• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жесткость управления не мешает появлению в российском образовании «разумных моделей»

В парке игрового обучения «Кидзания». Фото: kidzania.ru

На место дворцов пионеров приходят города профессий, конкурсы лучших рабочих сменяются международными чемпионатами Worldskills, а российские вузы концентрируют усилия в борьбе за места в предметных международных рейтингах — итоги 2015\16 учебного года в сфере образования были подведены на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Традиционный семинар «Итоги года в образовании» носит имя Анатолия Пинского — одного из авторов образовательных реформ первой половины «нулевых», директора московской школы и сотрудника Вышки, 60-летие со дня рождения и 10-летие со дня смерти которого отмечается в этом году.

Самые важные события

По сложившейся традиции накануне семинара было проведено голосование — экспертам, участвовавшим в семинарах в течение года (всего около 500 опрошенных), предложили выбрать из предложенного перечня 5 ключевых событий уходящего года.

Наиболее важными (от 20 до 30% голосов) эксперты сочли 5 событий:

  • предоставление права МГУ и СПбГУ присуждать ученые степени;
  • развитие движения Worldskills в профессиональном образовании;
  • реорганизацию вузов путем их объединения;
  • запуск стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей»;
  • запуск Национальной платформы открытого образования.

Города профессий

Несмотря на четкую иерархию событий, выстроенную по результатам опроса, основные докладчики семинара рассказывали не только и не столько о них.

Одно из принципиальных новшеств прошедшего учебного года, отмеченное директором Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергеем Косарецким, — бурное развитие дополнительного образования.

На него впервые были выделены средства из Федеральной целевой программы развития образования — поддержаны отдельные программы (например, по робототехнике), в семи пилотных регионах апробируются новые подходы к управлению и финансированию дополнительного образования. Во многом это результат изменений в образовательной политике под влиянием экспертного сообщества, считает докладчик: в рамках обсуждения главы «Новая школа» Стратегии-2020 говорилось, что нужно уделять больше внимания развитию неформального сектора образования.

Трендом прошедшего года стало открытие в разных городах России больших профориентационных игровых центров и интерактивных музеев — сейчас их около тридцати. В названиях, как правило, используются зарубежное слово kid — КидБург, Кидзания и проч., причем Кидзания продает свой продукт как франшизу. Проекты окупаются благодаря билетам, через центры рекламирует свою продукцию бизнес.

Примечательно, что де-юре эти проекты не являются образовательными, они не имеют лицензий на образовательную деятельность, регистрируются как организации культуры и досуга, но пользуются огромным спросом именно как источники дополнительного образования детей, подчеркнул Сергей Косарецкий. Они возникли без нормативных документов и без участия госструктур, добавил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, то есть «пробились» сами по себе.

Worldskills forever

Еще одно новшество, оказывающее огромное воздействие на систему образования, — международное движение Worldskills, активно развивающееся в России. О нем рассказал руководитель пресс-службы WorldSkills Russia Евгений Колчев.

Worldskills — это международные конкурсы профессионального мастерства для учащихся профессиональных колледжей, которые проводятся в разных странах по единым стандартам. «Победа на чемпионате Worldskills — это показатель профпригодности, — сказал Евгений Колчев. — Человек может себя зарекомендовать без всякого резюме, сделав что-то руками. А для профессионального образования это система международного аудита. Сегодня нам приходится бороться с тяжелым стереотипом в сознании: не будешь учиться — пойдешь в ПТУ. Рабочие профессии становятся популярными благодаря изменениям в системе подготовки».

Еще два года назад губернаторы не воспринимали Worldskills всерьез, утверждая, что у нас есть «свои родные конкурсы лучших в профессии», добавил Исак Фрумин. Теперь же движение Worldskills охватило всю Россию, включив нашу систему подготовки рабочих кадров в современное международное разделение труда.

Вузы ведущие и опорные

В высшем образовании один из трендов уходящего учебного года — успехи российских вузов в международных предметных рейтингах по областям знания, рассказал заведующий лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Дмитрий Семенов. Это привело к смене тональности экспертных и общественных дискуссий о вхождении наших вузов в мировые университетские рейтинги — у них появился внятный стратегический ориентир. Если раньше можно было говорить о неясности стратегий отдельных вузов — участников проекта повышения международной конкурентоспособности 5-100, то теперь происходит концентрация на прорывных направлениях. Это прежде всего инженерно-технические и медицинские науки.

И если применительно к проекту 5-100 речь идет о ведущих российских вузах, то в прошедшем учебном году государство обратило внимание и на вузы «второго эшелона» — 11 вузов в разных регионах получили статус опорных. У них другие стратегические ориентиры: важна не публикационная активность профессоров, а участие в социально-экономической жизни своих регионов с учетом различных региональных ситуаций.

Мягкое или жесткое?

«Каковой бы не сложилась за 10 или 100 лет эта новая образовательная парадигма, я полагаю, что одним из главных качеств ее мыслей и стиля будет именно вот это качество: мягкий традиционализм и мягкая проектность, мягкая рациональность и мягкие технологии, мягкий педоцентрицзм и мягкий диалогизм. Может быть, одна из весьма печальных и тревожных особенностей нашего времени проявляется в том, что самое употребимое слово сегодня — это слово «жесткий». Эту цитату Анатолия Пинского Исак Фрумин привел в качестве эпиграфа к семинару, подчеркнув, что она остается актуальной и сегодня.

Однако, по мнению ректора МПГУ Алексея Семенова, изменения, которые проводятся в российском образовании, — рост финансирования, ЕГЭ, переход вузов на Болонскую систему и другие — все же приводят к появлению «разумных моделей».

Даже если согласиться с тем, что методы управления в образовании становятся более жесткими, система демонстрирует адаптивность. Можно говорить об эффекте непрямого лоббирования: многие идеи, предложенные экспертами, принимаются властью, пусть даже не с первой попытки, и успешно реализуются, доказывая свою продуктивность. Характерный пример — реформа педагогического образования, которая проводится при участии Высшей школы экономики: важнейшим итогом уходящего учебного года Алексей Семенов назвал рост престижа педагогического образования: «Исчезло ощущение, что педвузы выпускают плохих учителей и вообще существуют непонятно зачем. Стало понятно, что это важнейшая часть системы образования».

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».