21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.
Новости
Исследователи Института когнитивных нейронаук ВШЭ показали, как меняется работа мозга в зависимости от того, с общими или с частными природными ресурсами имеет дело человек. Существенную роль в этом играет так называемый центр удовольствия — вентральный стриатум. Исследование опубликовано в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience.
Исследователи из Центра языка и мозга впервые применительно к русскому языку сравнили навык чтения типично развивающихся детей и детей с диагностированной дислексией или подозрением на нее методом сканпафов. Они изучили движения глаз во время чтения у школьников с 1-го по 5-й класс и выяснили, что у детей с дислексией этот навык развивается по той же траектории, что у детей без дислексии, но с трехлетним отставанием. Полученные данные открывают новые возможности для своевременного обнаружения трудностей чтения. Исследование опубликовано в журнале Annals of Dyslexia.
Какие доли мозга нужно стимулировать, чтобы прокачать оперативную память? Что такое «теплое свечение» и почему людям так важно помогать друг другу? Какие производственные системы искусственный интеллект освоит быстрее? Собственные научные версии исследователи из Вышки продемонстрировали на фестивале «ЗИЛ.Наука», приуроченном ко Дню российской науки.
Группа ученых из МИЭМ ВШЭ совместно с коллегами из Института неклассической химии в Лейпциге разработала теоретическую модель полимеризованных ионных жидкостей на границе с заряженным металлическим электродом. Используя подходы физики полимеров и теоретической электрохимии, исследователи впервые показали, чем отличается поведение электрических емкостей полимерных и обыкновенных ионных жидкостей. Исследование было выполнено в рамках проекта РНФ, а результаты работы опубликованы в журнале Physical Chemistry Chemical Physics.
Ученые из НИУ ВШЭ и Сколтех разработали модель машинного обучения, которая может предсказывать успешность человека в задаче на внимание по времени реакции и движениям глаз. Статья “A machine learning investigation of factors that contribute to predicting cognitive performance: Difficulty level, reaction time and eye-movements” опубликована в Decision Support Systems. Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда.
Исследовательское сообщество высоко оценило совместную заявку ученых Высшей школы экономики и их индийских коллег в области аффинной алгебраической геометрии, в особенности — проблемы сокращения. Руководителем проекта с российской стороны стал декан ФКН НИУ ВШЭ Иван Аржанцев. С индийской стороны проектом руководит известный математик Нина Гупта.
В Вышке стартовал пятый сезон Научных боев. Его тема — научная фантастика. В первом батле сошлись электронные дыры, смешные слова в русском языке, юридический взгляд на коллективное доминирование и проект справедливой системы поступления в вузы. Свои исследовательские проекты студенты разных образовательных программ представили в Центре культур НИУ ВШЭ.
Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.
Исследователи ВШЭ и ИБХ РАН показали эффективность T-клеточного иммунного ответа против варианта SARS-CoV-2 омикрон. У 90% вакцинированных москвичей их T-клеточный иммунитет столь же эффективен в борьбе с омикроном, как и с другими штаммами. Результаты исследования опубликованы на портале bioRxiv.