• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 267 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Нисневич Ю. А. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2009. № 02.
В работе представлен политико-правовой анализ прошедших в России парламентских (2007 г.) и президентских (2008 г.) выборов, позволивший выявить характер и степень влияния на результаты этих выборов политической коррупции в соотношении с действительным волеизъявлением граждан. Показано, что парламентские выборы 2007 г., проведенные по сценарию «референдум о поддержке Путина», стали триумфом политической коррупции, которая одержала убедительную победу над свободным волеизъявлением граждан. Президентские выборы 2008 г., проведенные по сценарию операции «преемник», также стали актом политической коррупции в масштабах всей страны, результат которого был предопределен заранее и не зависел от волеизъявления граждан.
Добавлено: 14 июля 2014
Препринт
Гаспарян О. Т. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2013
В настоящее время довольно остро встает проблема центробежных и центростремитель- ных сил в системе взаимоотношения «центр – регион». Это связано с тем, что ряд государств (не толькофедеративных, ноиунитарных) всебольше стремитсякдецентрализованномууправ- лению. Политическая децентрализация может оказывать непосредственное влияние на орга- низациювластив государстве, а также способствоватьпоявлениюсильных региональныхпар- тий, которые будут проводить более эффективнуюполитику в отношении проблемконкретно- го региона, нежели центральное правительство. Такое положение вещей может приводить к потере центральной властью своей легитимности.  Данная работа ставит своейцельюпроверить гипотезу о том, что в условияхполитической децентрализацииуровень легитимностицентральной властибудет снижаться. Результатыста- тистического анализанапространственно-временнойвыборке, включающей 74 государства за период с 1981 по 2009 г., показали, что исходная гипотеза о воздействии децентрализации на легитимностьцентральнойвластиподтверждается лишьна кластере сильнодецентрализован- ных и федеративных государств. Для большинства унитарных государств гипотеза о взаимо- связи децентрализации и легитимности не нашла своего подтверждения.  Несмотрянанекоторуюнеоднородностьполученныхрезультатов, мыможемотметить, что в условиях доминирования центробежных сил во взаимоотношениях «центр – регион» допу- стимо говорить о возможном начале смены модели легитимности: от центрального к регио- нальному уровню власти
Добавлено: 1 октября 2013
Препринт
Алескеров Ф. Т., Бородин А. Д., Каспэ С. И. и др. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2005. № 02.
В данной работе индекс поляризованности используется для анализа динамики структуры электоральных предпочтений российских избирателей в период с 1993 по 2003 г. Индекс рассчитывается с использованием результатов выборов в Государственную думу Российской Федерации и экспертных оценок позиций партий на трех различных политических осях. Расчет индекса производится по итогам выборов в целом, а также по итогам голосования в каждом субъекте Федерации отдельно. Результаты анализа могут быть интерпретированы как свидетельство в пользу возрастающей актуальности “темы нации” при принятии электоральных решений, а также в пользу значимой роли административного ресурса в ряде субъектов Федерации. Отдельно рассматривается динамика индекса поляризованности, рассчитанного для десяти “электоральноемких” субъектов Федерации, результаты голосования в которых обычно определяют общий исход выборов. Электорат в этих областях является менее поляризованным и более чувствительным к эффектам групповой солидарности.
Добавлено: 22 марта 2013
Препринт
Kailitz S., Umland A. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2010. No. 02.
First, we demonstrate that structural explanations based on socio-economic factors are insufficient to account for authoritarian regression in two of collapsology’s “crucial cases” – inter-war Germany and post-communist Russia. Instead, (a) a dearth of pro-democratic actors on the elite, intermediary as well as population levels, and (b) a misconstrued form of government allowing the head of state to rule without parliament in combination with the election of a restorationist president, are identified as a configuration constituting a sufficient cause for a country to experience authoritarian regression. Second, we speculate about when an electoral autocracy gets in danger to transform into a fascist ideocracy. Like in Weimar Germany, we can find in today’s Russia fascist actors and widespread nationalism among the population. In current Russia, in distinction to inter-war Germany, however, the party system is manipulated and the third sector underdeveloped. The continuing political presence of a strongly authoritarian, yet non-fascist “national leader” Vladimir Putin creates hindrances for the country to become a liberal democracy, but makes it also improbable that the Russian regime will transgress into fascism.
Добавлено: 11 марта 2013
Препринт
Платонов В. В. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2004. № 03.
Индексы представительности парламента появились как один из инструментов анализа избираемых методом пропорционального представительства парламентов, который позволяет оценить степень соответствия результата выборов с идеалом «один избиратель — один голос». Здесь имеется в виду, что при формировании различного рода представительных органов предпочтения всех избирателей должны по возможности учитываться с равным весом, т.е. состав парламента должен как можно более точно отражать структуру предпочтений избирателей, в идеале стремясь к тому, чтобы доля мест в парламенте, полученных каждой партией (блоком, кандидатом), в точности совпала с долей полученных ею голосов.
Добавлено: 22 марта 2013
Препринт
Поляков Л. В. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2007. № 05.
Чтобы адекватно описать российский политический процесс в первое десятилетие XXI в., необходимо рассмотреть его в общем контексте российской модернизации, взятой лишь в одном ее аспекте — а именно, политическом. Это контекст включает в себя политическую практику имперской России периода «думской монархии» и весь советский период. Необходимо также дать научную квалификацию политическим процессам 90-х и адекватно описать тип возникшего в середине того десятилетия российского политического режима. Разумеется, в силу специфики жанра доклада это может быть сделано лишь в тезисной форме.
Добавлено: 10 марта 2013
Препринт
Благовещенский Н. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2005. № 07.
Исследуется распределение влияния в Государственной Думе РФ 1—3-го созывов по проблемам топливно-энергетического комплекса. По соответствующим тематике голосованиям оцениваются позиции депутатов и фракций и строятся политические карты. Для фракций рассчитываются индексы влияния с учетом ограничения создания коалиций, обусловленного пороговым значением индекса согласованности позиций на политической карте, предложенному Ф.Т. Алескеровым.
Добавлено: 22 марта 2013
Препринт
Олейник В. В., Лебедюк В. Н. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Издательский дом ВШЭ, 2013. № 1567.
Рассмотрено распределение влияния между фракциями и группами в Верховной Раде Украины  с 1-го  по 7-й  созывы.  Рассчитаны  значения  индекса  Банцафа  для  простого  и конституционного большинства, а также порядкового α-индекса – обобщения индекса Банцафа, в котором учитываются предпочтения фракций и групп по созданию коалиций. Показано, что влияние фракции или группы, измеренное с помощью индекса Банцафа, может значительно отличаться от доли ее мест в парламенте, а также, что при оценке влияния с помощью α-индекса, учитывающего предпочтения, фракции и группы увеличивают свое влияние, занимая центристские позиции, и уменьшают его, занимая радикальные позиции. Приведены краткие сведения об истории современного украинского парламентаризма, об избирательной системе, структуре Верховной Рады Украины и основных политических событиях на Украине за период с 1990 по 2012 г .
Добавлено: 19 ноября 2014
Препринт
Алескеров Ф. Т., Кравченко А. С. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2005. № 03.
Добавлено: 22 марта 2013
Препринт
Нисневич Ю. А. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2015
События начала 90-х годов ХХ в., в ходе которых произошел крах советского (коммунистического) режима, распад СССР и образование нового государства – Российской Федерации, или постсоветской России, носили революционный характер. Действительно, в полном соответствии с современной теорией революции эти события были направлены не только на пре- образование политических и государственных институтов, но и на новое обоснование политической власти в обществе в результате изменений его социальной структуры и смены правящей элиты, а точнее правящей социальной группы или слоя. Для того чтобы оценить результаты революции, необходимо, в том числе, определить, что представлял собой правящий слой, на смену которого революция была направлена, и произошла ли реальная смена этого слоя. Результаты исследования показали, что сегодня постсоветской Россией правит российская номенклатура, которая, хотя и имеет некоторые достаточно существенные отличия от номенклатуры советской, является ее прямой наследницей.
Добавлено: 20 июля 2015
Препринт
Петров Н. В., Титков А. С. Рабочие материалы Карнеги. WP. Фонд Карнеги за международный мир (Московский Центр Карнеги), 2013
Обобщение опыта создания и использования рейтингов демократичности регионов (экспертного и расчетного) в Московском Центре Карнеги в 2000-х - начале 2010-х годов.
Добавлено: 2 декабря 2013
Препринт
Кулькова А. Ю. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2015. № 02.
В работе исследуется взаимосвязь между религиозностью и политическим участием в сов- ременной России, чтобы выявить, какие религиозные предикторы – религиозная аффилиация или степень религиозности – лучше объясняют склонность к политическому участию. Резуль- таты статистического анализа, проведенного на данных Европейского социального исследова- ния, интерпретируются с помощью материалов глубинных интервью с представителями рос- сийских православных и мусульманских сообществ. Поведенческие измерения религиозности, такие как посещение религиозных мероприятий и совершение молитвы, находятся в устойчи- вой положительной взаимосвязи со склонностью к политическому участию, в то время как межконфессиональные различия неустойчивы и характерны только для 2012 г. В российских религиозных общинах о политике говорят, политическое участие, как правило, поощряется.
Добавлено: 9 июня 2015
Препринт
Балаян А. А. Центр исследований модернизации. Серия препринтов. Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2009. № 7.
Отношения власти и общества всегда являлись достаточно сложным процессом, который приводил к нежелательным последствиям — кризисам, революциям,нестабильности развития, когда активируются специфические социальные группы, которые играют одну из решающих ролей в переходные периоды развития общества. Данная работа посвящена той роли, которую сыграла социальная прослойка интеллектуалов в процессе экономических и политических изменений в трех странах: Франции, Японии и Польши. Эти страны представляют собой модельные регионы, где проявились специфические формы интеракции общества, интеллектуалов и власти.
Добавлено: 7 июля 2013
Препринт
Карандашова С. А., Сироткина Е. В. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2014
Препринт посвящен анализу практик обеспечения победы инкумбентов на губернаторских выборах, вернувшихся в российские регионы в 2012 г. Две прошедшие избирательные кампании (2012 г. и 2013 г.) показали, что административный центр стремится минимизировать риски и ситуации неопределенности. И в итоге при видимости демократичности выборы являются неконкурентными. Победа провластных кандидатов обеспечивается с помощью встроенных институциональных механизмов, таких как назначение временно исполняющих обязанности, право на выдвижения кандидатов только политическими партиями, муниципальный фильтр, а также участие в выборах технических кандидатов и спойлеров.
Добавлено: 22 января 2014
Препринт
Поляков Л. В. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2014
Препринт посвящен анализу трех основных вопросов, которые характеризуют ситуацию вокруг консерватизма в современной России: Действительно сегодня наступило «консервативное время»? И если да, то – почему? Каков алгоритм русской истории и в чем заключается парадокс российского консерватизма? Может ли стать консерватизм идеологическим фундаментом стратегии национального развития? Адекватным ответом на эти вопросы/вызовы явился бы радикальный пересмотр традиционной схемы модернизаторских реформ в России и попытка осуществить социальные инновации на основе собственного социо-культурного контекста, а не путем прямого заимствования извне. Такой подход (который может быть обозначен как подлинная «консервативная модернизация») обеспечивает возможность по-новому построить отношения между населением и государственностью в России с тем, чтобы завершить болезненный процесс нациестроительства в пост-советской России. Институциональным драйвером этого консервативного идеологического сдвига по всей вероятности может стать «Общероссийский народный фронт»
Добавлено: 2 декабря 2014
Препринт
Урнов М. Ю. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2014
В российских политических, аналитических и научных публикациях и выступлениях будущее страны описывается, по преимуществу, в рамках великодержавной парадигмы, т.е. с использованием альтернатив – великая держава versus катастрофа (порой вселенская), великая держава versus failed state, великая держава versus что-то неопределенное (то, о чем не стоит сейчас говорить), или безальтернативного взгляда, сконцентрированного на одной позиции – великая/ведущая держава. Между тем эта парадигма выводит обсуждение перспектив России в сугубо виртуальный мир. Анализ ресурсного потенциала страны свидетельствует о том, что в течение ближайших десятилетий Россия, скорее всего, утратит статус великой державы. Так что реальная альтернатива политического будущего страны значительно прозаичнее и значительно трагичнее, чем «Великая держава versus вселенская катастрофа». Эта альтернатива состоит в выборе между: (наилучший вариант) положением региональной державы, достаточно комфортной для жизни своих граждан и сохраняющейся в нынешних границах, и (наихудший вариант) деградацией и распадом страны. При этом достижение наилучшего варианта или даже приближение к нему – дело очень трудное и требующее решения целого комплекса сложнейших задач, включая прохождение через глубокую и болезненную революцию сознания – отказ от мифологии собственного величия и освоение рационального, критического взгляда на свои возможности. Несмотря на тяжесть выбора между «тьмой горьких истин» реальности и «нас возвышающим обманом» политической мифологии, предпочтение «горьких истин» представляется единственным средством предотвращения наихудшего варианта развития событий.   
Добавлено: 16 января 2015
Препринт
Нисневич Ю. А. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2009. № 01.
Исследование посвящено выявлению системной взаимосвязи таких феноменов, как конкуренция и коррупция. Проведен сопоставительный анализ состояния экономической, политической, информационной свободы и конкуренции и состояния коррупции в большинстве суверенных государств. На основании анализа установлено, что высокий уровень свободы и конкуренции является необходимым, но недостаточным условием для подавления коррупции. Для достижения этой цели необходимо, чтобы государство дополнительно применяло специальные правовые и административные меры против коррупции. Представлен политико-правовой анализ международных принципов и стандартов антикоррупционных мер, установленных Конвенцией ООН против коррупции (2003). Показано, что антикоррупционные меры могут быть эффективными и результативными только в условиях соблюдения и защиты государством прав и свобод его граждан, наличия политической и экономической конкуренции и возможностей свободного поиска, получения и распространения информации на конкурентной основе, прежде всего в сфере массового информирования. При этом практическая реализация мер против коррупции должна начинаться с предоставления прав и свобод гражданам и создания условий для реальной политической конкуренции и информационной свободы.
Добавлено: 14 июля 2014
Препринт
Алескеров Ф. Т., Платонов В. В. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2003. № 05.
Рассмотрены 12 методов пропорционального представительства и 8 показателей, характеризующих диспропорциональность заполнения парламента. Указанные индексы рассчитаны для выборов в парламенты России, Турции, Финляндии и других стран.
Добавлено: 21 марта 2013
Препринт
Ахременко А. С. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2013. № WP14/2013/07.
В работе рассматривается проблема эффективности государственного сектора в регионах России с помощью техник Data Envelopment Analysis (DEA). Основным количественным результатом иссле- дования является набор оценок социальной эффективности государства, рассчитанных для следую- щих сфер: здравоохранение, безопасность личности, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, борьба с бедностью и безработицей. В рамках DEA используются переменные эффекты масштаба; все входы модели являются монетарными (соответствующие расходы бюджета), граница производ- ственных возможностей единая для всего рассматриваемого периода (2008 – 2011 гг.). Рассчитыва- ются как оценки эффективности затрат (input-oriented DEA), так и оценки результативности (outputoriented DEA). Особое внимание уделяется проблеме валидности полученных оценок эффективности. Ее слож- ность обусловлена высокой степенью неоднородности, регионального разнообразия в России. Для снижения эффекта внешних факторов (таких как неоднородность транспортной инфраструктуры и климатических условий) на оценки эффективности государства используется несколько подходов. Среди них регрессионный анализ, метод «метаграницы» и многоступенчатый DEA. Лучшая коррек- ция, однако, получена с помощью сравнительно простого приема: деления монетарных входов моде- ли на индексы бюджетных расходов (ИБР), рассчитываемые Министерством финансов РФ. Индекс специально создан для учета территориальной неоднородности. Отдельно анализируется динамика эффективности в регионах России. Такой анализ возможен благодаря использованию единой границы производственных возможностей для всего массива дан- ных. В качестве первого подхода к расчету обобщенного показателя динамики используется взвешен- ная сумма (веса убывают по мере движения от настоящего в прошлое) первых разностей оценок эф- фективности. Альтернативная методика, разработанная автором специально для решения этой зада- чи, состоит в рассмотрении динамики каждого региона как траектории в двумерном фазовом про- странстве. Измерениями такого пространства являются результативность и эффективность затрат. Нами предлагается формальный инструментарий представления таких траекторий скалярной вели- чиной.
Добавлено: 16 ноября 2013
Препринт
Шкаратан О. И., Крельберг Ю. М., Сергеев Н. и др. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2003. № 06.
В работе изложены результаты исследования, на основе которого разработана и применена методика кластеранализа для выделения реальных социальных слоев в современной России по теоретически обоснованным индикаторам власти, собственности и культурного капитала и методика ранжирования признаков социального статуса путем применения энтропийного анализа факторов воспроизводства социального статуса индивида на материалах представительных опросов 1994 и 2002 гг. Предложена концепту альная схема воспроизводства индивидуального социального статуса представителей реальных социальных слоев и система эмпирических индикаторов для выявления действия институциональных факторов этого воспроизводства. Построена система эмпирических моделей воспроизводства индивидуального социального статуса в разрезе исторических поколений, объясняющих влияние на это воспроизводство институциональных факторов и социальных сетей. Основной вывод: в стране сложился своеобразный тип социальной стратификации в виде переплетения сословной иерархии и элементов классовой дифференциации, устойчиво воспроизводящийся в течение последних лет.
Добавлено: 21 марта 2013
Препринт
Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Высшая школа экономики, 2007. № 02.
Проведенный в ноябре – декабре 2006 г. представительный опрос экономически активного населения продолжает серию обследований, направленных на получение надежных данных о переходе российского общества к новой системе социальной стратификации, характеризующей особый тип социального устройства современной России, который рассматривается нами как прямое продолжение существовавшей в СССР этакратической системы. Предшествующие обследования проводились в 1994 и 2002 гг. по аналогичной схеме выборки и с использованием аналогичных показателей, спектр которых расширялся и уточнялся с учетом меняющейся социальной ситуации и в связи с анализом результатов предыдущих опросов. Таким образом, мы располагаем надежной и довольно емкой информационной базой, позволяющей на основе сравнительного анализа изучить динамику социальной структуры российского общества в постсоциалистический период и исследовать стоящие за этим социальные процессы. За последние 15 лет в России произошли серьезные качественные изменения в характере социального воспроизводства. Они затронули состав и структуру различных социальных групп как на верхних ступенях социальной иерархии, так и на средних и низших. Кроме того, изменилась сама система статусных индикаторов, по которым определяется положение индивида или группы в социальной иерархии. В данной работе мы акцентируем внимание на некоторых значимых данных, раскрывающих особенности социальных реалий постсоветской России и изменения в иерархии социальных групп за 1994-2006 гг.
Добавлено: 8 февраля 2013