Статья
Последние два десятилетия как российские, так и зарубежные исследователи высшего образования отмечают возрастающую коммерциализацию науки, а также распространения «менеджериализма» в академической среде, в том числе через распространение количественных показателей в качестве измерителей качества проведенных научных исследований [Абрамов 2010; Любимов 2009; Гейгер, Хеллер 2012; Gonzales, Martinez, Ordu, 2014; Collyer 2015 и мн.др].
Однако большинство работ, посвященных этой теме, написаны американскими или английскими исследователями, которые не рассматривают проблемы, связанные с встраиванием в глобальную науку тех стран, в которых английский язык не является родным.В связи с этим большой интерес для российских исследователей высшего образования будет представлять книга известного социолога Рихард Мюнх (р.1945) из университета Бамберга «Трансформация университетов в погоне за глобальным превосходством», в которой он критически осмысливает и анализирует происходящие изменения в университетах Германии,Великобритании и Соединенных Штатов Америки за последние 30 лет в условияхнового государственного управления (New Public Management).
Ресурсный сборник статей и материалов, посвященных опыту инновационной деятельности двух российских научно-исследовательских университетов: Нижегородского государственного университета (НИУ ННГУ) и Санкт-Петербургского национального университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО).
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Что мы имеем в виду, когда говорим о взаимодействии университета и промышленности? Что университет должен делать для промышленности? В какой момент, в форме чего университетская наука становится продуктом для предприятия? Кто в данном процессе заказчик, а кто исполнитель? Что должен делать университет для того, чтобы процесс взаимодействия был успешен? Тема взаимодействия университетов и бизнеса (промышленности) является стержневой в контексте обсуждения самого широкого круга вопросов, начиная от проблем внедрения (продаж) университетских научно-технических разработок до формирования региональных инновационных экосистем и перспектив модернизации экономики России. Перед университетами сегодня остро стоят вопросы сохранения кадров и научных школ, обновления материально-технической базы, продвижения и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Естественным шагом на пути к решению подобных вопросов является интеграция с промышленностью. В свою очередь, бизнес, в условиях развала отраслевой науки, фактически обречен на сотрудничество с университетами в области прикладных разработок. Наконец, это тот редкий случай, когда совместный интерес университетов и бизнеса встречает не только понимание в соответствующих властных структурах, но и вполне ощутимую поддержку, выраженную в целом ряде государственных законов и постановлений. Вместе с тем, при всей «естественности» интеграции, в процессе ее реализации на практике возникает множество вопросов и проблем. Причина большей частью кроется в том, что многими российскими университетами тесное взаимодействие с промышленностью и бизнесом не воспринимается пока как отдельное направление деятельности, наряду с образованием и наукой. Ситуацию осложняет то, что и особенности, и сами условия функционирования университета не особенно благоприятны для бизнеса. У бизнеса своя логика, и непосредственная работа с ним требует от университета не только желания, но и умения работать в жестких, подчас далеких от вузовской корпоративной этики, условиях. В статье использованы материалы, полученные в результате подготовки кейсов по инновационной инфраструктуре Нижегородского государственного университета им. Н.И Лобачевского и Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В последнее время появляется все больше научно-исследовательских и образовательных инициатив на тему регионального инновационного развития. Подобного рода инициативы возникают как следствие попыток осмысления природы, механизмов и возможных результатов интеграционных процессов, набирающих силу в российской экономике. Одним из «ответов» на интеграционные вызовы не только в России, но и в мире является создание региональных кластеров и развитие региональной кластерной политики. Но этот ответ, как водится, сопровождается постановкой новых, уже более конкретных, вопросов, касающихся состава, характеристик и параметров потенциальных участников региональных кластеров, исходных условий и механизмов построения кластеров, создания систем управления кластерами. Университет является необходимым составным элементом структуры регионального кластера. Должен ли университет становиться ключевым элементом регионального кластера? Каким должен быть университет и что он должен для этого делать? Любой ли университет может подойти на эту роль? Каким образом и на какой основе университет должен выстраивать свои отношения с остальными участниками кластера?
Программа повышения эффективности научных исследований и предпринимательской деятельности университетов «ЭВРИКА» («EURECA») направлена на укрепление потенциала российских университетов для поддержки их участия в национальной и глобальной инновационной экосистеме через развитие потенциала российских вузов в коммерциализации науки и трансфере технологий, усиление их предпринимательского потенциала и интеграцию академического и предпринимательского компонентов деятельности вузов. Уже на пилотном этапе (2010-2012) Программа создала возможности для налаживания взаимодействия российских национальных исследовательских, федеральных и других ведущих вузов с широким международным инновационным сообществом и его основными сетями, позволив членам этого международного сообщества более адекватно оценить растущий потенциал сотрудничества с Россией. Опираясь на опыт реализации модельных партнерств между российскими и американскими вузами, программа предложила эффективные механизмы, позволяющие российским инновационным университетам выйти не только на национальный, но и международный, в частности, на американский рынок инноваций. Опыт пилотного этапа также показал, что для серьезного позиционирования программы в условиях российской действительности, наряду с работой по формированию хабов на базе пилотных университетов, необходимо активно вовлекать в программу знаковых стейкхолдеров.
Статьи сборника посвящены анализу актуальных проблем территориальной миграции, инновационного развития регионов, в т.ч. предпринимательского университета как ключевого элемента инновационной системы, бренда Нижнего Новгорода, а так же деятельности торговых предприятий класса "люкс".
Исследуются факторы, влияющие на развитие социального предпринимательства, принципы межкультурных бизнес-коммуникаций, тенденции и перспективы развития рынка дополнительного образования, инструменты интернет-маркетинга для малого бизнеса.
Рассматриваются проблемы формирования позитивного имиджа организации, совершенствования организационной культуры, параметры анализа корпоративной культуры, а так же теоретические подходы к анализу социально-трудовых отношений.
Анализируются опыт применения модели "Бережливое производство", наставничество как способ поддержки молодых специалистов, менторство как инструмент поддержки и развития инновационных проектов.
Представляет интерес для экономистов и социологов, преподавателей, студентов и аспирантов.
Современный университет и вместе с ним академические профессии стоят перед новыми вызовами: во-первых, усложнение рынков труда и глобализация подрывают структуру академических профессий, во-вторых, удорожание университетских исследований ставит под вопрос автономию университета. Интернационализация рынка академического труда способствует переосмыслению конструкции академических профессий, исторически ориентированных на национальные (региональные) контексты. Университет становится слишком дорогим для государства и / или учащихся. Один из способов сохранить автономию университета — предложить обществу, государству и бизнесу широкий спектр услуг. В статье затрагиваются следующие вопросы: может ли бюрократическое (само)управление эффективно администрировать разрастающееся тело университета? Или часть университетской автономии необходимо передать наемным управляющим? Сможет ли «мягкий менеджериализм» при помощи экономических инструментов раскрыть возможности университета для общества и стать новой защитой университетской автономии?
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.
Книга содержит труды четвертой международной конференции по использованию компьютерных технологий в обучении, которая была организована Институтом систем и информационных технологий для контроля и коммуникации и прошла при технической поддержке Португальского общества инженерного образования, международного общества инженерного образования и международной федерации обработки информации. Конференция объединила исследователей и практиков, интересующихся методологией и применением новых технологий в обучении. Труды конференции покрывают пять основных тем: информационные технологии в обучении, методика обучения и оценка знаний, социальный контекст и среда обучения, применение и лучшие практики, повсеместное обучение.