?
К условиям интерпретации
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 7. С. 73-78.
Бочкарев А. Е.
Понимание языковых выражений не ограничивается словарным значением, а предполагает еще и обращение к энциклопедичнским знаниям. Так задаются основные установки интерпретации: расширение корпуса, обращение к прагматическому контексту, поиск кодов.
Чантуридзе Ю. М., Ярославский педагогический вестник 2014 № I (Гуманитарные науки) С. 140-144
Как известно, в дискурсе находят отражение социальные, политические и культурные характеристики его участников. В то же время в нем могут соперничать и сотрудничать отголоски предыдущих дискурсивных практик, придающих ему новые оттенки смысла. Ни один образец дискурса не существует отдельно от других и вне контекста. Он соотносится с дискурсами, отражающими те же социальные события, ту же ...
Добавлено: 25 августа 2014 г.
Бобровников В. О., Ислам в современном мире (Российская Федерация) 2017 Т. 13 № 2 С. 105-124
Статья рассматривает советские корни исламского подъема на микроуровне отдельного колхоза в Северном Дагестане. Автор приходит к выводу, что постсоветская реисламизация деревни в 1990-е гг. не была «возрождением», откатом к местным дореволюционным исламским традициям, уничтоженным в ходе советских политических репрессий. Основы для исламского подъема 1990-х гг. были заложены в джама‘атах колхозов и совхозов, сложившихся в горах ...
Добавлено: 5 марта 2019 г.
Порус В. Н., Социология науки и технологий 2010 Т. 1 № 4 С. 102-115
Социологическая концепция "этоса науки" Р. Мертона рассматривается с точки зрения ее социально- эпистемологического содержания. Как "социальная эпистемология", эта концепция служит одним из источников мифа о "большой науке", сыгравшего заметную роль в философии науки ХХ века. Критика этой концепции может рассматриваться как спор различных эпистемологических интерпретаций социологических данных о науке и действиях ученых в исследовательских ситуациях. ...
Добавлено: 11 ноября 2012 г.
Костригин А. А., Хусяинов Т. М., Цифровой ученый: лаборатория философа 2018 Т. 1 № 1 С. 160-179
В статье обсуждаются проблемы и перспективы использования методологии Digital Humanities в историко-психологических исследованиях. Представлены результаты поиска и анализа упоминаний имени выдающегося психофизиолога, психоневролога и психолога В.М. Бехтерева (1857-1927) в корпусе текстов в системе Google Books на русском и английском языках. Выдвигаются гипотезы относительно высокой или низкой частоты упоминаний. Анализируется распространение идей ученого в различных научных ...
Добавлено: 3 апреля 2018 г.
Бочкарев А. Е., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика 2016 № 1 С. 43-51
Статья посвящена сложившимся в научном обиходе моделям значения. Какой бы ни была предлагаемая модель, основанием значения слова служит восходящая к Аристотелю триада слово – понятие – вещь, а точнее сфокусированное в интересах анализа отношение. В отношении к вещи значение анализируемого именного выражения сводится к обозначению; в отношении к понятию ‒ к объективированным в научной практике ...
Добавлено: 22 марта 2016 г.
Тульчинский Г. Л., Философские науки 2014 № 10 С. 20-29
Технологическое знание является первичной формой осмысления(постижения), выражая степень и меру постижения этой действительности. В этом плане социальные технологии, выступают выражением зрелости социальных и гуманитарных наук, достижения ими определенной стадии развития, реализующей идею рациональности. Дальнейшей стадией развития знания социальных технологий может быть переход к реализации идеи рациональности не просто как эффективности, а как гармоничной целостности социума. ...
Добавлено: 27 декабря 2014 г.
Лисанюк Е. Н., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2020 № 53 С. 221-226
Во вступительном слове к переводу главы 2 из книги С. Фуллера «Пост-правда: знание как игра во власть» мы обсуждаем особенности академического не-оценочного понятия пост-правды и утверждаем, что пост-правду характеризуют когнитивная толерантность к многообразию истинного и размытость границ между истинным и неистинным. Фуллер считает, что в таких условиях пост-правды и возникает игра в знание, где истина ...
Добавлено: 19 октября 2020 г.
Леонтьев Д. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1 С. 104-117
В статье на основании исследований последнего времени дан развернутый теооретический анализ проблемы смысла и смыслообразования. Особое внимание уделено таким проблемам как соотношение семиотического и экзистенциального в смыслообразовании, структурное определение смысла в терминах связности и связанности, роль культурных контекстов в смыслообразовании, а также динамика смыслов и трансформации жизненного опыта и психологические подходы к фасилитации смыслообразования и ...
Добавлено: 30 января 2014 г.
Бирюков Д. С., Вестник Томского государственного университета 2021 № 464 С. 60-67
Прослеживаются важнейшие линии учения об уме одного из крупнейших византийских мыслителей – Григория Паламы. Выделены и проанализированы различные модусы функционирования ума: модус дискурсивного мышления, модус самосозерцания ума и модус упокоения ума. Выявлен платонический бэкграунд ноологии Паламы, каковой автор связывает со спецификой онтологической структуры, характерной для паламитского учения. ...
Добавлено: 1 июля 2021 г.
Рогонян Г. С., Эпистемология и философия науки 2016 Т. 50 № 4 С. 168-186
В статье рассматриваются аргументы за и против аналогии с измерением, предложенной некоторыми философами в качестве иллюстрации семантической неопределенности. В рамках данной аналогии приписывание значений языковым выражениям сравнивается с приписыванием чисел тем или иным свойствам объектов в соответствии с определенной теорией измерения. Дональд Дэвидсон использовал эту аналогию для того, чтобы распространить тезис У.В.О. Куайна о неопределенности ...
Добавлено: 25 сентября 2016 г.
Макгрегор Ч., Личность. Культура. Общество 2011 Т. XIII № 65-66 С. 192-209
В статье рассказывается об истории возникновения идеи Лонгмановского словаря английского языка, нашедшего широкое распространение в мире, и развитии этой идеи на практике, раскрывается становление принципов словаря нового типа, рождение которого проходило в достаточно жестких спорах и дискуссиях. ...
Добавлено: 6 ноября 2012 г.
Бочкарев А. Е., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2016 № 2 С. 192-199
Без обращения к знанию не обходится ни одно исследование значения. Семантике надлежит ответить в этой связи на вопрос, какими преимущественно знаниями руководствоваться в толковании - объективированными в общественной практике таксономическими знаниями или не всегда достоверными мнениями и представлениями. Общепринятого ответа здесь не найти, зато можно попытаться понять, как зависит от типа знания формат толкования, почему ...
Добавлено: 16 февраля 2016 г.
Бочкарев А. Е., Критика и семиотика 2019 № 1 С. 243-253
Проводится структурно-семантический анализ рассказа Н. С. Лескова «Чертогон» с целью установить особо значимые структурные элементы текста и тем самым показать, как совершается понимание. К таким элементам относятся, в частности, некоторые употребленные в тексте слова, нарративная перспектива, нарративная программа, а также множественная переменная фокализация, позволяющая представить субъект нарратива в фокусе разных, нередко взаимоисключающих точек зрения. В плане нарративной ...
Добавлено: 16 июля 2019 г.
Яцык С. А., Индоевропейское языкознание и классическая филология 2015 С. 1061-1069
В статье реконструируется иерархия типов знания, фигурировавших в сочинениях францисканского проповедника Иоанна Уэльского. На материале четырех источников анализируются представления Иоанна о соотношении знания (scientia), мудрости (sapientia) и премудрости (philosophia). Наивысшей формой знания Иоанн считал премудрость, которая может привести своего обладателя к "исцелению нравов", добродетельной жизни и спасению души. Мудрость, хотя она и доступна язычникам, все ...
Добавлено: 23 июня 2015 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2016 № 7 С. 84-96
В статье предложен подход к проблеме понимания художественного текста, позволяющий перенести ее обсуждение на почву философии культуры. Предложена типология понимания художественного текста. Первый тип: “понимание” – выяснение или усвоение смысла того, что понимается. Выясненный смысл становится знанием: понять текст – значит знать его смысл. Второй тип: “понимание” есть интерпретация, наделение смыслом. Интерпретация есть акт творчества, ...
Добавлено: 17 сентября 2016 г.
Макарова И. В., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 127-146
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum (II, 95-96), а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля ...
Добавлено: 27 января 2018 г.
Машкова Л. А., Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования 2014 № 1
В данной статье все этапы «жизни» литературно-художественного произведения, от зарождения до восприятия, рассматриваются с точки зрения герменевтического подхода к пониманию, при этом понимание отделяется от толкования. Значительное внимание уделяется диалектике соотношения объективного и субъективного в литературе, анализу диалогического характера понимания, а также влиянию языка на авторскую мысль. Отвергается как широко распространенный пессимизм в отношении самой ...
Добавлено: 17 февраля 2014 г.
Большухин Л. Ю., Александрова М. А., Критика и семиотика 2011 № 15 С. 102-103
В статье рассматривается роль повести «Фаталист» в структуре «Журнала Печорина». Поведение Вулича во время пари трактуется как опасный фокус, цель которого не испытание судьбы, а денежный выигрыш. Под этим углом зрения рассмотрена вся система жестов и высказываний Вулича в повести «Фаталист». Подвергается критическому анализу классическое истолкование повести как философской. Фокус, иллюзион оказывается основным интегрирующим событием ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Усова С. В., Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение 2014 Т. 91 № 16 С. 142-146
Статья включается в то направление функциональной грамматики (грамматика функционально-семантических полей и категориальных ситуаций), которое разрабатывается санкт-петербургской аспектологической школой и представлено работами А.В. Бондарко и его учеников. Временная соотнесенность действий в сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными рассматривается нами как функционально-семантическая категория и в связи с этим обосновывается необходимость дифференциации контекстов. ...
Добавлено: 18 марта 2015 г.
Бочкарев А. Е., Критика и семиотика 2020 № 2 С. 302-314
Анализируются образы еды в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» с целью определить их в плане оценочной квалификации по данным в ощущениях свойствам, способу совершаемого действия и высказанному субъектом оценки мнению. В изображенных в романе кушаньях усматриваются не только вкусовые диспозиции субъекта оценки, не только характеристика русского застолья в означенный период, но еще и панегирик ...
Добавлено: 2 декабря 2020 г.
Замятин Д. Н., Арктика XXI век. Гуманитарные науки 2015 № 2 С. 14-26
Каждая культура создает свои так или иначе репрезентированные образы географического пространства; это ее неотъемлемые элементы. Традиционные культуры предлагали свои, часто уникальные коды к расшифровке и пониманию этих образов. Решающая трансформация произошла в начале Нового времени, когда разработка картографических проекций определила доминирующие и универсальные способы репрезентации образов географического пространства.
Дальнейшее развитие образов географического пространства связано с их ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Симонова М. В., Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология 2012 Т. 1 № 1 С. 236-246
В статье рассматриваются переводы заглавия «Тихого Дона» на испанский язык. Затрагиваются общие вопросы теории перевода, стратегии выбора переводческого эквивалента, а также анализируются варианты перевода названия романа в испанском и аргентинском переводах. ...
Добавлено: 4 декабря 2012 г.
Костригин А. А., Хусяинов Т. М., История российской психологии в лицах: Дайджест 2016 № 6 С. 44-66
В статье обсуждаются проблемы и перспективы использования методологии Digital Humanities в историко-психологических исследованиях. Представлены результаты поиска и анализа упоминаний имени Л.С. Выготского в корпусе текстов в системе Google Books на 6 европейских языках (английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский). Выдвигаются гипотезы относительно высокой или низкой частоты упоминаний. Показаны преимущества и недостатки данного метода качественного и ...
Добавлено: 25 декабря 2016 г.
Боголепова С. В., Иностранные языки в школе 2016 № 11 С. 26-32
В статье проанализировано, каким образом обучение грамматике трактуется методическими направлениями, возникшими в рамках коммуникативного подхода; на основе анализа выявлены современные тенденции в обучении грамматике в англо-американской методике преподавания иностранных языков. Приведены результаты опроса среди русскоязычных преподавателей, сделан вывод о разумности эклектичного использования различных приемов для достижения лучших образовательных результатов. ...
Добавлено: 25 октября 2016 г.