Статья
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Выполненный в монографии теоретико-эмпирический анализ социально-психологического пространства (его понимания, характеристик, видов, связей с другими явлениями) позволил рассмотреть этот феномен в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека. Принциально новым теоретическим результатом является описание феноменологии социально-психологического пространства личности, включая базовые положения о существовании и развитии социально-психологического пространства, а также его многообразные функции. Впервые рассмотрены ведущие процессы и основания формирования социально-психологического пространства: категоризации социального окружения, самопрезентации и самовыражения личности, взаимодетерминации социально-психологического пространства и поведения субъекта. Разработана оригинальная динамическая модель социально-психологического пространства.
Эмпирические исследования позволили получить интересные результаты о закономерностях существования социально-психологического пространства и его роли в детерминации отношений и активности субъекта в различных сферах (деловой, профессиональной, дружеской и т.д.). Предложенная теоретическая модель, описанные закономерности и методические приемы исследования социально-психологического пространства могут представлять интерес для широкого круга специалистов в области социальной, экономической и организационной психологии, психологии личности, труда и управления, а также для студентов соответствующих специализаций.
В сборнике представлены статьи по наиболее проблемным аспектам современного социально-гуманитарного знания в области коммуникавистики, подготовленные участниками VII Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 20 апреля 2011 г. в Нижнем Новгороде.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.