Статья
Статья посвящена критическому разбору современных платформ рейтингования и электронных репутационных систем.
Введение. Цель исследования заключается в определении позиции Российской Федерации в международных рейтингах путем сопоставительного анализа достигнутых значений индикаторов с результатами ведущих стран мира для последующей выработки управленческих решений в направлениях, требующих пристального внимания государства. Методы исследования. Исследовательским инструментарием послужили методы статистической группировки данных и сопоставительного анализа, а также формально-логические методы. Результаты и дискуссия. Начиная с 2014 г. различные факторы (внешнеполитические и экономические, геополитическая ситуация, волатильность цен на нефтяном рынке и нестабильность национальной валюты) явились катализатором кризиса национальной экономики, что привело к снижению позиций России в международных рейтингах. После некоторой адаптации к внешним факторам и частичного восстановления экономики к 2018-2020 гг. положение России выровнялось, однако достичь результатов докризисного периода пока не удалось. Была выявлена в целом положительная динамика с наиболее значительным прогрессом в рейтингах, характеризующих конкурентоспособность национальной экономики. Заключение. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы для корректировки политики научно-технологического развития страны.
В энциклопедии рассмотрены методологические принципы и перспективные технологии построения и эксплуатации рейтинговых систем, проанализированы возможности использования рейтингов для повышения эффективности принятия управленческих решений, а также их использования как инструмента снижения уровня неопределенности в управлении и общественной жизни.
С единых позиций рассмотрены проблемные вопросы использования рейтингов в различных сферах деятельности — от экономики до спорта — с различным уровнем детализации — от основных положений и различий в подходах до конкретных практических приложений и достаточно продвинутых научных результатов по рассматриваемому кругу вопросов.
Для менеджеров и аналитиков различного профиля, экономистов, специалистов по бизнес&информатике, а также научных работников, аспирантов, студентов и широкой общественности, для всех тех, кто интересуется проблемой рейтингования.
В статье анализируется современный подход к рейтингованию университетов, проводится подробное сравнение методологий рейтингов ведущих университетов мира QS и THE, описываются история создания и методологии рейтингов ARWU и U-Multirank. Также рассматриваются вопросы доверия и приводятся аргументы критиков современной системы рейтингования.
Вводная статья ко всему циклу работ сборника содержит описание проблем оценки и мониторинга состояния гражданского общества в России. Обсуждаются определения понятий "гражданское общество", "социологический мониторинг", "демократия", "демократические процедуры" и др. Дан обзор разработанного инструментария, предназначенного для оценки влияния институтов гражданского общества на общественное развитие. Кратко охарактеризованы три инструмента, использованные при проведении исследования гражданского общества в России в 2009--2010 гг.: индекс оценки состояния публичной политики в регионах (ЯН-индекс); рейтинг регионов по продвижению механизмов межсекторного партнерства (АЯ-рейтинг); индекс оценки полноты и качества механизмов электронного участия (Индекс КИ_ОС), представленных на сайтах федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение фактических данных, позволяющих реконструировать и сопоставить соответствующие области когнитивных репрезентаций.