В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы
В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.
Почему это важно?
До недавнего времени образованию в сфере комплексного транспортного планирования в нашей стране почти не уделялось внимание: ключевую роль этой специальности в развитии городов и в повышении качества жизни населения признали лишь в последнее десятилетие. Один из факторов, способствовавших такому признанию, — «тупик автомобилизации».
Российские власти осознают необходимость развития городских транспортных систем. В 2014 году в Градостроительном кодексе была закреплена необходимость разработки городами дополнительного документа — программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. В 2017 году стартовал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», направленный на развитие транспортных систем городов.
Восполнить пробел
В России нет программ высшего образования в сфере транспортного планирования в мировом понимании этого термина, отмечает Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование», и этот пробел необходимо восполнить.
В настоящее время в Российской Федерации ведётся подготовка специалистов лишь в отдельных сегментах транспортного планирования либо в смежных областях (например, строительство и эксплуатация автомобильных дорог, организация и безопасность движения, организация перевозок и управление на транспорте). Вопросы транспортного планирования затрагиваются также в образовательных программах в области градостроительства.
Специалистов по комплексному транспортному планированию практически не готовят — в этой сфере работают люди с инженерным или экономическим образованием, реже — математическим, управленческим или архитектурным, освоившие новую профессию «без отрыва от производства».
В то же время в ведущих зарубежных университетах учат транспортному планированию (Transport Planning) как междисциплинарной науке, делая акцент на планировании и обеспечении повседневной работы и развития транспортных систем городов и агломераций.
Елена Кончева, академический руководитель программы «Транспортное планирование»
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Чему будут учить?
Поскольку транспортное планирование — это комплексная предметная область, студенты новой магистерской программы НИУ ВШЭ будут изучать целый спектр дисциплин, имеющих отношение к транспорту и затрагивающих вопросы:
- урбанистики,
- экономики города,
- землепользования,
- экономики и эксплуатации различных видов транспорта,
- организации дорожного движения и перевозок.
Ключевые курсы программы связаны с актуальными проблемами транспортного планирования. Это мобильность населения, совместимая с сохранением культурно-исторической и природной среды, управление транспортным спросом, а также новейшие тенденции в развитии городского транспорта: концепция «мобильность как услуга», совместная мобильность, электромобильность и беспилотный транспорт.
Еще одна особенность программы — обучение навыкам транспортного моделирования и пространственного анализа, то есть применению IT-технологий для моделирования транспортных потоков и выбора эффективных решений по развитию транспортных систем. Студентов научат обрабатывать данные, необходимые для принятия решений в планировании и управлении транспортными системами городов и регионов.
Основу преподавательского состава составляют сотрудники Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского и Института экономики транспорта и транспортной политики, где реализуются прикладные проекты в области транспортного планирования. Студенты также получат возможность принимать участие в реализации этих проектов.
Где работать?
Выпускники магистерской программы будут востребованы прежде всего в проектных бюро и институтах, занимающихся транспортным и градостроительным планированием.
Академический руководитель программы «Транспортное планирование»
Следующий сектор, где выпускникам будут рады, — государственные и муниципальные администрации, а также их подведомственные организации. Во многих городах и регионах гражданские сообщества формируют запрос на создание устойчивых городских транспортных систем, и власти не могут удовлетворить этот запрос, в том числе из-за кадрового дефицита.
Еще одна разновидность работодателей, которым нужны специалисты по транспортному планированию, — транспортные операторы. Благодаря недавним изменениям в законодательстве в решение городских проблем внедряются крупные компании.
Выпускники также смогут устроиться в банки, инвестирующие в развитие транспортной инфраструктуры, лизинговые компании, девелоперские компании — застройщики. Вопросы транспортного обеспечения территорий и их интеграции в городскую транспортную систему все сильнее влияют на стоимость жилья и коммерческой недвижимости в крупных городах.
Кого здесь ждут?
Магистерская программа «Транспортное планирование» рассчитана, прежде всего, на бакалавров (специалистов) с техническим, экономическо-управленческим, архитектурным образованием. Если же на программу поступают выпускники гуманитарных и социальных бакалаврских программ, им понадобится дополнительная подготовка по работе с данными, по математике и математической статистике. В целом же, отмечает Елена Кончева, студентам с разным бэкграундом будет создана среда равных возможностей — базовые знания можно будет восполнить за счет адаптационных дисциплин.
На программе открыто 20 бюджетных мест, предусмотрены также платные места, в том числе для иностранных абитуриентов.
С траекторией поступления можно ознакомиться здесь (одна из возможностей поступления — через олимпиаду НИУ ВШЭ для студентов и выпускников, регистрация на нее идет до 4 марта)
Блинкин Михаил Яковлевич
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики
Кончева Елена Олеговна
Академический руководитель программы «Транспортное планирование»
Вам также может быть интересно:
Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса
В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.
Электросамокаты: битва за Москву
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Мастер-план как инструмент развития города
В Вышке 16–17 мая проходит Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: инструменты профессионалов». Организатором мероприятия стал факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Эксперты обсуждают актуальные вопросы градостроительства, цифровизацию, развитие экономики и социальной сферы городов, улучшение городской среды, повышение качества жизни горожан и другие темы.
Урбанисты Вышки стали участниками Глобального форума мэров в китайском Гуанчжоу
Команда факультета городского и регионального развития Вышки приняла участие в событии мирового масштаба в области городского развития — Глобальном форуме мэров (Global Mayor's Forum). Крупнейший съезд урбанистов, состоявшийся в декабре 2023 года в Гуанчжоу (КНР), собрал более 800 гостей из 65 городов и 37 стран, а также 9 международных организаций.
Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска
Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.
«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»
Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.
ВШЭ разрабатывает мастер-план Нового Уренгоя
Междисциплинарный консорциум под лидерством НИУ ВШЭ разрабатывает мастер-план города Новый Уренгой — один из ключевых стратегических документов, определяющих вектор его развития до 2035 года. Над проектом работает команда из 38 экспертов в сфере урбанистики, архитектуры, образования, технологического роста и др.
«Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный»
В Вышке стартовал набор в новую онлайн-магистратуру «Цифровая урбанистика и аналитика города». Какие процессы порождает онлайн-город, почему урбанисты отчасти «цифровые следопыты», по какой причине аналитики города востребованы на региональных рынках и о кадровом голоде в отрасли, рассказывают Екатерина Зарудная, академический руководитель программы, и Кирилл Пузанов, ее научный руководитель.
Эксперты Вышки разработали инструмент измерения культурного капитала городов
Уровень культуры города и ее отдельных элементов трудно уловить и тем более измерить. Тем не менее такие измерения позволяют понять текущие проблемы жизни города и горожан и планировать ее развитие. Эксперты ВШЭ разработали Индекс культурного капитала городов (далее — ИККГ) с населением более 250 000 жителей и региональных центров, где отражены 25 показателей, объединенных в 5 групп, отражающих число заведений культуры, интенсивность культурной жизни, результаты заявок на гранты крупных проектов, качество академической и образовательной среды и коммуникаций. Лидерами рейтинга неожиданно стали не две столицы, а Петрозаводск, Белгород и Томск.