• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем нужны печатные СМИ

23 марта на факультете медиакоммуникаций Высшей школы экономики состоялась открытая лекция известного европейского теоретика современных средств массовой информации Карела Гвиждяла «Ловушки исторической и современной журналистики в Чехии и Центральной Европе».

В своей лекции писатель и журналист Карел Гвиждяла предложил ответы на несколько концептуальных вопросов. В частности, чем отличается центрально-европейская журналистка от староевропейской? В какие исторические ловушки попали средства массовой информации? Можно ли выйти из круга классической связки: бизнес — политика — медиа?

Со времен выхода в 1605 году в Штутгарте первой газеты прошло четыреста с лишним лет. Но вместе с тем изначально ситуация с газетами, а позже и с другими средствами массовой информации, складывалась «не в пользу стран Центральной и Восточной Европы». По мнению Карела Гвиждяла, тому есть исторические объяснения.

Первые газеты содержали различные объявления о купле-продаже и выходили в крупных портовых городах Европы: Гамбурге, Амстердаме, Венеции. Постепенно, чтобы газета не была скучной, помимо рекламных объявлений, стали печатать информацию о бандитских нападениях, состоянии дорог, эпидемиях и прочих интересующих не только торговцев событиях. К 1650 году центром издания газет в Европе становится Лондон.

Газета помимо информационной функции иногда выполняла функцию просветительскую, например, обучала чтению. Для контроля распространения знаний и качества передаваемой информации была введена цензура. Однако к концу XVII века в период становления демократических институтов цензура в Западной Европе в общем была отменена. Совершенно иная картина сложилась в Центральной и Восточной Европе. Так, например, в Чехии цензуру отменили лишь после краха советской системы в 1989 году, то есть на триста лет позже, чем в старой Европе.

Аналогично развивалась ситуация и со свободой доступа к информации. И если в Швеции в 1776 году официально узаконен доступ граждан к информации, то в Чехии подобный закон был принят лишь в 1999 году.

В распространении свобод и демократических принципов особую роль в Европе, по словам Карела Гвиждяла, всегда играли университеты, обладавшие автономией. Студентов там обучали свободомыслию, именно там формировались морально-правовые авторитеты. И хотя в Чехии Карлов университет — один из старейших европейских университетов, он был основан еще в XIV веке, но быстро пришел в упадок и возродился лишь к XIX веку. Это тоже сказалось на замедленном развитии журналистики.

Структура властного сообщества в старой Европе, по сути, состояла из дворянства, духовенства и мещан. Однако верховная власть вынуждена была уважать интересы всех групп общества, так как от этого зависела собираемость налогов. В Центральной же Европе к XVII веку фактически во всех странах сформировалось «второе крепостничество», ставшее серьезным ограничителем общественного развития.

Таким образом, констатировал Карел Гвиждяла, в вопросах, касающихся развития свободного общества, журналистики, издания газет центрально-европейские страны отстают от западно-европейских примерно на 200-300 лет.

Отдельно лектор остановился на вопросе коммерциализации СМИ, их связи с политикой и бизнесом. И в этом вопросе, как выясняется, Центральная Европа проигрывает Европе Западной.

В XIX веке окончательно сформировалась либеральная теория СМИ, согласно которой помимо исполнительной, законодательной и судебной власти существует «четвертая власть». Журналистика самоценна, она призвана служить всем гражданам. В это время существовавшие газеты были в основном партийными, то есть отражавшими политические взгляды отдельных общественных групп. Это привело к противоречию между политической ориентацией прессы и коммерческими интересами ее владельцев и издателей.

Постепенно наряду с партийными газетами стали появляться исключительно коммерческие издания: массовое производство товаров требовало расширения рынков сбыта. Это и способствовало появлению неполитических газет, которые распространялись на улицах городов. Отсюда и название — «бульварные» газеты. Характерным было то, что в погоне за аудиторией, их язык адаптировался для максимально большого количества читателей, намеренно снижался стиль текстов.

Именно стремление сделать газетные тексты понятными максимально большему числу читателей способствовало появлению комиксов. Джозеф Пулитцер, имя которого дало название престижной литературно-публицистической премии, одним из первых в своей газете в Америке стал делать комиксы-комментарии к событиям. Правда, делал он это во многом из-за того, что плохо знал английский язык (но таких, как он, в Америке было много). Персонажи были одеты в рубашки желтого цвета, на которых писались незатейливые фразы. Желтый цвет был выбран потому, что он не просвечивался с другой стороны газетной бумаги. Так появилась «желтая пресса».

Уже в новейшее время, в XX веке, ситуация стала такой, что бульварные газеты издавались многомиллионными тиражами, тогда как серьезные (политические) газеты имели тиражи максимум в несколько сотен тысяч.

По словам Карела Гвиждяла, в XX веке в Европе после режимов Гитлера и Сталина долгое время сохранялась опасность, что общественное мнение может жестко контролироваться властью через средства массовой информации, в том числе через телевидение. Однако и в процессе создания общественных, независимых СМИ Центральная Европа отстала от Западной.

Развитие общества, экономики и изменение структуры СМИ привело к кризису газетной сферы медиа. Сначала начали снижаться доходы от рекламы, отток рекламодателей был связан с развитием телевидения. Позже появление Интернета привело к еще большему падению интереса к газетам. Престижных газет в центрально-европейских странах практически не стало, как не сформировались и общественные СМИ. Принцип «четвертой власти» не работает. И если в западных странах, как правило, редакционные коллективы не зависят от издателя и владельцев, то в государствах Восточной Европы работают совершенно другие правила.

Различия можно наблюдать даже в численности сотрудников редакций газет и журналов. Так, к примеру, в «Шпигеле» («Der Spiegel») около 500 сотрудников редакции, плюс 56 аналитиков. В любой крупной газете или журнале Чехии в среднем трудится 50 редакционных работников. Положение печатных СМИ в целом плохое, владельцы и издатели диктуют творческим сотрудникам свою волю. Причем, по мнению Карела Гвиждяла, хуже всего ситуация в Венгрии.

«Будут ли СМИ в будущем играть ту же роль в обществе?» — задается вопросом Карел Гвиждяла. Скорее всего, газеты и журналы останутся лишь для небольшой части граждан, остальные будут получать информацию из Интернета. Однако в Западной Европе престижные газеты поддерживаются государствами посредством особых налоговых и прочих условий. Видимо, там наличествует понимание того, что гражданское общество должно быть образованным.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ

Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.

Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»

26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».

Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры

Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.

«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»

В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.

Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года

В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».

«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»

Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе

С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.

«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»

В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.

На фестивале Telling Stories расскажут об актуальных мировых медиа-трендах

17 и 18 мая в Москве пройдет ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Гости фестиваля посетят паблик-ток с голливудским режиссером, узнают, как создать собственное успешное микромедиа, увидят театральный перформанс студентов Вышки и многое другое. Вход на все мероприятия бесплатный.