• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 72 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Strelnikova A. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2018. No. WP BRP 84/SOC/2018.
Добавлено: 14 декабря 2018
Препринт
Bessudnov A. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 36/SOC/2014.
В работе статистически анализируется связь между профессиональным статусом детей и родителей и социальное неравенство в отдаче на образование. Используются объединенные данные 12 опросов, проводившихся в России с 1991 по 2011 г. Установлено, что существует статистически значимая связь между профессиональным статусом родителей и детей, а также между профессиональным статусом родителей и заработной платой детей, даже после контроля по образованию детей. Сила этой связи не меняется в зависимости от года проведения опроса и мало зависит от уровня образования детей. Анализ данных подтверждает вывод об увеличении денежной отдачи на высшее образование в России 1990-е гг. Одновременно показано, что отдача на образование с точки зрения профессионального статуса в 2000-е гг. начала снижаться. Это связано с ростом доли людей с высшим образованием в последние два десятилетия при небольших изменениях в профессиональной структуре населения
Добавлено: 14 марта 2014
Препринт
Swader C. S., Kosals L. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2013. No. 17.
Добавлено: 4 апреля 2013
Препринт
Aleskerov F. T., Boriskova A. M., Pislyakov V. et al. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2016
Проведен анализ рейтингов журналов на основе пяти наиболее часто используемых библиометрических показателей (импакт-фактора, индексов SNIP и SJR, индекса Хирша и индекса влияния). Показано, что, несмотря на высокую корреляцию, отдельные ранжирования, основанных на первичных индикаторах, не идентичны. Поэтому предлагается новый подход к ранжированию научных журналов на основе обобщения единичных библиометрических показателей с использованием нескольких процедур агрегирования. В частности, используется процедура порогового агрегирования, которая позволяет снизить возможности для манипуляций.
Добавлено: 19 февраля 2016
Препринт
Pavlyutkin I., Yudin G. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 49/SOC/2014 .
В данной работе мы предлагаем теоретический подход к феномену долга, основываясь на различениях, введённых классиками экономической антропологии. Используя оппозицию между логикой дара и логикой рынка, мы описываем моральное напряжение, которое сопровождает отношения долга и вызывает их к жизни. В то же время, долг не сводится ни к одному из этих противоположных принципов, а представляет собой их комбинацию, которая в условиях моральной неопределённости выступает посредником между ними. На основании данных, собранных в ходе этнографического исследования российском малом городе, рассматривается, каким образом беспроцентный долг функционирует в рамках взаимодействий в местных магазинах и как он структурирует обыденную жизнь покупателей, продавцов и предпринимателей в местном сообществе. Мы показываем, каким образом выбор фрейма для каждодневных покупок превращается в проблему и как для решения этой проблемы привлекаются долговые книги. Долговые книги предстают специальной графической технологией, деструктивным устройством, которое приостанавливает выбор фрейма и тем самым нарушает функционирование как процесса маркетизации, так и механизмов взаимопомощи в сообществе. В результате возникает атмосфера неоднозначности, где долги становятся для членов сообщества предметом стратегической манипуляции, которая требует хороших навыков ведения переговоров и привлечения моральных аргументов. Несмотря на то, что процессы маркетизации и экономизации в значительной степени определяют конкретные формы, которые принимает долговая экономика, в действительности на способна сочетать в себе самые разные моральные режимы.
Добавлено: 25 августа 2014
Препринт
Mersiyanova I. V., Ivanova N., Korneeva I. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2014. No. 53/SOC/2014.
Добавлено: 23 октября 2014
Препринт
Sokolov B. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2019. No. 86.
Добавлено: 15 июля 2019
Препринт
Tatarko A., Schmidt P. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2012. No. 07/SOC/2012.
The objective of this research was to assess the mechanism through which the individual level components of social capital, that is, individuals‘ levels of trust, tolerance and civic identity affect their economic behavior. The sample of the study included 634 respondents aged 20 to 59. A structural equation model relating social capital with economic attitudes was specified and tested controlling for age, gender and education. We found that higher levels of individual social capital were associated with adverse monetary attitudes. Attitudes toward money as a means of influence and protection and the desire to accumulate it reflect a personal sense of dependency on money and lead to constant concern about it. A greater social capital, by providing social support that serves as an alternative source of security, influence, and protection, may reduce this dependence on money. An important finding of our research has been that the component of social capital that correlated most frequently and strongly with monetary attitudes, was civic identity. Generally, based on our findings we propose that the negative association between monetary attitudes and individual level social capital suggests that, when social capital decreases, people try to compensate by accumulating financial capital.
Добавлено: 28 августа 2012
Препринт
Vólchenko O., Shirokanova A. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2017. No. 76.
Генерализованное доверие - это связанный с информацией и риском ресурс, обеспечивающий коммуникацию в современном обществе. Каналы массмедиа могут уменьшать или увеличивать генерализованное доверие, но эти эффекты зависят от социального контекста. Цель данной работы - определить, как различные типы медиапотребления связаны с генерализованным доверием в демократических и недемократических режимах. В современных обществах генерализованное доверие и массмедиа служат механизмами преодоления информационной неопределенности. Мы выдвигаем и проверяем гипотезы о том, как связь между новостным медиапотреблением и социальным доверием различается в демократических и недемократических странах. Используя многоуровневое регрессионное моделирование на национально репрезентативных данных Всемирного исследования ценностей, охватывающих более 75 тысяч респондентов в 53 странах мира (2011-2014 гг.), и на международных индексах демократии, мы оцениваем эффекты взаимодействия регулярного потребления телевизионных и интернет-новостей и генерализованного доверия в демократических и недемократических странах. Результаты показывают, что регулярное потребление телевизионных новостей связано с более низким доверием незнакомым людям независимо от политического режима, однако потребление интернет-новостей связано с дополнительным снижением доверия незнакомцам в недемократических странах. Обсуждается, в чем эти результаты противоречат аргументу о соединяющем эффекте интернета в недемократических странах и подтверждают гипотезу о телевизионном эффекте "подлого мира" независимо от политического режима.
Добавлено: 20 октября 2017
Препринт
Kotelnikova Z. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2013. No. 22.
Добавлено: 16 сентября 2013
Препринт
Vadim Voskresenskiy, Musabirov I., Alexandrov D. A. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2017
Данная работа изучает онлайн-коммуникацию жителей многоквартирных домов в социальной сети "VK". При помощи алгоритма тематического моделирования LDA, были проанализированы посты, собранные из онлайн-групп, относящихся к многоквартирным домам Санкт-Петербурга. Основной задачей работы было сравнение коммуникации в открытых группах и группах с ограниченным доступом. Также было проанализировано пересечение по участникам между локальными группами и общегородскими движениями. Исследование показывает, что внутри социальной сети наблюдается функциональная дифференциация между исследуемыми группами; отличаются паттерны коммуникации внутри групп, а также характеристики участников. Группы с ограниченным доступом играют важную роль в формировании соседских сообществ доверия, и, предположительно, позволяют лучше социализироваться людям, заселяющимся в новый дом. Открытые же группы играют роль публичных форумов, которые используются соседями для кооперации и привлечения внимания более широкой аудитории к проблемам конкретного сообщества. 
Добавлено: 20 октября 2017
Препринт
Zelikova Y. A. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2013. No. 21.
Данная статья направлена на поиск и изучение факторов, влияющих на субъективное благополучие людей, старше 60-ти лет. Исследование основано на результатах 5-й волны опроса проекта World Value Survey.  В ходе исследования, уровень субъективного благополучия пожилых людей изучался как на индивидуальном уровне, так и на уровне стран. Результаты исследования показывают, что наиболее важными факторами, определяющими уровень субъективного благополучия пожилых людей, являются субъективное положительное восприятие своего здоровья, субъективная удовлетворенность своим финансовым положением, и  уверенность человека в том, что он сам может управлять событиями своей жизнью. Кроме этого, важную роль для высокой оценки субъективного благополучия является способность и возможность пожилых людей устанавливать и поддерживать  хорошие отношения с другими людьми, в первую очередь с членами семьи и друзьями, способность инвестировать свои ресурсы в позитивные эмоции и в важные для себя отношения. Пожилые люди в пост-коммунистических странах имеют самый низкий уровень  субъективного благополучия. И наоборот, люди старшего поколения из так называемых англо-говорящих стран, таких как США, Канада, Новая Зеландия, Австралия и Великобритания, декларируют самый высокий уровень субъективного благополучия. Эти результаты позволяют предположить, что на субъективное благополучие пожилых людей сильное влияние оказывает уровень модернизации страны, в которой он живут, в том числе, уровень развития демократических институтов, ВВП на душу населения, т.е. уровень экономического развития, уровень свободы  и толерантности в обществе. В современных обществах, пожилой возраст – это время для самореализации, новых видов деятельности и досуга, новых эмоций и новых социальных ролей. Для того чтобы справиться с вызовами, которые влечет за собой старение населения, общество должно понимать потребности пожилых людей и предоставлять возможности для их реализации.  Только в этом случае мы можем говорить о таком понятии, как «успешное старение».
Добавлено: 4 июля 2013
Препринт
Soboleva N. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2021. No. WP BRP 96/SOC/2021.
Добавлено: 12 мая 2021
Препринт
Dokuka S., Valeeva D., Yudkevich M. M. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2015. No. WP BRP 65/SOC/2015.
Эффекты сообучения демонстрируют влияние социальной среды на академические достижения. При этом в большинстве работ среда рассматривается исследователями как результат случайного выбора.Однако выбор социального окружения - это не случайный, а осознанный выбор индивидов. Студенты могут отбирать себе в друзья учащихся со схожим уровнем успеваемости, а также со временем склонны влиять на достижения друг друга. Используя данные о связях дружбы и помощи студентов первого курса, мы показываем, что со временем друзья склонны влиять на индивидуальные достижения студента. При этом студенты склонны обращаться за помощью к учащимся со схожим уровнем академических достижений. Полученные результаты  мы рассматриваем как пример социальной сегрегации студентов по их уровню успеваемости
Добавлено: 10 сентября 2015
Препринт
Zeveleva O. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2015. No. WP BRP 61/SOC/2015.
В статье рассмотрено дискурсивное конструирование репатриации в немецком обществе. Автор использует данные биографического исследования и рассматривает миграционный путь репатриантов и интеграцию репатриантом в немецком обществе. Автор также использует критический дискурс-анализ при рассмотрении  законов, институтов и организаций, с которыми сталкиваются репатрианты. Соединяя биографический метод и критический дискурс-анализ, в статье вводится методологическое понятие, «локальность дискурса», которое обозначает важные для исследуемых репатриантов места. Представлен пример лагеря для беженцев и репатриантов в Германии в качестве одной из «локальностей дискурса». Тем самым, статья развивает методологию изучения миграции, а также представляет результаты эмпирического анализа лагеря для беженцев в Германии и его места в немецком обществе.
Добавлено: 6 марта 2015
Препринт
Kravtsova M., Oshchepkov A. Y., Welzel C. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2018
Добавлено: 10 декабря 2018
Препринт
Rudnev M., Magun V., Schmidt P. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2014. No. 51.
Добавлено: 2 сентября 2014
Препринт
Polukhina E., Strelnikova A., Vanke A. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 77/SOC/2017.
В настоящем исследовании представлено аналитическое описание трансформации идентичности рабочего класса в трех ключевых периодах социально-экономических преобразований: советская эпоха (с 1930-х годов), время экономических перемен (1990-е годы), а также современный период (2000-е годы). Рамка исследования основана на концепции «культурологического анализа классов» (Savage, 2015), включая концепцию П. Бурдье о габитусе и культурном капитале как укорененных  в экономические и социальные отношения (Бурдьё, 1980). В ходе исследования летом 2017 года авторы статьи стали  жителями  района Уралмаш, который был построен в 1920-е годы в городе Екатеринбург для работников Уралмашзавода – одного из главных заводов СССР. На основе собранных эмпирических материалов (15 в интервью с рабочими Уралмашзавода, проживающих в районе Уралмаш, 8 экспертных интервью и  полевых наблюдений), авторы обнаружили 3 формы идентичности заводского  работника (рабочего класса). Эти формы идентичности рабочего класса соотносятся с 3-мя  выделенными историческими периодами. Так, для советского периода свойственна «консистентная» идентичность   рабочих,  когда завод и рабочий дух были центрами их жизни. 1990-е годы отмечены серьезным ухудшением социальных условий рабочих и потерей их самосознания. Как следствие, рабочие ощущали себя как «жертвы» перемен 1990-х годов. В настоящее время «советские» и «постсоветские» практики и ценности объединены. Рабочие описывают себя  как «простые люди». Многие  осознают себя как люди, «живущие в прошлом». Таким образом, прошлое по-прежнему остается их важным ресурсом и единственной универсальной опорой, которая поддерживает их самовосприятие.
Добавлено: 27 ноября 2017
Препринт
Roshchina Y. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2013. No. 20.
The goal of this project is to find out the influence of some economic and social factors on the demand for alcohol in modern Russia. The number of regression models is estimated on the base of "The Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS-HSE)" 1994-2011. There are classic models of demand for alcohol of Becker and Murphy (1988): static, myopic and rational addiction models. We use two-step way of estimation because of two-step consumer decision ("to drink or not to drink" and how much to drink). This way let it possible to find out the factors of every decision separately. The new idea of this research is to use as independent variables not only economic parameters (as prices and incomes of respondent and his\her family members) but some social characteristics such as educational level, gender, age, nationality, optimism level, alcohol use by other family members, and other. The first results have demonstrated that some social factors (education, marital status, alcohol use by other family members) are more important that the economic ones (as price for alcohol).
Добавлено: 13 мая 2013
Препринт
Efendiev A., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 56/SOC/2014 .
Данная работа посвящена анализу трансформаций в жизни сельского населения Белгородской области (Россия) в период с 2000 по 2013 год в контексте активного развития крупных вертикально-интегрированных предприятий – агрохолдингов. Эти преобразования рассматриваются через призму концепта «модернизации»: агрохолдинги приносят продвинутые сельскохозяйственные технологий, профессиональный менеджмент и современные формы организации труда и, таким образом, могут рассматриваться в качестве важного фактора, стимулирующего модернизацию в сельской модернизации Белгородской области. Опираясь на теоретическую концепцию модернизации и на современную литературу о развитии российского села, в нашем анализе мы фокусируемся на следующих аспектах: во-первых, материальное благополучие и уровень жизни сельского населения; во-вторых, индивидуализм и социальные установки сельских жителей; в-третьих, привлекательность для населения частного фермерства. Наконец, мы рассматриваем общее восприятие сельским населением своего будущего (с точки зрения оптимизма / пессимизма). Работа базируется на двух эмпирических исследованиях, проведенных в 2000 и 2013 годах, которые использовали схожие методики для изучения одних и тех же 15 сел Белгородской области. Вероятно, одна из самых интересных эмпирических находок состоит в том, что, несмотря на быстрый рост материального благосостояния сельского населения в последние годы, пессимистические ожидания оказались не менее распространены в 2013 году, чем в 2000. Это свидетельствует о сложном характере преобразований сельской жизни в Белгородской области
Добавлено: 15 декабря 2014
Препринт
Rudnev M. Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2013. No. WP BRP 13/SOC/2013.
Данная работа подвергает сомнению широко распространенное допущение о том, что базовые жизненные ценности остаются устойчивыми в течение жизни индивида. Автор рассматривает изменения в индивидуальных ценностях изучая ценности внутриевропейских мигрантов, которые могли измениться после переезда в новую страну. С использованием кросс-секционных данных Европейского социального исследования, оцениваются относительный вклад на индивидуальные ценности мигрантов страны рождения и страны проживания мигрантов, а также ценностей, распространенных в этих странах. Ценности измерялись с помощью портретного опросника Ш.Шварца, кроме того, использовался параметр Самовыражения Р. Инглхарта. В качестве техники анализа применялась многоуровневая регрессия с перекрестной классификацией. Результаты продемонстрировали значимость как страны рождения, так и страны проживания мигрантов на их ценности, а также значимость влияния ценностей, распространенных в стране рождения и проживания. Вклад страны проживания в ценности мигрантов неожиданно оказался более весом, чем вклад страны их рождения. Более того, ценности распространенные в стране проживания тоже имеют больший вклад в ценности мигрантов, чем те ценности, которые распространены в стране их рождения. Различные проверки показали устойчивость результатов. Полученные выводы указывают на то, что ценности лишь в небольшой степени фиксируются во время формативного периода и продолжают меняться с изменением окружающего общества в течение жизни человека.
Добавлено: 22 марта 2013