Статья
Влияние Программы освобождения от наказания (ПОН) на устойчивость и длительность картелей способствует повышению эффективности как работы антимонопольного органа, так и антимонопольной политики в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений в целом. Результаты обобщения и критического анализа эмпирических исследований, посвященных факторам результативности ПОН в России и за рубежом, показывают влияние изменения правил на поведение участников рынка. Однако методология оценки результативности ПОН остается дискуссионным вопросом. Цель настоящей работы - обобщить методы эмпирической оценки эффектов ПОН.
Предписание федерального антимонопольного органа является традиционным средством борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства. Недавно в дискуссии о правовой природе такого предписания приняли участие высшие судебные инстанции нашей страны (Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). Почему потребовалось особое внимание этих органов правосудия именно к данном виду предписаний? Как оценить их решения по проблеме его применения? Этот вопрос обсуждается автором с использованием материалов судебной практики и доктрины.
В статье рассматриваются проблемы соотношения антимонопольной политики и политики защиты прав интеллектуальной собственности с точки зрения их целей, методов и взаимного влияния. Данный вопрос вызывает дискуссии: инновационное развитие требует сильной защиты прав интеллектуальной собственности для стимулирования предпринимателей, даже если это ведет к антиконкурентным последствиям. В то же время поддержка рыночной конкуренции требует ограничения прав собственности. Контекст проблемы существенно меняется при рассмотрении стран с развивающейся рыночной экономикой. На основе формальной модели авторы анализируют возможные отрицательные эффекты мер антимонопольной политики в условиях слабой защиты прав интеллектуальной собственности, характерной для ряда развивающихся стран, и предлагают способы выхода из этого состояния. Исследование показывает, что антимонопольная политика требует учета фактических параметров институциональной среды.
Последние годы ознаменовались существенным обновлением нормативной базы антимонопольного регулирования в России. В июле 2006 г. был принят и с октября 2006 г. вступил в силу новый закон (№ 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»). В апреле приняты изменения в Кодекс об административных правонарушениях (№ 54-ФЗ от 9 апреля 2007 г.). Вступление в силу этих двух законов может оказать радикальное воздействие на будущее антимонопольной политики. Однако содержание законов отражает не только стремление к совершенствованию законодательства, но и результаты столкновения интересов влиятельных групп. Цель данной статьи – показать, в какой степени новое законодательство служит результатом стратегического взаимодействия разных групп интересов и как стратегическое взаимодействие повлияло на качество и ожидаемые последствия применения принятых норм.
Настоящая работа основана на результатах проектах Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации в 2012 г.
В статье анализируется предложенный Ф. Истербруком критерий, согласно которому отсутствие у фирмы рыночной власти (понимаемой как возможность поднимать цены без последующего снижения прибыли) - достаточное условие для того, чтобы не принимать к рассмотрению антимонопольные иски против этой фирмы. Обсуждаются теоретические и практические проблемы применения этого критерия, предлагается альтернатива.
Книга посвящена исследованию непростого соотношения между задачами применения антимонопольных запретов и повышения конкурентоспособности в условиях, когда крупный продавец на одном из этапов цепочки создания стоимости влияет на модель конкуренции на связанных рынках. Спектр исследования широк - от рынка природного газа до рынка обслуживания автомобилей. Проанализированы использованные в регулировании концепции и решения экономической политики в отношении ключевых мощностей, рынков с сетевыми эффектами потребления, взаимодополняемых попроизводству продуктов, рынков производных товаров.
В середине первого десятилетия 2000-х гг. проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей в России получила политическое измерение. Крупным розничным сетям начали предъявлять обвинения в доминировании и фактическом злоупотреблении доминирующим положением по отношению к производителям и дистрибьюторам. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации представила документ, содержащий более 20 пунктов, согласно которым розничные сети дискриминируют своих поставщиков. А в 2007 г. ФАС России вышла с предложением установить порог индивидуального доминирования для розничных сетей на уровне 15%, в то время как в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» (2006 г.) он равнялся 35%. Работающие в России отечественные и иностранные розничные сети попытались выступить против принятия данного закона. Но им дали понять, что он все равно будет принят. Что же послужило причиной подобных действий? Чтобы прояснить эту ситуацию и придать ей количественную определенность, в ГУ ВШЭ под руководством автора был организован специальный исследовательский проект «Власть и дискриминация на потребительских рынках: отношения розничных сетей и их поставщиков в современной России». Задача проекта – посмотреть, в какой степени стороны рыночного обмена способны извлекать дополнительные преимущества из властного дисбаланса, который, в свою очередь, подкрепляется структурной асимметрией, вызванной дифференцированным распределением экономических и неэкономических ресурсов в организационном поле рынка между его участниками.
В докладе рассмотрены четыре актуальных направления конкурентной политики, связанных как с новыми явлениями, так и с традиционными сюжетами антитраста. 1) Цифровая трансформация ведет к возникновению новых стратегий бизнеса, однако возникают новые источники рисков ограничения конкуренции: алгоритмическое ценообразование, большие данные, многосторонние рынки, платформы. 2) Импорт технологий и политические санкции могут снизить эффективность применения антимонопольного иммунитета для обладателей исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Необходим поэтапный переход к новому режиму антимонопольной политики в сфере обращения РИД. 3) Развитие наднационального антитраста способствует использованию взаимодополняющих возможностей антимонопольных органов разных стран. Барьерами для наднационального антитраста выступают разнородность государств-участников и недостаточная устойчивость наднациональных антимонопольных органов. 4) Проблема двусторонней монополии не теряет актуальности. Высокие трансакционные издержки и отрицательные внешние эффекты от недостижения сторонами договоренности – основание для государственного вмешательства с использованием сравнительных преимуществ антимонопольного органа.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Рассматривается задача оптимального выбора страховщиком дележей риска между ним и клиентами в динамической модели страхования, так называемом процессе риска Крамера-Лундберга. При этом учитываются ограничения, наложенные на риски страхователей: либо на среднее значение, либо с вероятностью единица. Решена задача оптимального управления на бесконечном временном интервале для критерия оптимальности типа стационарного коэффициента вариации. Установлено, что в модели с ограничением на средний риск наиболее выгодным будет применение «stop-loss» стратегии страхования. При ограничении с вероятностью единица оптимальным оказывается страхование, представляющее собой комбинацию «stop-loss»-стратегии и франшизы. Показано, что полученные результаты распространяются и на ряд задач с другими критериями оптимальности, таких как максимизация удельной полезности и минимизация вероятности отклонения от среднего значения.
В статье обсуждаются некоторые достигнутые результаты деятельности сотрудников научно-технологического направления РАЕН по отделению анализа инновационных технологий, систем и процессов. Представлены исследования в области сверхпластичности, переработки отходов, металлургии, биотехнологий и зубопротезирования, авиакосмических технологий.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.