• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

Участники конференции — исследователи, изучающие осмысление и материализацию космоса в культуре посредством разных языков и практик.

Ася Аладжалова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В рамках мероприятия Ася Аладжалова, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, презентовала доклад на тему «Костюм 60-х как продолжение тела: в чем разница между скафандром и кримпленом». В основу ее выступления легло исследование взаимоотношений человеческого тела и костюма в условиях освоения космоса и моды. Она обратила внимание, что перед отправкой на околоземную орбиту в 60-х годах прошлого века космонавты проходили важную подготовку. «Они тренировались, используя те же костюмы и испытывая на себе все те атмосферные перегрузки, с которыми потом сталкивались в реальных условиях космического пространства. Такие костюмы были сложными в эксплуатации, весили около 10 кг, имели множество слоев разной ткани, и в них было трудно двигаться», — рассказала спикер. С одеждой для космонавтов Ася Аладжалова сравнила наряды от-кутюр для женщин тех же годов. «Когда мы говорим про космические коллекции в моде или про образы космонавтов в скафандрах 60-х годов, мы часто ориентируемся на визуальную картинку. И что мы видим? Улыбающихся людей в красивых блестящих новых одеждах. А что на самом деле испытывали они? Что испытывали их тела, находясь внутри модных костюмов? Вот в чем вопрос», — говорит исследователь. Она сравнила космическую одежду с женскими корсетами того времени, которые также стягивали тело, не позволяя ему двигаться свободно.

Нина Вересова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

О корсетах упомянула и Нина Вересова, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, выступая с исследованием на тему «Связь с домом: роль текстиля в космосе». Важно плотное прилегание костюма к телу, считает она. Одежда закрепляется, подобно корсету: брюки, ботинки шнуруются для лучшего прилегания и возможности регулировать, что довольно важно, поскольку эти предметы сделаны не из тянущегося материала. «Сами космические корабли имеют много текстильных тканевых элементов, закрепленных по принципу корсета», — объясняет Нина Вересова. Она также рассказала, что все космонавты должны уметь правильно ремонтировать свой костюм в космосе, поэтому они осваивают швейные навыки в том числе. «Если скафандр нельзя починить, то его можно разобрать на запчасти и использовать в других, новых скафандрах, но экономически важно продлить срок его службы», — говорит Нина Вересова.

Оксана Пертель
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Оксана Пертель, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, представила презентацию на тему «Аватар как образ цифрового постчеловека — покорителя метавселенных и космоса». В современном мире люди все чаще проектируют образ аватара для различных функций, в том числе для виртуальной моды. Человеку не стоит дистанцироваться от новых технологий. В какой-то степени можно рассматривать аватаров как расширение возможностей человека и трансляцию новых смыслов и синтезов. «Я предлагаю рассматривать аватаров не как симулякры или фантомы, — говорит Оксана Пертель. — Мы проводим огромное количество времени в интернете, и аватары уже сегодня репрезентуют человека в социальных сетях. Также есть аватары, которые ведут “независимое” существование. Они продают, зарабатывают деньги, являются лицами каких-то маркетинговых кампаний. И мы должны считаться с ними. Я исхожу из той мысли, что аватар — это образ постчеловека».

Подробнее о конференции «Медиакосм» можно прочитать в репортаже HSE Daily.

Конференция «Медиакосм» проходит в рамках проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики. Актуальность проекта обусловлена возвращением темы освоения космоса в публичную повестку, возрастанием общественного интереса к астрономическим открытиям и достижениям космонавтики, развитием научной коммуникации и популяризации научного знания в данной области. Проект, включающий три вида деятельности (исследовательскую, образовательную и просветительскую), рассматривает космос в социогуманитарной перспективе и сфокусирован на исследованиях астрокультуры, преимущественно в ее медийном измерении.

Вам также может быть интересно:

«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе

24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.

Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ

Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.

Школа дизайна ВШЭ проводит HSE FASHION DAYS в Москве и Петербурге

С февраля по апрель в двух крупнейших российских городах проходит масштабный цикл лекций, паблик-токов и воркшопов от дизайнеров, стилистов и фэшн-журналистов, посвященный устройству современной модной индустрии. Профильное образование, продвижение бренда, дизайн одежды — лишь немногие из тем, в которые погрузятся гости. Проект реализуется при поддержке Института развития индустрии моды Beinopen.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»

26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».

Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры

Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.

«Высший пилотаж» для школьников, которые просто любят космос

Стартовала серия вебинаров для учеников 8–11-х классов, которые планируют принять участие в конкурсе «Высший пилотаж» по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Занятия проводят преподаватели МИЭМ НИУ ВШЭ и представители индустриальных партнеров — ГК «СКАНЭКС» и ООО «СПУТНИКС». Присоединиться к вебинарам может каждый желающий, а направить на конкурс свой проект или исследование необходимо до 25 января 2024 года.

«Задача наших выпускников — показать себя как дизайнера»

В середине июля в Школе дизайна НИУ ВШЭ прошел финальный модный показ выпускников бакалавриата и магистратуры профилей «Дизайн одежды» и «Создание фэшн-бренда». Гости увидели 20 коллекций молодых дизайнеров, каждый из которых размышляет на волнующую тему, создавая самые необычные образы из тканей.

«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»

В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.

Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года

В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».