• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Забота о себе в школьном учебнике: от телесных практик к социальному «Я»

С. 383-401.

Статья нацелена на анализ направлений реализации идеи заботы о себе (care of the Self) в педагогической практике. Оставляя за рамками статьи специальные программы (тренингового и консультативного плана), автор обращается к анализу характера репрезентации идеи заботы о себе в учебниках для начальной и средней школы. Эмпирической базой исследования послужили учебники для средней школы (1–11 классы) по курсам «Окружающий мир» (1–4 классы) и «Обществознание» (5–11 классы) издательства «Просвещение» (2005– 2014 гг.). Обнаружено, что в учебниках обществознания для средней школы при активном внимании к процессам личностного становления в подростковом и юношеском возрастах, концепт «заботы о себе» не находит целостного и полного воплощения. Ряд аспектов, непосредственно с ним связанных, затрагивается, некоторые аспекты рассматриваются довольно детально – самопознание, саморазвитие, самообразование, поиск смысла жизни, свобода и ответственность. Интерпретируются они в духе модернистского идеала личности – как субъекта, конкурентоспособного в современных рыночных условиях, несущего ответственность за собственные деяния и благополучие, которое представляется прямым результатом индивидуальных действий.