• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 3 628 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Спиридонова О. И. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2010. № 03.
Влияние форвардной торговли на функционирование спотового рынка – наличие двухэтапного рынка – является предметом продолжающихся дискуссий. Исследования демонстрируют, что введение рынка форвардных контрактов создает неоднозначные стимулы к неконкурентному поведению для участников спотового рынка – проявления рыночной власти снижаются, но поддержание сговора облегчается. Цель данной работы состояла в анализе воздействия структуры двухэтапных рынков на стимулы компаний к поддержанию молчаливого сговора на примере структуры реформированного оптового рынка электроэнергетики в России. Показано, что при определенных предпосылках форвардные торги могут облегчать поддержание молчаливого сговора на спотовом сегменте рынка. В то же время это влияние может быть элиминировано иными характеристиками структуры рынка. В работе также предложен и эмпирически рассчитан показатель, отражающий возможность воздействия форвардных контрактов на поведение продавцов на спотовом рынке.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Полтерович В. М. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2007. № 08.
Данная работа представляет собой текст лекции, прочитанной В.М. Полтеровичем на Летней школе институционального анализа 2007, организованной Государственным университетом — Высшей школой экономики при поддержке Инновационной образовательной программы. Основное внимание автор уделяет вопросам планирования институциональных реформ, рассматривая реформу, прежде всего, как целенаправленное изменение институтов, предполагающее присутствие в экономической системе определенных агентов, которые разрабатывают и реализуют план трансформации. На основе сравнения опыта российских реформ и практики других стран (Китай, Словения и т. д.) рассматриваются возможности реализации двух сценариев создания новых институтов: институты могут быть сконструированы или заимствованы из передовых систем (так называемая трансплантация). Анализируются также такие способы реформирования, как шоковая терапия, использование стратегии промежуточных институтов и др. Таким образом, речь идет о некоторых требованиях, выполнение которых обеспечивает траектории институциональных изменений высокие шансы на успешную реализацию.
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Камаева Ю. А. Гуманитарные исследования. WP6. Высшая школа экономики, 2014. № WP6/2014/06.
Предметом анализа в данной работе выступает современная ситуация в управлении культурными ресурсами в малых исторических городах России на примере двух городов «Золотого кольца» – Ростова Великого и Переславля-Залесского. На основании подходов, сформулированных в работах теоретиков культурного менеджмента (М. Каварацис, Г.Дж. Эшворт, Ф. Котлер, Г. Ричардс и Дж. Вильсон), в работе исследуются трансформации в структуре управления культурными ресурсами, произошедшие в этих городах на протяжении 1990–2000-х годов. Идентификация новых субъектов и стратегий управления культурными ресурсами позволяет сделать выводы об общих тенденциях и специфических чертах развития системы управления культурой в российских исторических городах.
Добавлено: 30 января 2015
Препринт
Гуваков В. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2007. № 03.
Автор рассматривает методологию разработки стратегии проектов на фоне электорального цикла. Стратегии электорального цикла имеют специфику борьбы за «административный» ресурс. В конечном счете смысл стратегии заключается в ответе на вопросы: где границы потенциальных аудиторий кандидата?; каковы послания, на основании которых избиратели могут проголосовать за этого кандидата?; какие события и через какие коммуникационные каналы необходимо подавать?; как рационально использовать имеющиеся ресурсы для реализации системы задач?
Добавлено: 10 марта 2013
Препринт
Мамедли М. О. Научные доклады лаборатории макроэкономического анализа. WP12. Высшая школа экономики, 2011. № WP12/2011/08.
В работе построена макроэкономическая модель для анализа взаимодействия правительства и Центрального банка при большей оперативности монетарных властей в проведении политики. Основной задачей исследования было нахождение совместного воздействия фискальной и монетарной политики на уровень выпуска и инфляции при различных формах взаимодействия, определение наиболее эффективного механизма взаимодействия властей и способов улучшения результатов каждого взаимодействия. Из проведенного анализа следует, что лидерство фискальных властей является оптимальным в сравнении с другими видами взаимодействия. Было также выявлено, каким образом эффективность политик в рассматриваемых взаимодействиях может быть увеличена путем изменения степени консервативности Центрального банка и целевых значений властей по уровню ВВП и инфляции. Полученные результаты могут способствовать повышению эффективности макроэкономической политики в случаях, когда оптимальный вид взаимодействия невозможен.
Добавлено: 9 октября 2012
Препринт
Клименко А. В., Королев В. А., Двинских Д. Ю. и др. Государственное и муниципальное управление. WP8. Высшая школа экономики, 2016. № WP8/2016/02.
Данная публикация подготовлена по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», выполненного Институтом государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2016 г. при организационной поддержке Департамента стратегического развития Министерства экономического развития Российской Федерации (Сабуркина А.А., Гайнулин Д.Г., Миронова А.А.). В рамках исследования проведен углубленный анализ состояния системы стратегического планирования и ее организационно-методического обеспечения, выявлены проблемные зоны на федеральном и региональном уровнях, препятствующие ее реализации на принципах Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», сформулированы предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере стратегического планирования (на основе анализа состояния нормативных правовых актов, опроса регионов и экспертных интервью).
Добавлено: 19 октября 2016
Препринт
Гимпельсон В. Е., Монусова Г. А. Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2009. № 03.
В статье анализируются природа и масштаб межстрановых различий в субъективных ощущениях занятого населения по поводу социальной незащищенности на рынке труда. В качестве ключевого индикатора такой незащищенности используется показатель «страх безработицы», который замеряется с помощью представительных обследований, проведенных в 2005 г. в 24 странах Европы, Азии и Северной Америки. В работе показано, что интенсивность страха сильно варьирует как между странами, так и внутри стран, между отдельными группами населения. Рост безработицы усиливает страх, но этот эффект, как и потенциальные поведенческие реакции, стимулируемые им, заметно различаются между странами. При этом «старые» капиталистические страны ведут себя иначе, чем постсоциалистические, а внутри первых особо выделяются англосаксонские и Скандинавские страны.
Добавлено: 31 марта 2013
Препринт
Шишкин С. В., Сажина С. В., Селезнева Е. В. Государственное и муниципальное управление. WP8. Высшая школа экономики, 2015. № 04.
В работе представлены результаты исследования деятельности страховых медицинских организаций (СМО) после принятия Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. Источником информации являются данные двух анкетных опросов руководителей страховых медицинских организаций, проведенных в 2012 и 2014 г. Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Полученные результаты свидетельствуют об усилении конкуренции между СМО за застрахованных. Значительную часть СМО уже неправомерно считать пассивными посредниками в движении финансовых потоков. Усилилась активность СМО в проведении экспертиз качества медицинской помощи и активизировались попытки влиять на его улучшение. Но влияние СМО на планирование объемов медицинской помощи, на улучшение ее качества остается небольшим. Условия финансирования СМО продолжают оставаться нестабильными, и усиливается роль «ручного управления» финансовыми потоками в системе обязательного медицинского страхования. Введенные механизмы экономического стимулирования более эффективной работы СМО подталкивают их к увеличению объема проверок медицинских организаций, но не к оптимизации затрат на оказание медицинской помощи.
Добавлено: 12 августа 2015
Препринт
Кынев А. В., Зубаревич Н. В., Рогов К. Ю. Доклады "Либеральной миссии". Доклады "Либеральной миссии". Фонд "Либеральная миссия", 2018
Анализируются региональные выборы РФ сентября 2018 г.
Добавлено: 20 декабря 2018
Препринт
Солнцев С. А., Рощин С. Ю., Сидорова А. С. Научные труды Лаборатории исследований рынка труда. WP15. НИУ ВШЭ, 2018. № 1.
Для российского рынка труда характерна ценовая подстройка к шокам (гибкость заработных плат), а не количественная (подстройка за счет занятости). Одним из основных механизмов гибкости зарплат в российской экономике является высокая доля переменной части, что позволяет предприятиям проще реагировать на шоки. На основе данных опросов российских предприятий основных секторов экономики за 2009-2017 гг. были оценены детерминанты вариативности поведения предприятия в использовании переменной части зарплат. Полученные результаты показывают, что более высокая доля переменной части характерна для предприятий, находящихся в хорошем финансовом положении, осуществлявших крупные инвестиции, платящих более высокие зарплаты и имеющих большую численность работников.
Добавлено: 19 сентября 2018
Препринт
Арефьева А. И. Научные доклады лаборатории макроэкономического анализа. WP12. Высшая школа экономики, 2011. No. 04.
The paper examines the influence of the size of a firm on the investor’s choice between foreign direct and foreign portfolio investment. The foreign direct investment (FDI) is more efficient due to stronger control rights of the investor. But foreign portfolio investment (FPI) is more liquid. The size of the firm brings about additional concerns regarding the FPI vs FDI trade-off. First, large firms have an attractive feature: the government has an incentive to support large firms who face bankruptcy in order to avoid the harmful consequences of their failure for the economy. On the other hand, large FDI firms are more vulnerable to expropriation or nationalization, at least in countries with poor protection of property rights and weak democratic institutions. In the model higher degree of support from the government to big firms results in higher investment in FPI relative to FDI for bigger firms. The preliminary empirical evidence based on the World Bank Survey of Productivity and Investment Climate** supports the hypothesis of positive relationship between size of the firm and FPI investment.
Добавлено: 15 марта 2013
Препринт
Ким И. А. Количественный анализ в экономике. WP2. Высшая школа экономики, 2011. № 02.
Описываются причины несопоставимости отечественных и зарубежных данных в области межотраслевого анализа, предлагается процедура преобразования российских данных, частично преодолевающая эту несопоставимость. Процедура основывается на дезагрегировании и перегруппировке данных по хозяйственным отраслям и последующем балансировании полученных преобразованных таблиц. Для контроля точности преобразований используются данные СНС по счету производства в отраслевом разрезе. Полученная в результате преобразования структура промежуточного потребления в РФ, а именно ее разделение на энергетические, материальные затраты и затраты услуг, используется для межстрановых сопоставлений (были использованы данные по 27 странам — участницам проекта EU-KLEMS). Приводятся результаты сопоставлений по каждому виду экономической деятельности. Показано, что для периода 1995–2003 гг. для большинства видов экономической деятельности в РФ структура затрат приближалась к «среднему уровню» для зарубежных стран.
Добавлено: 15 декабря 2012
Препринт
Капелюшников Р. И. «Проблемы рынка труда». WP3. ГУ ВШЭ, 2006. № WP3/2006/04.
В работе расматриваются особенности распределения рабочей силы в переходной экономике России по отраслям, профессиям и уровням образования. Автор показывает, что хотя в дореформенный период в структуре российской занятости произошли кардинальные изменения, во многих отношениях она по-прежднему серьезно отличается от структуры занятости, наблюдаемой в большинства других стран мира - как со зрелой, там и с перезодной рыночной экономикой. Специальный раздел посвящен анализу влияния сдвигов в отраслевой и профессиональной структуре занятости на изменения в ее образовательной структуре. Основной вывод из исследования состоит в том, что примерно с середины 1990-х гг. развитие российского образования приобрело практически полностью автономный характери, никак не связанный с процессами реструктуризации экономики, с ее отраслевой или профессиональной перестройкой.
Добавлено: 29 октября 2012
Препринт
Дементьев А. В., Хакимов Д. Научные доклады лаборатории макроэкономического анализа. WP12. Высшая школа экономики, 2007. № 11.
В работе анализируется структурная политика в вертикально-интегрированной отрасли, в которой рынок конечной продукции открыт для конкуренции. С одной стороны, при определении оптимальной структуры подобной отрасли следует учитывать экономию на издержках, присущую вертикально-интегрированной компании (ВИК) в случае ее неполного разделения. С другой стороны, такая конфигурация отрасли создает стимулы к антиконкурентному поведению со стороны ВИК, что служит аргументом в пользу полного вертикального разделения. На основе разработанной модели частичного равновесия на олигополистическом рынке с ограниченными производственными мощностями проводится сравнение потребительских излишков для различных структурных альтернатив. Мы показываем, что относительный выигрыш благосостояния зависит от природы и интенсивности конкуренции, а также от политики регулирования на рынке конечной продукции.
Добавлено: 14 марта 2013
Препринт
Верников А. В. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2014. № 4.
На базе статистических даных за 2000-2013 гг. сопоставляются макроструктура и институциональные характеристики банковских систем России и Китая.
Добавлено: 17 ноября 2014
Препринт
Верников А. В. Научные доклады Института экономики РАН. Институт экономики РАН, 2014
На базе статистических данных за 2000-2013 сопоставляется макроструктура и институциональные характеристики банковских систем России и Китая. Основная гипотеза состоит в том, что типологически они близки, несмотря на различие масштаба и социально-культурных характеристик двух стран. 
Добавлено: 26 сентября 2014
Препринт
Кравченко А. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2006. № 02.
Проведен анализ III Государственной Думы Российской империи с точки зрения оценки влияния фракций и выявления позиций отдельных депутатов.
Добавлено: 23 марта 2013
Препринт
Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2008. № 03.
Во многих странах структура управления в органах государственной исполнительной власти не всегда обеспечивает оптимальное исполнение принимаемых решений. Одна из целей проводимой в России административной реформы — внедрение элементов корпоративного управления в структуру управления в органах исполнительной власти. Соответственно, возникает вопрос: какие элементы присутствуют в структуре управления органов исполнительной власти на данный момент? Основная цель работы — выделить характеристики, описывающие такие структуры управления трансакциями, как иерархия, корпорация и сеть, и оценить распространенность данных характеристик в органах исполнительной власти России, чтобы выделить преобладающую структуру. Теоретическая часть статьи основывается на инструментарии теории трансакционных издержек, а эмпирический анализ построен на проведенных по заказу Лаборатории институционального анализа ГУ ВШЭ формализованных интервью государственных служащих Минэкономразвития РФ. Проведенное исследование показало, что поведение большинства служащих горизонтальных служб Минэкономразвития демонстрирует наличие характеристик, соответствующих иерархической структуре управления, в то время как в вертикальных службах поведение служащих демонстрирует также наличие элементов сетей и корпорации. Поведение государственных служащих на разных ступенях служебной лестницы демонстрирует характеристики, соответствующие различным структурам управления: на нижнем уровне преобладает корпорация, на среднем уровне — иерархия, а на верхнем уровне – корпорация и сети.
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Петрищев В. С. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2007. № 06.
В данной работе рассматривается и обобщается судебно-арбитражная практика последних восьми лет изменения/расторжения договора вследствие существенного изменения обстоятельств. В работе приведен примерный перечень типичных и нетипичных случаев наступления существенного изменения обстоятельств, а также факты и события, уверенно не признаваемые в качестве существенного изменения обстоятельств. Сравнение российского правоприменения ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации с опытом США и Англии (доктрины commercial impracticability, frustration of purpose, reformation of contracts) и стран континентального права показывает, что если в части расторжения договора Россия идет в русле практики названных стран, то в части изменения договора российская практика контрастирует не только с зарубежным опытом, но и с буквой собственного закона (п. 4 ст. 451 ГК РФ).
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Babetskaia-Kukharchuk O. Количественный анализ в экономике. WP2. Высшая школа экономики, 2005. No. 01.
В зависимости от уровня экономического развития страны, ее институциональная среда будет стремиться к определенному равновесному состоянию. Принятие существующей модели иностранных институтов может помочь стране достичь “лучшего” равновесия. Институциональное развитие стран ЦВЕ в среднем ниже, чем в ЕС15, поэтому Общеевропейское законодательство может рассматриваться как внешний якорь для улучшения институционального и экономического развития. В то же время, принятие норм, установленных развитыми странами, имеет определенные издержки, в частности, снижение конкурентоспособности стран-кандидатов в ЕС. В настоящей работе Общеевропейское законодательство рассматривается как потенциальный институциональный якорь для стран с переходной экономикой, а также обсуждаются недостатки данной стратегии.
Добавлено: 1 апреля 2013
Препринт
Борисова Е. И., Пересецкий А. А. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2013. № 4.
В работе предложен новый способ измерения нарушений правил студентами (student cheating), основанный на сравнении результатов студентов по экзаменам, домашним работам и специальной домашней работе. Данные для исследования получены на основе эксперимента со студентами 2-го курса МИЭФ НИУ ВШЭ в 2013 г. В конце курса по статистике, в дополнение к стандартным формам контроля (домашним работам и экзаменам), студенты получили так называемую специальную домашнюю работу, в числе правил которой значился запрет на кооперацию. Исследование предлагает несколько способов измерения кооперации между студентами и показывает связь выявленных таким образом нарушений с рейтингом студентов, их ожиданиями относительно доли соблюдавших правила однокурсников и общими моральными нормами. Кроме того, обнаружены различные паттерны поведения студентов верхней и нижней частей рейтинга, а также контекст российской высшей школы, сказывающийся на поведении студентов.
Добавлено: 24 февраля 2014