?
Трансформации базилики Санта Кристина в Больсене: от почитаемой гробницы до места евхаристического чуда
Статья посвящена эволюции комплекса культовых зданий, сформировавшегося в Больсене (Лаций) первоначально вокруг могилы раннехристианской мученицы Кристины, а со второй половины XIII в. – вокруг места евхаристического чуда 1263 г., и связанной с ней эволюцией форм почитания сакральных локусов и связанных с ними реликвий. Начиная с середины III в. в Новых Вольсиниях местом при- тяжения паломников становится нижний катакомбный комплекс, где находится почитаемая гробница. Центр застройки постепенно смещается вниз, к югу, и уже к VII в. первая христианская церковь Новых Воль- синий в здании форумской базилики оказывается заброшена в пользу нынешней так называемой «Малой церкви», высеченной в скале вокруг гробницы Кристины. Базилика св. Кристины упоминается как одна из 79 остановок на пути в Рим по Виа Францигена в «итинерарии» епископа Кентерберийского Сигерика в 990 г. В 1077 г. в связи с большим притоком паломников отстраивается так называемая «Большая церковь», а к началу XII в. оформляется переход от Малой к Большой церкви в виде крытого коридора. Однако предполагаемая кража мощей Кристины франками-па- ломниками на пути в святую землю в 1099 г. оставляет Больсену без чти- мой реликвии. Ситуация меняется в конце лета 1263 г., когда в Больсене происходит евхаристическое чудо с кровоточащей гостией и запятнанным корпоралом. Однако совершившийся за полтора столетия до этого пере- ход Больсены в ведение епископа Орвьето предопределяет и судьбу этой реликвии – она немедля перенесена в столицу диоцеза. Дальнейшая судь- ба комплекса базилики св. Кристины в конце XV – XVIII в. заключается в постепенном возвращении базилике утраченного статуса несколькими способами: топографическим разделением почитания двух святых локу- сов (гробницы святой и алтаря Чуда) и их новым обустройством, предло- жением паломникам «альтернативных» корпоралу святынь-свидетелей Чуда (эволюция экспонирования мраморных плит, обагренных кровью из гостии) и, наконец, получением в 1815 г. разрешения на ношение одной из плит в процессии Corpus Domini по образцу аналогичного ношения корпорала в Орвьето.