• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 267 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Dekalchuk A. A. International Relations. IR. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. No. WP BRP 23/IR/2015.
By studying the process of reform of the Schengen acquis in 2011-2013 inspired by the Arab Spring and the inflow of migrants to the Mediterranean shores of the European Union, in this paper I seek to show how policy entrepreneurs exploit windows of opportunity that open following an external shock (a notion I use to conceptualise the events of the Arab Spring) in order to fulfill their own preferences, regardless of the substance of the external shock in question. How could it happen that the reform initiated by Italy and France in 2011 to “re-nationalise the Schengen” would in the end turn just the opposite of what they sought to achieve? My research suggests that the major factor which helps explain this is the institutional standing of the European Commission which holds exclusive right of legislative initiative, and the fact that by using its position, the Commission was able to win over the European Parliament to its side by effectively making it into a veto-player in its negotiations with the EU Council, thus trapping the Member States into the “joint decision trap”.
Добавлено: 29 декабря 2015
Препринт
Derkachev P. Public Administration. PA. Высшая школа экономики, 2015. No. WP BRP 28/PA/2015.
В статье рассматривается неравное положение школьных учителей в различных регионах Российской Федерации. Существуют многочисленные исследовательские работы по взаимоотношению заработной платы школьных учителей и региональных образовательных и экономических систем. В мировой практике большое число индикаторов может применяться для отслеживания зарплаты школьных учителей. Необходимо принимать во внимание соотношение заработной платы учителей со средней заработной платой в регионе, которое выступает в качестве целевого индикатора в государственных программах, в сочетании с другими показателями, такими как: отношение заработной платы учителей к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, а также соотношение фонда оплаты труда учителей к общему объему расходов региональных бюджетов. Исследование, основанное на кластером анализе данных позволило автору выделить четыре типа регионов. Были использованы официальные данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики Федеральным казначейством. Рекомендации, разработанные для каждого кластера регионов, нацелены на повышение эффективности образовательной политики, через дифференциацию мер поддержки со стороны федерального правительства
Добавлено: 30 апреля 2015
Препринт
Grigoriev I. Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 60/PS/2018. Higher School of Economics, 2018. No. 60/PS/2018.
Добавлено: 3 апреля 2018
Препринт
Гринин Л. Е., Коротаев А. В., Исаев Л. М. и др. International Relations. IR. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. № WP BRP 29/IR/2017 .
The present working paper analyzes the world order in the past, present and future as well as the main factors, foundations and ideas underlying the maintaining and change of the international and global order. The first two sections investigate the evolution of the world order starting from the ancient times up to the late twentieth century. The third section analyzes the origin and decline of the world order based on the American hegemony. The authors reveal contradictions of the current unipolar world and explain in what way globalization has become more profitable for the developing countries but not for the developed ones. The paper also explains the strengthening belief that the US leading status will inevitably weaken. In this connection we discuss the alternatives of the American strategy and the possibility of the renaissance of the American leadership. The last section presents a factor analysis which allows stating that the world is shifting toward a new balance of power and is likely to become the world without a leader. The new world order will consist of a number of large blocks, coalitions and countries acting within a framework of rules and mutual responsibility. However, the transition to a new world order will take certain time (about two decades). This period, which we denote as the epoch of new coalitions, will involve a reconfiguration of the World-System and bring an increasing turbulence and conflict intensity. There are grounds to conclude that in 2011–2012 the World-System experienced to some extent a phase transition to a qualitatively new state of global protest activity. This phase transition is shown to bear some resemblance to the one which the World-System experienced in the early 1960s. The first (after 1919) phase transition of this sort occurred in the early 1960s and was related to the growth of global informational connectivity after the World War II, as well as the improvement of the means of protest self-organization due to the spread of television, portable radio receivers, portable electric loud-speakers and other technologies of the Fourth Kondratieff Cycle. The phase transition of the early 2010s was prepared by a new wave of growth of global informational connectivity, as well as the improvement of the means of protest self-organization due to the spread of various technologies of the Fifth Kondratieff cycle (the Internet, satellite television, Twitter and other social networks, mobile telephony etc.). Similarly to what was observed during the Fourth Kondratieff Wave, during the Fifth Cycle while the spread of these technologies was going on for many years before 2011, their internal colossal potential for generating and spreading protest activity was realized in one leap, as a phase transition.
Добавлено: 16 апреля 2017
Препринт
Zhirkov K., Verkuyten M., Weesie J. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2012. No. 08.
Focusing on the Muslim populations in five Muslim-majority countries and four Western European countries, we examine the levels of support for suicide bombings and other forms of violence. We found that support for terrorism among Muslims is present but the percentage of radicals is quite low. In both samples, support for terrorism is stronger among those who see democracy as a solely Western political system. This pattern of association is similar across the Western European countries, whereas the association varies considerably across the Muslim countries. The perceived economic dominance of the West is related to more support for terrorism among Muslims in Europe. In the Muslim countries, blaming the West for negative international relations is associated with greater support for terrorism. We suggest that improvement of the relationships between the West and the Muslim world can reduce support for terrorism and prevent radicalization within Muslim societies.
Добавлено: 28 августа 2012
Препринт
Тарасенко А. В. Центр исследований модернизации. Серия препринтов. Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011
Основные принципы административной реформы в Российской федерации направлены на переход к инновационным способам управления, в том числе, в социальной сфере. Одним из важных последствий этих преобразований являются меры, направленные на создание благоприятных условий для развития некоммерческого сектора в качестве ассистента государства в социальной политике: снижение административных барьеров отчетности и проверок НКО, избавление от части налогового бремени и создание дополнительных механизмов финансирования. Однако опыт реализации этих мер на примере Санкт-Петербурга показывает, что декларации не всегда находят отражение в реальной политике и зачастую вызывают обратный эффект. Поэтому, декларированная российским государством цель – поддерживать инновационный потенциал некоммерческого сектора – в ближайшее время окажется вряд ли достижимой.
Добавлено: 18 ноября 2013
Препринт
Погорельский К. Б. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2010. № 01.
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Якуба В. И. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2003. № 03.
В работе исследуются изменения институционального баланса власти в Совете министров Европейского союза в связи с будущим принятием в Союз 12 стран-кандидатов. Анализируются изменения, внесенные в правила принятия решений в Совете министров расширенного Европейского союза на встрече стран#участниц Европейского союза в Ницце в декабре 2000 г. Для оценки баланса власти в Совете министров используются индексы Шепли — Шубика и Банцафа, скорректированные для мультимажоритарных правил принятия решений. Рассматриваются различные варианты правил принятия решений, сформулированные в договоре в Ницце, и для них проводится сравнительный анализ распределения влияния стран-членов Европейского союза.
Добавлено: 21 марта 2013
Препринт
Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2007. № 04.
В тексте дается анализ реального воздействия современных масс-медиа на общество и политический процесс, и начать его представляется целесообразным с истории складывания европейского типа демократии, теснейшим образом связанного с развитием средств передачи информации, прежде всего печатной.
Добавлено: 10 марта 2013
Препринт
Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2010. № 04.
Среди множества определений современной демократии все чаще звучит подчеркивающее решающую роль медиа в формировании современной политики. Хотя о медиадемократии писали многие зарубежные исследователи, в нашей стране связанная с ней проблематика явно недооценена. В работе предпринята попытка осмысления соответствующих современных исследований. Автор приводит возможные смыслы понимания СМИ как «четвертой власти», обозначает реальный властный потенциал медиа, анализирует понятия «символическая власть» и «информационная власть», демонстрирует механизмы медиаманипуляций, ведущих определенные группы к «перехвату» символической и информационной власти в обществе. Итогом работы становится представление медиадемократии как нового этапа политического развития: перемещения полити- ческой деятельности из партий и парламентов на страницы и экраны СМИ при резком отрыве политики от интересов населения. Медиадемократия оказывается здесь новой, постмодернистской версией существования политического. Работа выполнена при поддержке Научного фонда ГУ ВШЭ в рамках Индивидуального исследовательского проекта № 08-01-0046 «Медиа и политика: принципы исследования и практики взаимодействия».
Добавлено: 11 марта 2013
Препринт
Гельман В. Я., Стародубцев А. В. Центр исследований модернизации. Серия препринтов. Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2014. № М-37/14.
Добавлено: 5 июня 2014
Препринт
Яковлев А. А. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2013. № WP14/2013/01.
В статье рассматриваются причины резко возросшего интереса со стороны властных элит к проблемам инвестиционного климата в России. Обосновывается тезис о том, что такой поворот в экономической политике не просто связан с уменьшением объемов природной ренты, но отражает поиск властью новой социальной базы в лице успешного среднего бизнеса. Показано, как данные тенденции могут интерпретироваться в терминах концепции «порядков ограниченного доступа», предложенной Д. Нортом, Дж. Уоллисом и Б. Вайнгастом.
Добавлено: 3 октября 2013
Препринт
Gauselmann A., Marek P., Angenendt J. P. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2011. No. 01.
Добавлено: 26 декабря 2012
Препринт
Treisman D. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2007. No. 06.
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Мезенцева Е. Б. Методология гендерных исследований. WP1. Московский центр гендерных исследований, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2012. № 1.
В работе рассмотрены инструменты согласования задач гендерной политики (и, в частности, достижение гендерного равенства) и ключевых целей экономического развития, включая вопросы бюджетного регулирования. Анализируется опыт различных стран, в которых на протяжении более, чем 20 лет реализуются программы социально-экономического развития (как международные, так и национальные), и где на практике опробован целый ряд моделей интеграции гендерной и экономической политики. На примере развивающихся стран рассмотрен вопрос об эволюции критериев включения гендерного измерения в программы социально-экономической поддержки, выявлены основные этапы эволюции  гендерной политики международных организаций в период с 1950 года по настоящее время. Во второй части работы рассмотрены важнейшие методологические подходы к проведению гендерного анализа социальной и экономической политики, Такие, как гендерно-нейтральный подход (Гарвардская аналитическая модель), гендерно-перераспределительный (модель расширения властных возможностей для женщин), институциональный (анализ социальных отношений), культурно-преобразовательный (материца гендерного анализа).
Добавлено: 28 февраля 2014
Препринт
Ощепков А. Ю. «Проблемы рынка труда». WP3. ГУ ВШЭ, 2006. № WP3/2006/08.
В работе проводится анализ гендерных различий в заработной плате в России на микроданных Национального обследования бюджета домашних хозяйств (НОБУС). Полученные автором результаты декомпозиции разницы в средних уровнях месячных заработных плат мужчин и женщин по методу Оаксаки — Блайндера подтверждают выводы предыдущих исследований, выполненных на данных РМЭЗ. Во-первых, главным объясняющим фактором наблюдаемой разницы является гендерная асимметрия занятости. Во-вторых, средний уровень накопленного человеческого капитала и отдача на него у женщин в среднем выше, чем у мужчин, что сокращает наблюдаемый разрыв в оплате труда. В-третьих, около половины наблюдаемого разрыва не может быть объяснено в рамках используемой в работе стандартной методологии. Доля необъясненных различий составляет, по расчетам автора, примерно 15—18% от средней заработной платы мужчин и может служить в качестве оценки уровня дискриминации женщин в оплате труда. Проведенный анализ распределения необъясненных различий по различным подгруппам работников указывает на то, что часть необъясненного отставания женщин в заработной плате действительно может быть вызвана дискриминацией. При этом в работе предложены косвенные подтверждения существования «стеклянного потолка» для женщин.
Добавлено: 29 октября 2012
Препринт
Кремер М., Maskin E. S. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2007. No. 01.
Из теории сравнительных преимуществ следует, что с расширением глобальных рынков должно снижаться неравенство доходов в более бедных странах. Однако международные данные о наблюдаемом неравенстве не позволяют сделать однозначных выводов такого рода. В настоящей статье мы предлагаем теорию, которая представляется более согласованной с имеющимися наблюдениями.
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Труевцев К. М. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 06.
  Работа посвящена описанию глобализации как политического процесса. Несмотря на су- ществующие подходы к глобализации с экономических и социально-культурных позиций, в данной работе выбран политический фокус исследования, рассматривающий влияние глоба- лизации на глобальные, региональные и местные политические структуры. В работе делается вывод о том, что наиболее значимым является влияние глобализации на вертикально органи- зованные политические структуры (например, государства и политические партии). Это влия- ние практически неизбежно влечет за собой изменения – либо эволюцию, либо разрушение.
Добавлено: 5 марта 2013
Препринт
Труевцев К. М. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2011. № 05.
Текст препринта посвящен анализу политических событий 2011 г. Главными из них стали волнения в арабских странах, получившие название "арабской весны". Эти события так или иначе отразились на политической жизни подавляющего большинства стран региона?а в ряде из них привели к свержению правящих режимов. В тексте содержится анализ хода, технологии, акторов и предварительных итогов "арабской весны", рассматривается глобалное воздействие этого процесса, а также его последствия для России и других государств СНГ.
Добавлено: 5 марта 2013
Препринт
Шкаратан О. И. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2005. № 01.
В течение всего постсоветского периода социальная политика, воплощавшая реальные интересы правящих групп, по крайней мере не препятствовала (а, возможно, и содействовала) торможению создания среднего класса в его предпринимательской части и деквалификации профессионалов — второй значимой составляющей этого класса. Эти средние слои ущемлены в своих социально-экономических правах. Неслучайно, что их доля, численность и общественное значение не соответствуют показателям, выработанным опытом развитых стран мира. Начиная с 2000 г. в государственной политике стала устойчивой тенденция возвращения к советской традиции тесного взаимодействия элиты со слабыми социальными группами в ущерб социальным интересам средних слоев. В результате направленность трансформационных процессов в России привела к устойчивому воспроизведению нормативно-нежелательных (и даже запрещенных) типов поведения представителей средних слоев как единственно возможного способа адаптации к нормативной структуре общества, в которой отсутствуют механизмы защиты их социальных прав. Массовое отклоняющееся поведение приводит к деструктивному характеру воспроизводства этих социальных слоев. Работа основана на материалах представительных опросов (январь 1994 г., ноябрь — декабрь 2002 г.) и глубоких интервью (2003—2004 гг.).
Добавлено: 22 марта 2013
Препринт
Тарасенко А. В. Серия препринтов Европейского университета в Санкт-Петербурге. Препринт М-58/17. издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017
Социальная политика в современной России не зря завоевала эпитеты двойственной и непоследовательной. Для политического курса, инициированного федеральным центром, характерны как реформы неолиберального толка, так и откровенные интервенционизм и патернализм. Маневрируя между противоречивыми сигналами федерального правительства, региональные власти в своей деятельности склоняются либо к одному, либо к другому спектру основополагающих принципов социальной политики. Несмотря на такие общие негативные стимулы, как шаткое положение некоммерческого сектора и давление на него, неэффективная деятельность бюрократии, отсутствие политической конкуренции и экономический кризис, некоторые регионы в большей степени склонны к реализации неолиберальных мер в системе предоставления социальных услуг. В качестве основного показателя в настоящей работе рассматривается признание негосударственных поставщиков социальных услуг в качестве официальных и включение их в реестр. Региональные вариации в диверсификации сферы предоставления социальных услуг в едином общероссийском контексте являются своего рода экспериментальной площадкой для проверки гипотез о причинах разнообразия. В работе описаны теоретические подходы, описывающие и объясняющие реформирование социальной политики в России, а также выдвинуты гипотезы о влиянии политических, социально-экономических и административных факторов на результаты реформирования сферы предоставления социальных услуг бездомным, инвалидам, сиротам, пожилым и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Качественный анализ собранных данных и статистические тесты были выполнены для характеристики региональных различий и тестирования выдвинутых гипотез.
Добавлено: 5 декабря 2017