«Чтобы соответствовать современным требованиям индустрии»
— Сейчас в России немало вузов, предлагающих программы бакалавриата в области рекламы и связей с общественностью. Как помочь абитуриенту сориентироваться и сделать правильный выбор?
— Да, действительно, в одной только Москве есть несколько вузов, ведущих подготовку бакалавров этого профиля. Сориентироваться абитуриентам поможет собственный мониторинг образовательных программ. На портале нашего университета есть вебсайт факультета прикладной политологии, на котором размещена полезная информация не только о направлениях подготовки, но и о научно-исследовательской, проектно-творческой деятельности нашей кафедры.
Большинство абитуриентов делает выбор не только на основе мониторинга, но и с помощью безотказного маркетингового инструмента — репутации учебного заведения. В мае этого года мы практически первыми в стране получили лицензию на открытие бакалавриата по направлению «Реклама и связи с общественностью». Полагаю, безупречная репутация Вышки должна привести абитуриентов, заинтересованных в получении качественного образования, именно к нам.
— Чем программа бакалавриата на вашем факультете принципиально отличается от аналогичных программ других вузов?
— Программа подготовки бакалавров по рекламе и связям с общественностью в ГУ-ВШЭ уникальна по нескольким причинам. Во-первых, образовательный стандарт третьего поколения по этому профилю был принят только весной нынешнего года. Несмотря на это, разработка концепции образовательной программы велась на кафедре теории и практики рекламы факультета прикладной политологии на протяжении всего года. Во-вторых, статус национального исследовательского университета дает нам возможность разрабатывать собственные оригинальные образовательные стандарты. В-третьих, лицензия, полученная в мае этого года, подтверждает, что наш университет прошел экспертизу условий осуществления образовательного процесса по данной программе.
— А в чем конкретные преимущества программы?
— Мы совмещаем уникальную политологическую подготовку с новейшими инновационными маркетинговыми и рекламными методиками. Кроме того, у нас богатый практический опыт сотрудничества с известными российскими и зарубежными специалистами в области рекламы, брэндинга, PR и креативных технологий. Все это позволяет решать проблемы базовой подготовки современных специалистов, чтобы они могли соответствовать современным требованиям индустрии.
Преимуществами Высшей школы экономики со времени ее основания были и остаются международные программы и высокий уровень преподавателей, ведущих занятия по основным профильным дисциплинам. Мы уже четвертый год проводим мастер-классы с экспертами российского и международного рынка рекламы и связей с общественностью, ведем совместные проекты с Ассоциацией коммуникационных агентcв России (АКАР) и Российской ассоциацией связей с общественностью (РАСО), ведущими рекламными агентствами — BBDO, Leo Burnett, Vivaki, Aegis media, Buzz. Наши студенты с первого дня включены в оргкомитеты и рабочие группы престижных российских фестивалей и конкурсов в области рекламы и PR.
А весной этого года преподаватели кафедры побывали в лучших университетах США, с которыми достигнуты договоренности о преподавании в Вышке профессоров нашего профиля из университетов Джорджтауна и Стэнфорда. Подобный опыт уже был опробован — у нас, к примеру, ведет мастер-классы профессор Карен Фокс из университета Южной Калифорнии, и эта практика будет продолжена и в дальнейшем приведет к программам двойных дипломов на уровне магистратуры.
— Как абитуриенты могут проявить себя уже сейчас? Как им лучше подготовиться к поступлению в ГУ-ВШЭ?
— В этом году впервые был проведен конкурс «Юный рекламист», который проходил в два этапа: заочный — когда творческая работа оценивалась членами жюри в режиме онлайн, и очный тур — когда ребята писали творческую работу в ГУ-ВШЭ. Кстати, в рамках заочного тура ребята могли разработать целый проект по заданной теме. Защита проектов в этом году проходила на базе московского лицея № 1575. Победители конкурса «Юный рекламист» были приглашены на второй тур межрегиональной многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ.
Кроме традиционного общевышкинского Дня открытых дверей, факультет прикладной политологии ежегодно проводит WELCOME DAY. Программа этого дня включает в себя не просто презентацию факультета и направлений подготовки, но и интересные мастер-классы, творческие задания от старшекурсников. Все пришедшие могут «перевоплотиться» в студентов и не просто узнать о будущей профессии, а реально попробовать свои силы. Это еще одна возможность для будущих абитуриентов проявить себя до начала приема в университет.
— Появились ли на вашем отделении какие-то новые формы обучения в последние годы?
— Наши преподаватели являются активными участками конкурсов Управления академического развития ГУ-ВШЭ. В этом году была создана проектно-учебная группа «Прогнозирование и развитие «новых медиа». Инновационный формат проектно-учебной группы, созданной с участием Центра рекламных исследований Grand Prix, позволил студентам реализовать рекламные мини-проекты по продвижению брендов с помощью инновационных медийных технологий. Фонд образовательных инноваций ГУ-ВШЭ проводит в течение года разнообразные конкурсы, в которых наши преподаватели принимают активное участие. Скажем, весной этого года в конкурсе «Учебные ассистенты», цель которого — раннее вовлечение наиболее талантливых студентов и аспирантов в преподавание, победила заявка «Событийный маркетинг» преподавателя кафедры Александры Меланьиной. В весеннем конкурсе «Разработка и внедрение в учебный процесс оригинальных методик проведения семинарских занятий» одним из 6-ти победителей стала преподаватель нашей кафедры Римма Погодина с проектом «Креатив в рекламе».
— Расскажите, пожалуйста, о международных учебных программах и совместных партнерских проектах с зарубежными университетами. Существуют ли программы студенческих и преподавательских обменов, стажировок?
— 13 мая кафедрой теории и практики рекламы ГУ-ВШЭ и Department of Advertising and Public Relations (Hallym University) было подписано соглашение о сотрудничестве в области образования, научных исследований и академического развития на базе участия студентов факультета прикладной политологии в государственном конкурсе по теме «медицинского (оздоровительного) туризма» по гранту правительства Южной Кореи. Победители конкурса будут приглашены осенью в Южную Корею. В ходе моей стажировки в США, я посетила несколько ведущих университетов страны: Джорджтаунский университет, Университет Джорджа Вашингтона, Мэрилендский университет, Стэнфорд и Калифорнийский университет в Беркли. На встречах с ведущими профессорами факультетов медиакоммуникаций и маркетинга обсуждались не только перспективы сотрудничества в преподавании, но и в организации дистанционных курсов и интеграции их в учебный процесс нашей кафедры.
— Помогает ли факультет своим выпускникам в трудоустройстве?
— Стараемся помогать по мере сил. Мы не можем поощрять их работу по специальности, пока они учатся, так как совмещение работы и учебы — слишком тяжелое бремя. Но на уровне стажировок и практик наши студенты работают охотно и интенсивно, и мы получаем благодарности от работодателей. Так, среди партнеров последних лет мы сотрудничаем с АКАРом, РАСО, Европейской ассоциацией бизнеса, агентством Leo Burnett, агентством вирусного маркетинга Affect и другими очень серьезными работодателями.
— Каким вы видите ближайшее будущее вашего отделения?
— Наши ближайшие планы — открытие магистратуры в следующем учебном году и подготовка первого выпуска наших студентов-специалистов, прошедших 5-летнее обучение. Хочется, чтобы наше отделение стало центром международного обучения студентов, чтобы наши выпускники становились профессионалами высокого уровня, неординарными и многогранными. Все предпосылки для этого есть.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ