• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 76 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Репина Л. П. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2008. № 06.
Работа посвящена анализу радикальных трансформаций, которые произошли в теоретических основаниях, методологии и концептуальном аппарате исторической науки на рубеже XXI века. Изменения исследовательских стратегий новейшей историографии рассматриваются как результат плодотворного междисциплинарного взаимодействия в общем пространстве социогуманитарного знания. Автор оценивает познавательный потенциал новых теоретических моделей, стремящихся восстановить целостность исторического видения прошлого.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Соколов П. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2009. № WP6/2009/06.
Работа представляет собой попытку исследовать сценарии и формы рецепции иудейской культуры толкования в христианской экзегетической литературе позднего Средневековья. На материале «Книги о притчах» – анонимного латинского трактата начала XIII в. – рассматриваются способы включения чуждых латиноязычной экзегезе способов толкования Писания (галахическая экзегеза Моисея Маймонида) в традиционную иерархию экзегетических методов (четырехчастное и трехчастное толкование). Автор трактата усматривает аналогию между галахической экзегезой Маймонида и традиционной христианской аллегорезой. Основанием аналогии выступает формальное тождество структуры ветхозаветного законодательства и устройства фигурального языка Писания: как в законодательстве частное предписание отсылает к общей норме, так в иносказании конкретный образ отсылает к трансцендентному принципу. Навязывая практической жизни логику функционирования метафорического языка, автор «Книги о притчах» приводит к согласию иудейскую культуру интерпретации и традиционную христианскую герменевтику.
Добавлено: 1 октября 2013
Препринт
Полетаев А. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2008. № 07.
Первая часть статьи посвящена методическим проблемам российской статистики науки; во второй части анализируются изменения в численности исследователей в общественных и гуманитарных науках; в третьей части рассматриваются финансовые показатели. Согласно полученным оценкам, за последние десять лет как численность исследователей, так и уровень финансирования в общественных и гуманитарных науках в целом существенно выросли. Увеличение числа исследователей шло в первую очередь за счет сектора высшего образования, однако изменения в структуре занятости не сопровождались соответствующими изменениями в секторальной структуре финансирования этих областей науки.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Левинсон К. А. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2011. № 05.

В статье показано, как стенография, наиболее интенсивное развитие которой пришлось на XIX – первую половину ХХ в., утвердила за собой на сравнительно долгий срок статус не только учебной, но и исследовательской дисциплины в различных институциональных и регионально-культурных контекстах. Связано это было с тем, что – особенно в Германии – разработка новых стенографических систем происходила в обстановке интенсивных научных поисков, направленных на рационализацию письменности в целом. Системно-теоретическая и преподавательская деятельность велась как в существовавших учебных заведениях, так и в специально созданных стенографических институтах, а также на курсах при стенографических обществах.

Добавлено: 25 декабря 2012
Препринт
Соколов П. В., Иванова Ю. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2009. № 08.
Статья представляет собой опыт обобщения и классификации основных направлений и жанровых форм итальянской исторической и политической литературы XVI столетия (Чинквеченто). В корпусе исторических и политических сочинений этого периода автор выделяет: прагматически ориентированные историко-политические сочинения, созданные под влиянием идей Макьявелли и в полемике с ними; трактаты, наследующие схоластической политической культуре; монументальные труды деятелей Контрреформации; сочинения, продолжающие традиции гуманистической историографии Кватроченто и создаваемые в русле традиционной этико-риторической парадигмы; обширный корпус эрудитской, «антикварной» исторической литературы; образцы популярных дидактических жанров (concetti, биографии и т.п). Совокупность жанров исторической литературы Чинквеченто рассматривается как система способов и форм конвертации знания о прошлом в инструмент ориентации в социальной жизни и средство аргументации при изложении политических воззрений.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Каменский А. Б. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2007. № 04.
В работе рассматриваются состояние историографии и ряд методологических проблем, с которыми сталкивается исследователь, изучающий языки самоописания империи, в частности, формирование категорий подданства и патриотизма в начальный период существования Российской империи. По мнению автора, основные проблемы связаны со слабой проработанностью ключевых понятий, которыми оперирует большинство исследователей, а также отсутствием попыток синтеза различных исследовательских стратегий.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Гельвих А. В., Дмитриев А. Н. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2016
В настоящей работе предпринимается попытка анализа места и значения категорий персональности (личность, индивидуум, субъект) и противопоставленных категорий (коллектив, общество, класс) в полемике между ключевыми представителями российских социалистических партий начала XX в. Особое внимание уделяется стратегиям аргументации (этической, философской и общественнонаучной), которые использовали народнические и социал-демократические авторы.
Добавлено: 11 декабря 2015
Препринт
Полетаев А. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2008. № 05.
В статье анализируются тематика и уровень исследований российских экономистов в 1890–1990 гг., а также история рецепции отдельных работ этого периода в западных странах и влиявших на этот процесс факторов. В заключительной части статьи приводятся оценки, характеризующие масштабы присутствия современных российских авторов в мировой экономической периодике (на основе базы журнальных публикаций Web of Knowledge компании Thomson Scientific).
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Осминская Н. А. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2012. № 04.
В статье осуществлена реконструкция модели всеобщей науки в ранней философии Г.В. Лейбница, выявлена ее взаимосвязь с его поисками универсального метода познания (ком- бинаторики), а также проведен анализ предпринятых им попыток построения генетической классификации наук с опорой на выявление абсолютно достоверных первичных понятий.
Добавлено: 21 февраля 2013
Препринт
Вишленкова Е. А., Галиуллина Р. Х. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2011. № 01.

В данной статье реконструирована история университетской автономии в России первой половины XIX века — времени становления отечественного университетского образования. Исследование основывается на опубликованных эго-документах и делопроизводственной документации, извлеченной из фонда министерства народного просвещения Российского государственного исторического архива, фонда Казанского университета Национального архива Республики Татарстан и Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета, фонда Московского университета Центрального исторического архива города Москвы. Собранный комплекс источников позволил выявить три сменившие друг друга формы адаптации западной университетской идеи: 1) внешнее воспроизведение норм корпоративной самоорганизации в 1800–1810-е годы; 2) диктатура правительственных попечителей, добивавшихся соединения в университетах религиозного воспитания с научным образованием (середина 1810–1820-х годов); 3) создание модели «русского университета» как государственного учреждения с отчужденным от академической жизни бюрократическим аппаратом управления (1830–1850-е годы).

Добавлено: 25 декабря 2012
Препринт
Руткевич А. М. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2006. № 03.
Историк изучает прошлое, но это не является прерогативой историографии: все социальные науки имеют дело со своим собственным прошлым, истории рассказываются писателями, богословами, идеологами и т.п. Для определения специфического прошлого исторической науки необходимо понять особенности этой науки, а это вынуждает обратиться к эпистемологии. В данной статье конструктивистский взгляд на историческое знание противопоставляется тому, что получило сегодня распространение под именем «презентизма».
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Руткевич А. М. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2004. № 06.
Практически в любой работе об “исторической памяти” мы находим ссылки на произведения З. Фрейда — этим обосновывается в том числе междисциплинарный ха рактер этих сочинений. Действительно, в ранний период своей деятельности Фрейд часто употреблял понятие “травма”, писал о сохранении травматического опыта в коллективной памяти. Развитие психоанализа привело к отказу от этих идей, поскольку они предполагают ламаркистское учение о наследуемости благоприобретенных признаков, давно отвергнутое биологами. Историки берут из психоанализа то, что давно устарело, не сопоставляя эти спорные гипотезы с тем, что пишут психологи других школ. Действительным источником доктрины “исторической памяти” является учение об “эмансипативном познавательном интересе”, выдвинутое Ю. Хабермасом и К.О. Апелем в конце 1960х гг. Это учение имело и имеет не столько научное, сколько иде ологическое содержание (революционные устремления левых интеллектуалов, жела ющих “исцелить” человечество).
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Руткевич А. М. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2003. № 03.
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Фрумкина Р.М. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2004. № 04.
Психолингвистика рассматривается на фоне смены парадигмы в лингвистике за последние пятьдесят лет. Дефицит эпистемологической рефлексии в лингвистике существенно затрудняет оценку статуса сосуществующих подходов к изучению языка и речи. Предлагается рассматривать психолингвистику не как отдельное направление в лингвистике, а как совокупность исследовательских программ, разнородных по целям, теоретическим предпосылкам и методам.
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Юревич А. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2007. № 03.
Автор подвергает критике сложившуюся в марксизме традицию объяснять социальные революции лишь политическими и экономическими причинами. По его мнению, необходимы комплексные объяснения революций, в которых существенное внимание уделялось бы и социально-психологическим факторам. В статье рассматриваются социально-психологические факторы революций, различные подходы к их изучению, возможность революций в современном мире вообще и в нашей стране в частности.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Савельева И. М., Полетаев А. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2009. № 02.
В статье анализируются все публикации российских исследователей в зарубежных научных журналах по четырем социальным и гуманитарным наукам (экономика, социология, история и философия), включенным в базу данных Web of Science в 1993– 2008 гг. Наряду с количественными показателями числа публикаций и числа ссылок исследуются качественные характеристики статей российских авторов – распределение по типам журналов и тематика публикаций. Проводится сопоставительный анализ зарубежных публикаций по четырем дисциплинам, а также изменения в составе публикаций на протяжении рассматриваемого периода.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Самутина Н. В., Запорожец О. Н. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2012. № 06.
В работе анализируются формы нормативного поведения в публичном пространстве. Су- щественный для современных urban studies вопрос о том, как люди производят пространство в повседневном взаимодействии, дополнен в этом локальном социально-антропологическом исследованиивсемкомплексомпараметров, позволяющихпроследитьпроцессыустановления и изменения нормы. Так, в центре внимания оказались режимыуправления парком, массовые практики посетителей, способы и формы их повседневной коммуникации, микропрактики взаимодействия с целью переопределения предназначения конкретных мест, и т.д. Работа завершается введением в проблему типологии посетителя современного публичного парка и позволяет скорректировать ряд представлений о «массовом пользователе» новых московских публичных пространств.
Добавлено: 19 марта 2013
Препринт
Дубин Б. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2003. № 02.
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Самутина Н. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2010. № 05.
В тексте в обзорно-аналитическом ключе представлены дискуссии, ведущиеся в теоретических работах последних трех-пяти лет по поводу происходящих с кинематографом изменений и связи этих изменений с задачами и статусом самой науки о кино, ее методологическими возможностями и ограничениями. В качестве центрального ядра дискуссий выделена проблема меняющегося объекта cinema studies. С помощью наиболее адекватного в каждом случае методологического инструментария в тексте анализируются четыре ключевых, с точки зрения автора, фактора трансформации кино на протяжении последних полутора десятилетий. Это переход кино с аналогового способа передачи изображения на цифровой; диверсификация способов распространения и просмотра фильмов, а также появление новых стратегий зрительского восприятия; кризис нарратива, вызванный развитием новых технологий; и уменьшение влиятельности модели европейского Арт-синема.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Писляков В. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2010. № 01.
Работа посвящена анализу взаимодействия российских ученых с зарубежными коллегами, выражающегося в совместных научных публикациях. Изучается динамика числа статей, написанных отечественными специалистами в международном соавторстве, определяются ведущие страны – партнеры России, исследуются показатели цитируемости совместных публикаций, изучается их отличие от средних показателей для отечественных статей, выделяются наиболее «выгодные» для сотрудничества страны. Помимо совокупного анализа российских публикаций, написанных в международном соавторстве, более детально анализируются три научные области — физика, химия и математика.
Добавлено: 24 марта 2013
Препринт
Самутина Н. В. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2003. № 05.
В работе, методологически принадлежащей к области cultural studies, проблема соотношения понятий “европейское”, “культура” и “прошлое” рассматривается применительно к европейскому кино последних 10—15 лет. Анализу подвергаются несколько кинематографических феноменов, соотносящих себя с концептом “Европа”, конструирующихся через идею культуры и обращающихся к понятию культуры “предметно” в своих задачах, образах, языках. Это модель “Арт-синема”, представляющая собой часть большого европейского “проектакультуры” и задающая “высокие образцы” интеллектуального кино; это европейское кино середины 19900х гг., создавшее идеализирующий дискурс “Прекрасной Европы” путем повышенной эстетизации объектов и сознательной работы со штампами; это общеевропейский кинематограф начала ХХI в., использующий ностальгические повествования “heritage cinema” для репрезентации европейской идентичности и утверждения культуры повседневности. Как показывает исследование, в любом варианте европейского кино понятие “прошлое” неразрывно связывается с понятием “культура” и задействуется для конструирования понятия “современность”.
Добавлено: 23 марта 2013