• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У российского образования будет свой Кодекс

24 октября в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова прошел круглый стол "Перспективы формирования нового образовательного законодательства". Этот форум был организован по инициативе Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) и Российского союза ректоров (РСР).

Дискуссию в рамках круглого стола открыл Президент РСР, ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий. Он, в частности, отметил, что выработка нового законодательства в области образования - это веление времени. Движение по этому пути было намечено на съезде Союза ректоров. Сейчас, когда имеется исходный материал и группой юристов МГУ проделана большая подготовительная работа по разработке проекта Кодекса об образовании, имеются возможности провести "мозговой штурм". Виктор Садовничий перечислил те вопросы, которые должны быть отражены в Кодексе. В их числе - вопрос о законодательном запрете на приватизацию имущества российских вузов, вопрос о роли бизнеса в подготовке высококлассных специалистов с их последующим трудоустройством. Также важнейшее значение имеет определение правового статуса университетов.

Ректор МГУ сообщил, что в работе круглого стола принимают участие 114 руководителей вузов страны, Российского союза промышленников и предпринимателей, других организаций и учреждений.

Сопредседатель РОСРО, ректор ГУ-ВШЭ, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов привлек внимание участников заседания к ряду конкретных проблем, которые должны быть решены и внесены в Кодекс об образовании. Необходимо введение в проект Кодекса стройного понятийного аппарата, образовательного глоссария, отсутствие которого создает много проблем. Следует четко определить права учащихся, работодателей и государства, которые в ныне действующем законе "Об образовании" "декларированы весьма отдаленно". Такое положение недопустимо и не соответствует нынешнему уровню экономического и социального развития России. Должны быть четко определены права учащихся при переходе из школы в школу, студентов - из вуза в вуз, что приобретает особое значение в условиях свободного перемещения человеческого капитала. Важным звеном является система профессиональных экзаменов для получения соответствующей квалификации, четкое определение статуса преподавателей и их профессиональных обязанностей. Ведь преподаватель связан своего рода "клятвой Гиппократа" и обязан уделять равное внимание каждому ученику независимо от способностей. Он должен задействовать свой потенциал, прежде всего, в том учреждении, которое приняло его на работу.

Коснувшись бюджетного законодательства, Ярослав Кузьминов указал на необходимость того, чтобы государство восстановило финансирование университетов по статье "Наука".

Представитель Федерального агентства по образованию Евгений Бутко особо подчеркнул, что круглый стол стал первым примером публичного обсуждения в Российской Федерации образовательного законодательства в рамках национального проекта "Образование". Старый закон, подписанный президентом РФ 10 июля 1992 года, не соответствует нынешним условиям развития российского общества. Говоря образно, "пиджак закона стал тесен российскому образованию". Евгений Бутко высказался за демократизацию системы управления российским образованием.

С докладом "Об основах нового законодательства об образовании" выступил Андрей Шерстобитов, заместитель декана по научной работе юридического факультета МГУ, один из тех научных работников-юристов, кто принимал непосредственное участие в разработке предложений по новому Кодексу. Он дал краткую характеристику проделанной работы, обозначил тот круг проблем, решить которые попытались разработчики документа.

"Концептуальный подход к разработке интегрированного федерального закона об образовании" - такова была тема доклада Михаила Кротова, главного научного сотрудника Института развития образования ГУ-ВШЭ. Он, в частности, подчеркнул, что сегодня диплом об окончании учебного заведения свидетельствует только о сумме полученных знаний. Для "допуска в профессию" - занятия соответствующей должности - должны быть введены профессиональные экзамены, которые принимались бы профессиональным сообществом с минимальным участием представителей учебного заведения. В таких условиях иной смысл приобретают и образовательные стандарты, которые в основном должны быть ориентированы на профессиональную компетентность выпускника, нахождение его на рынке труда.

Коснувшись социального статуса педагога, Михаил Кротов указал на необходимость обеспечения педагогов высокой зарплатой, высокой пенсией, созданием условий для карьерного роста, для качественного и творческого труда. Наряду с этим должна быть создана и система морального стимулирования, включая, на уровне вузов систему должностей и званий, на уровне министерства - систему отраслевых наград и поощрений, на уровне государства - введение специального ордена "За академические заслуги" четырех степеней. А также звания "государственный профессор".

Докладчик также высказался за отказ от совместительства в работе преподавателей.

Затем участники круглого стола приступили к обсуждению докладов. Президент Уральского государственного университета Виктор Третьяков высказался за включение в понятие образовательного глоссария положения об "университетском комплексе", в который могли бы входить не только государственные учебные учреждения. Проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник напомнил о том, что проект обсуждаемого Кодекса должен, прежде всего, создавать правовые условия для успешного развития системы российского образования.

Советник президента РСР Николай Гриценко подчеркнул, что в разработке Кодекса участвуют профессионалы высшей категории. Следует объединить усилия всех заинтересованных сторон, чтобы к декабрю 2007 года был готов окончательный текст проекта Кодекса.

"С принятием Госдумой РФ закона о двухуровневой системе образования диалог на эту тему отнюдь не закончен", - заметил председатель Совета ректоров вузов Республики Карелия Анатолий Воронин. Введение этой системы приведет, в частности, к тому, что отпадет необходимость в написании дипломных работ, что идет, по его убеждению, во вред российскому образованию. Ряд участников сочли такую точку зрения резонной и сошлись во мнении, что обсуждение данной проблемы должно быть продолжено в обязательном порядке.

Представительница Минобрнауки России Наталья Третьяк уделила внимание разделу о госфинансировании образования. Она высказалась за более четкое определение в проекте Кодекса правового статуса педагогических работников. Участники заседания задали в этой связи вопрос о том, существует ли вообще юридическое определение того, что принято называть педагогической деятельностью.

С замечаниями и предложениями выступил Владимир Шадриков, научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ.

По итогам дискуссий и докладов участники круглого стола приняли рекомендации, в которых, в частности, отмечается, что Кодекс призван обеспечить устойчивые связи образования и общества через повышение прозрачности деятельности учебных заведений, что подразумевает установление их публичной отчетности, развитие форм взаимодействия с институтами гражданского общества, с работодателями и институтами бизнес-сообщества. Кодекс должен повысить доступность образования для граждан

Российской Федерации, в особенности для малообеспеченных граждан, жителей сельской местности и малых городов, инвалидов, обеспечить повышение качества и конкурентоспособности российского образования. В документе подчеркнута необходимость включения в проект Кодекса специальной статьи, содержащей определения основных используемых в нем понятий (образовательный глоссарий).

Участники круглого стола рекомендовали РСР и РОСРО принять эти рекомендации с учетом высказанных предложений и замечаний, а также обратились к руководству Министерства образования и науки РФ с просьбой о содействии в подготовке проекта Кодекса Российской Федерации об образовании.

 

Николай Вуколов

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».