?
Идентичность учителей: выбор профессии и адаптация к школе
Несмотря на внимание исследователей к учительскому сообществу, профессиональная идентичность этой группы остается малоизученной. В данной статье профессиональная идентичность учителей рассматривается сквозь призму рассказов о поворотных моментах профессиональной биографии: выбора профес- сии, адаптации к школе, опыта (временного) прекращения работы в школе и обсуж- дения коллег, подходящих или не подходящих для работы в школе. Данные вклю- чают 49 интервью, собранных у учителей-предметников из школ разного статуса (общеобразовательных, с углубленным преподаванием предмета и гимназий), слу- чайно выбранных в Василеостровском и Невском районах Санкт-Петербурга. Ис- следования показывают, что респонденты выстраивают последовательный нарра- тив о выборе профессии, интерпретируя те или иные события (например, игры в школу в детстве) как определяющие будущую профессию. Рассказ о собственном учителе как образце отражает педагогические установки респондента. Принятие учительской идентичности во многом зависит от взаимодействия с коллективом, которому респонденты придают чрезвычайно большое значение. Данное исследование показывает, что ключевым моментом для оценки адаптации учителя к школе как для внешних наблюдателей, так и для самого учителя служит дисциплинарный код. Смена профессии оценивается как естественная для некоторых учителей, не справляющихся с поддержанием дисциплины. Интересной особенностью российских учителей является сравнение ими своей профессии с малоквалифицированным трудом: как реальный опыт работы вне школы, так и альтернативы, рассматриваемые учителем, не предполагают использования полученного образования.