами» с 22 по 25 октября все желающие вне зависимости от возраста или профессии смогут бесплатно принять участие в тестировании. Единственное требование — уметь писать на русском языке.
Коллективная монография «Лианозовская школа: между барачной поэзией и русским конкретизмом» (НЛО, 2021)
В издательстве «Новое литературное образование» в рамках исследовательского проекта «Неканонический классик» (входящий в состав книжной серии «НЛО» «Научная библиотека») вышла коллективная монография «Лианозовская школа: между барачной поэзией и русским конкретизмом». Научные редакторы книги – доцент школы филологических наук Михаил Павловец, а также критик Владислав Кулаков и профессор МГУ Галина Зыкова; в нее вошли статьи сотрудников школы филологических наук Ильи Кукулина, Михаила Павловца, Елены Пенской, Павла Успенского, а также сотрудника петербурского кампуса НИУ ВШЭ Георга Витте.
Атмосфера академического пространства, где каждый может почувствовать себя коллегой-учёным: как прошла VI Летняя историко-филологическая школа
4-11 августа в онлайн-формате прошла шестая смена Летней историко-филологической школы (ЛИФШ) при поддержке Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» и Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам.
Стартовала VI Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ)
4 августа открылась VI-я смена Летней историко-филологической школы (ЛИФШ), в которой в этом году принимает участие до 60 участников из более чем 30 регионов России и 3-х зарубежных стран. О том, какие напутственные слова и чем эта ЛИФШ отличается от всех остальных – в нашем новостном материале.
Летняя историко-филологическая школа пройдет при поддержке Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) — это проект НИУ ВШЭ для старшеклассников, которые интересуются гуманитарными науками. Подробности в тексте новости.
Предзащита докторской диссертации с. н. с. ИКВИА Александра Грищенко
2 июня 2021 года в дистанционном формате на совместном заседании ИКВИА и Школы филологических наук НИУ ВШЭ успешно прошла предварительная защита докторской диссертации Александра Игоревича Грищенко «Славяно-еврейские языковые контакты в средневековой Восточной Европе: лингвотекстологические аспекты (The Slavic-Jewish Language Contacts in Medieval Eastern Europe: Linguistic and Textual Aspects)», отрасль науки — филология, специальность — 10.02.20 «Сравнительноисторическое, типологическое и сопоставительное языкознание».
"Родительский вопрос" с Михаилом Павловцом и Екатериной Асоновой 7 марта
В эфире «Родительского вопроса» на Радио «КП» Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета, и Михаил Павловец, заведующий лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ. Гости будут говорить с ведущими Александром Милкусом и Дарьей Завгородней о том, как развивать ум и разум современных школьников, можно ли реанимировать тоскливое итоговое сочинение и про то, почему карьеристам нужно участвовать в чемпионате «Своими словами».
Эфир начнётся, как обычно, в 11 утра по московскому времени. В столице частота 97,2 fm.
Подведены итоги первого Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
На торжественной церемонии закрытия чемпионата в Культурном центре ВШЭ были объявлены имена 73 победителей и призеров, которые, помимо ценных подарков, получат дополнительные баллы при поступлении в 14 вузов-партнеров. 10 победителей в этом году смогут поступить в ВШЭ на места за счет средств университета.
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Доцент Школы филологических наук Михаил Павловец рассказал порталу «Культура.РФ» о том, как Борис Пастернак подвел романом«Доктор Живаго» итоги своего жизненного пути, и какие темы он хотел обсудить с читателем.
Более 10000 школьников приняли участие в отборочном этапе чемпионата сочинений
Первый этап чемпионата состоялся 15-19 января 2021 г. в онлайн-формате. Участники решали мультимедийный тест по выбранному направлению: интерпретировали мемы, смотрели видео и анализировали рецензии разных авторов.
Чемпионат сочинений "Своими словами" пройдет при поддержке Российской академии наук
24 ноября на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвящённая объявлению состава Попечительского совета Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
Александр Архангельский*: «Умение говорить своими словами – это то, ради чего литература и русский язык существуют в школе»
Важно, чтобы школьники умели рассказать о своем мире, своих ценностях, взглядах, переживаниях, друзьях, своем будущем и прошлом, считает Александр Архангельский*, профессор Вышки, писатель, председатель оргкомитета чемпионата сочинений для школьников «Своими словами». Регистрация участников на чемпионат завершится 30 декабря.
Всероссийский чемпионат сочинений в этом году пройдет впервые
Высшая школа экономики и ряд других ведущих вузов стали организаторами Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» для учеников 9-11 классов. Его попечительский совет возглавил президент РАН Александр Сергеев. Победители и призеры чемпионата – абитуриенты университетов – при поступлении получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Об этом сообщили участники пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Итоговое сочинение в 11 классе, которое никому не нужно? А что нужно?
В новом выпуске подкаста «Родительский вопрос» на радио Комсомольская правда Михаил Павловец ответил на вопросы ведущих Дарьи Завгородней и Александра Милкуса.
Михаил Георгиевич Павловец выступил в программе «Утро России»
Итоговое сочинение, которое школьники пишут в декабре, началось с хорошей идеи: ориентировать учащихся на чтение литературы и развитие навыка писать тексты. Но оказалось, что формат этого сочинения не решает нужных задач – для него можно выучить шаблон и аргументировать любую тему одним произведением. Об этом в программе «Утро России» 30 октября рассказал один из создателей чемпионата сочинений «Своими словами» Михаил Георгиевич Павловец.
Михаил Георгиевич Павловец выступил на федеральном портале "Образовательная среда"
На федеральном портале Министерства Просвещения «Образовательная среда» размещена беседа зав. лабораторией проектирования интеллектуальных состязаний Михаила Павловца с ведущим проекта Александром Милкусом.
На чемпионат сочинений «Своими словами» зарегистрировалось более 2800 школьников!
7 октября команда Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам совместно с Управлением развития интеллектуальных состязаний (УРИС) запустила на сайте Всероссийского чемпионата сочинений регистрацию на отборочный тур.
Стартовал прием заявок на первый Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами»
До 15 ноября ученики 9-11 классов могут зарегистрироваться на онлайн-этап чемпионата, который пройдет в формате мультимедийного теста в личном кабинете участника. Чемпионат сочинений – это не типичная олимпиада или проверка на грамотность в рамках школьной программы. Задания не требуют специальной подготовки по типовым заданиям. Участникам необходимо просто рассказать о том, что им интересно, своими словами.
«Проектная деятельность станет фактором, объединяющим научные коллективы»
В основу работы создаваемой в ВШЭ Школы филологических наук будет положен ряд новых проектов. Это позволит расширить спектр исследований, консолидировать действующие научные коллективы и привлечь к работе новых коллег. Что представляют собой проекты, какие изменения необходимы для их реализации и каковы ожидаемые итоги, рассказал руководитель Школы филологических наук Евгений Казарцев.
«Как на Лысой горе Чертов камень лежит…»
Скелетон Джек, волшебные палочка, метла и инфернальное эхо: в Департаменте общей и прикладной филологии прошел «Вальпургиевый» семинар.
Сотрудники факультета гуманитарных наук на конференции в Университете г. Гисен (Германия)
Сотрудники Факультета гуманитарных наук Илья Кукулин и Михаил Павловец приняли участие в международной конференции, посвященной современной русскоязычной поэзии, в Университете г. Гисен (Германия)
Книги, к которым возвращаешься
В этом выпуске о своих любимых художественных и научных произведениях, а также о книгах, полезных для преподавателей, рассказывают Наталия Чеснокова, Лидия Стеженская, Михаил Павловец
Сотрудники департамента общей и прикладной филологии Максим Кронгауз и Михаил Павловец о XIII Славистическом конгрессе в Трире (Германия)
24-27 сентября 2019 года в г. Трир (Германия) состоялся XIII Международный конгресс немецкоязычной славистики Slavistentag - 2019. В его работе приняли участие сотрудники Департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ Максим Кронгауз и Михаил Павловец, которые в небольшом совместном интервью поделились своими впечатлениями от этого события.
Лекция о требованиях экспертов к итоговому сочинению
22 октября заместитель руководителя Школы филологии НИУ ВШЭ, учитель словесности лицея Михаил Павловец рассказал одиннадцатиклассникам о критериях экспертной комиссии при оценивании выпускных сочинений.
Mikhail Pavlovets at Amherst College
HSE Associate Professor Mikhail Pavlovets participated in the workshop on the Underground Poetry at Amherst College, USA
«Ну такое»
Лицеисты пообщались с людьми разного опыта и выяснили их отношение к сленгу.
В традициях русского реализма: лицеисты презентовали альманах «Физиология Москвы»
Авторы книги, в которую вошли очерки и пьеса о современной столице, — десятиклассники. На презентации они читали отрывки своих произведений и представили комедию «По-московски».
«Опыты чтения» в нижегородской Вышке
1-2 декабря в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород состоялась первая международная научная конференция «Опыты чтения», которая собрала участников из разных регионов России (Смоленск, Коломна, Саратов, Тверь, Владимир, Нижний Новгород, Москва), Эстонии и Китая. В конференции приняли участие сотрудники ведущих вузов России, в том числе НИУ ВШЭ и МГУ.
Сталин и дети
Как советский диктатор приобрел репутацию генералиссимуса литературы
Время дописывать курсовые
Чуть менее месяца остается у второкурсников и третьекурсников ОП «Журналистика» на написание и оформление курсовых работ. К 13 июня студенты должны загрузить свои исследования в систему LMS для проверки на плагиат. Учащиеся рассказали о том, как продвигается работа над их курсовыми.
"Куда делись литературные девяностые?"
Доцент школы филологии Михаил Павловец принял участие в круглом столе на тему: «Куда делись литературные девяностые?»
Михаил Павловец выступил с гостевой лекцией в Пассау
Доцент школы филологии Михаил Павловец выступил в Пассау с гостевой лекцией на тему: «Немецкий конкретизм и русская неофициальная литература».
«Не ожидала, что обучение русскому языку через игры может кого-то удивить»
Доцент школы лингвистики Анна Леонтьева поучаствовала в Днях русского слова в Ереване и получила благодарность от организаторов. Мы публикуем её рассказ о проведенных лекциях, особенностях преподавания русского иностранцам и впечатлениях от Армении.
Что такое «нонфик»?
Лицеисты гуманитарного направления приняли участие в качестве волонтеров в Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№18. Кроме того, ребята участвовали в круглом столе «Великие спорщики и сомневающиеся», проводившемся в рамках проекта «Детские книги в круге чтения взрослых».
Круглый стол в МГУ
11 марта 2016 года на филологическом факультете МГУ в рамках исследовательского проекта «Культурная антропология творческих сообществ и трансмедийный эксперимент» состоялся круглый стол «Неоавангардизм барачного типа: к культурной интерпретации опыта «Лианозовцев». Темой обсуждения стал «Лианозовский опыт» как противоречивое единство эстетического и социального, литературного и визуального эксперимента.
Специальный номер журнала Russian Literature
Вышел специальный номер журнала Russian Literature, полностью посвященный А. Кондратову. Номер подготовили Михаил Павловец и Юрий Орлицкий (РГГУ).
Михаил Павловец на радиостанции "Эхо Москвы"
Доцент школы филологии М.Г. Павловец принял участие в передаче "Родительское собрание" на радиостанции "Эхо Москвы".
Михаил Павловец выступил в Госдуме с лекцией о русской литературе XX века
Доцент школы филологии Михаил Павловец выступил в Государственной Думе с лекцией "Русская неподцензурная литература двадцатого века", входящей в приуроченный к Году литературы цикл лекций.
«Наша школа — это место для тех, кто ищет себя»
Школа юного филолога ВШЭ открывает свой пятый сезон. Каждую среду после шести вечера школьников, а также их учителей ждут встречи с преподавателями и исследователями, изучающими самые разные аспекты филологии. Запись в школу открыта в течение всего учебного года, занятия в ней бесплатные. По окончании школы ее слушателям выдается сертификат.
«Наша школа — это место для тех, кто ищет себя»
Школа юного филолога ВШЭ открывает свой пятый сезон. Каждую среду после шести вечера школьников, а также их учителей ждут встречи с преподавателями и исследователями, изучающими самые разные аспекты филологии. Запись в школу открыта в течение всего учебного года, занятия в ней бесплатные. По окончании школы ее слушателям выдается сертификат.
«В сочинении ценятся живая эмоция, широкий кругозор и попытки самостоятельно размышлять»
В этом году впервые в качестве индивидуальных достижений, которые дают дополнительные баллы при поступлении, засчитываются сочинения, написанные зимой. В Высшей школе экономики эта составляющая может дать до 10 баллов. Многие абитуриенты вполне понятно волнуются за свои результаты. «А судьи кто», «как узнать, сколько я получу» — одни из самых популярных вопросов на форумах поступающих. Михаил Павловец, заместитель председателя экспертной комиссии по проверке сочинений, заместитель руководителя Школы филологии НИУ ВШЭ рассказал, как эксперты оценивают сочинения, а также дал первые предварительные оценки качества работ.
Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по литературе
2 апреля в подмосковном санатории «Вороново» завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. В ней приняли участие 259 старшеклассников из 57 регионов России; 22 из них стали победителями и 66 — призерами.