• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые

Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые

© Высшая школа экономики

Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.

Участники научного семинара стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» обсудили отдачу от обучения социально уязвимых групп граждан в разрезе уровня заработных плат и обеспечения качества занятости.

Светлана Бирюкова

«Семинар объединяет сразу два направления, которые являются ключевыми с точки зрения разработок, которые мы ведем. Это и мониторинг рынка труда, и поиск инструментов по его балансировке с теми целями и задачами, которые сейчас есть в экономике, и одновременно социальная политика, социальная инклюзия и поддержка социально уязвимых групп населения. На стыке этих вопросов коллеги выполнили работу, опираясь на уникальную базу данных», — отметила, открывая семинар, модератор Светлана Бирюкова, координатор стратегического проекта.

Предыдущие исследования не уделяли внимания социально уязвимым группам граждан. В ходе реализации федерального проекта «Содействие занятости» появились массивы данных о динамике зарплат лиц, прошедших обучение по разнообразным программам ДПО. В рамках стратпроекта НИУ ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» исследовательский коллектив Института образования впервые проанализировал, как российские образовательные организации и предлагаемые ими программы способствуют изменению зарплаты таких категорий слушателей.

Илья Коршунов

Проведенная учеными работа стала основой федерального доклада «Университеты и занятость», рассказал руководитель Лаборатории непрерывного образования взрослых, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. По его словам, это одна из крупнейших инициатив за последнее время в области обучения взрослых.

«Мы занимаемся мониторингом этого процесса с 2021 года. Такие наблюдения должны быть долгосрочными, и федеральный проект “Содействие занятости” позволяет такую долгосрочность иметь. Первый вопрос, которым мы задались, — это приводит ли обучение социально уязвимых граждан к улучшению их благосостояния. То есть те лица, которые потеряли работу или по тем или иным причинам были отнесены к этой категории, которая ведет себя неустойчиво на рынке труда, — действительно ли они стабилизируются после обучения?» — рассказал он.

Наблюдение производилось за следующими группами:

граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости;

граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста;

безработные граждане;

женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или имеющие детей дошкольного возраста.

Проведенное исследование позволило выявить ряд важных закономерностей. Так, зарплата в группе граждан, подавших заявки на обучение, но не прошедших обучение, практически не меняется, в то время как у участников обучения, напротив, наблюдается значительный рост зарплаты после завершения программы нарастающим итогом. Они увеличивают свою зарплату в среднем на 20% в течение года после завершения обучения.

© iStock

При этом результативность обучения оказывается неравномерной для различных категорий. Наибольший выигрыш от участия в проекте получили женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (прирост заработной платы на 126%) и безработные граждане (прирост зарплаты на 43%) по сравнению с заработной платой до начала обучения. Вместе с тем спустя полгода их доход так и не достигает того уровня, который был за год до приостановления трудовой деятельности. Это означает, что этим категориям граждан нужна дополнительная образовательная поддержка на рабочем месте, чтобы полностью достичь и превысить прежний уровень дохода. У граждан, ищущих работу и обратившихся в службы занятости, а также у лиц старше 50 лет и предпенсионного возраста прирост зарплаты составил в среднем 13–14%. Однако эти категории граждан не теряли работы, а лишь хотели улучшить свои трудовые позиции.

К отраслям с наиболее заметным приростом заработной платы относятся: добыча полезных ископаемых, информация и связь, финансовая и страховая деятельность. К отраслям, где наблюдается наименьший прирост заработной платы, относятся транспортная отрасль, строительство, деятельность в сфере гостиниц и ресторанов, ЖКХ.

Авторы исследования отмечают, что отрасли, требующие высокой квалификации и специализированных знаний, часто требуют от специалистов прохождения образовательных программ для накопления специальных знаний, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда и, как следствие, уровень зарплат. А отрасли, требующие преимущественно практических навыков, связанных с физическим трудом (например, строительство, транспорт), имеют низкий порог входа на рабочее место, что может сдерживать рост зарплаты после обучения.

Кроме того, оказалось, что обучение в вузах и организациях ДПО, как правило, приводит к более заметному росту заработной платы, чем обучение в организациях СПО.

Самый высокий рост зарплаты наблюдается у граждан, прошедших обучение по инновационным и комплексным программам «Таргетолог и SMM-специалист» (прирост составляет почти 50%), «Специалист по работе на маркетплейсах» (прирост — 46,9%) и «Современные образовательные технологии» (37,3%). Наименьший рост зарплаты наблюдается у граждан, выбравших программы в сфере охраны труда (6,4%) и документационного обеспечения (8,1%).

При этом прирост зарплаты по одной и той же программе оказывается неоднородным в случае прохождения обучения в разных образовательных организациях. Так, например, прирост заработной платы после прохождения обучения по программе «Специалист по работе на маркетплейсах» в университетах составляет 59%, в независимых организациях ДПО — 30,8%, а в СПО — всего лишь 20,2%. Если же программа носит практический характер с понятными трудовыми операциями, то закономерность становится обратной. Так, обучение по программе «Охрана труда», пройденное на базе организаций среднего профессионального образования, обеспечивает прирост заработной платы на 23,3%, а в вузе — лишь на 13%. Программы же в сфере предпринимательской деятельности обеспечивают наибольший доход гражданину, если он обучался в независимых и автономных организациях ДПО, как правило одновременно занимающихся малым предпринимательством в сфере услуг.

Что касается занимаемых должностей, то, как показал анализ данных, на рабочие должности чаще всего трудоустраивались граждане в возрасте до 35 лет (молодежь) — 14,5% — и безработные граждане — 26,5%. А на руководящие должности — граждане в возрасте 50 лет и старше (41%) и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за малолетними детьми (25,5%).

После прохождения обучения по программам федерального проекта «Содействие занятости» значительная доля слушателей (44%) трудоустраивалась на должности специалистов высшего уровня квалификации. Доля слушателей, трудоустроившихся на позиции среднего уровня квалификации, оказалась меньше и составила всего 14%. 11% смогли даже занять различные руководящие позиции на предприятиях. На более низкие позиции, связанные с физическим и рутинным трудом, в классических отраслях трудоустраивается гораздо меньшее количество слушателей — их доля не превышает 6%.

© Высшая школа экономики

Однако, как показало исследование, при выборе программ обучения граждане скорее отдают предпочтение популярным программам, нежели результативным. «Усиление роли служб занятости в поддержке выбора образовательных программ является ключевым контекстом. Мы видим, что все больше тестирований, все больше оценок, все больше поддержки и взаимодействия с работодателями будет переходить к службам занятости. Службы занятости очень хорошо знают предприятия, у них есть понимание текущей ситуации на рынке труда региона, они могут предсказать их запросы. В этой сфере новая роль служб занятости сегодня уже чувствуется», — подчеркнул Илья Коршунов.

Он отметил, что результаты исследования могут помочь персонализировать выбор образовательных программ тем, кто оказался в уязвимом положении, сократить сроки возвращения к устойчивой занятости и оплате труда.

Полученные результаты уже используются для уточнения мероприятий нацпроектов и государственных программ, направленных на обучение взрослого населения.

Эксперт ВНИИ труда Минтруда России, заместитель председателя Совета по данным Роструда Ирина Анисимова подчеркнула ценность проведенного исследования. Она напомнила, что по нацпроекту «Демография» выделяется финансирование для того, чтобы трудоустраивалось максимальное количество безработных, находящихся в трудных условиях.

«Операторы программ должны выбрать самые лучшие образовательные организации, самые лучшие программы, после которых граждане будут трудоустроены с хорошим повышением зарплаты. Эти исследования в первую очередь нужны федеральным операторам для понимания того, какие программы более эффективны — долгосрочные или краткосрочные, в каких сферах, онлайн или офлайн и т.д. Они нужны Федеральной службе по труду и занятости для того, чтобы понимать, какие категории граждан включать в программу, — а с 2021 года категории очень сильно поменялись. Далее, сами граждане при своем выборе должны понимать, что будет, если они пойдут по тому или иному направлению», — резюмировала она.