• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 14 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Rogonyan G. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2014. No. WP20/2014/02.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать, как и почему метод радикальной интерпретации, предложенный Д. Дэвидсоном, справляется с етми проблемами, которые сформулированы в различных скептических сценариях. В частности, метод радикальной интерпретации лишает картезианский скептицизм (в традиционной и современной версии) его убедительности и статуса философской проблемы как таковой. Используя различие между намеренным и ненамеренным обманом, можно показать, что сценарий глобального скептицизма получает свое разрешение в обоих случаях. В статье также рассмотрена возможность расширения того варианта натурализованной эпистемологии, который предложил У.В.О. Куайн, - прежде всего, за счет введениея социального фактора. В частности, речь идет о необходимых ограничениях, налагаемых коммуникацией на наши гипотезы о знании и заблуждении. Помимо этого, в статье обосновывается необходимость применения умеренного экстернализма (как перцептивного, так и социального) к декартовскому и юмовскому вариантам скептического сценария.
Добавлено: 26 апреля 2014
Препринт
Kumankov A. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2016
Брайан Оренд - один из ведущих теоретиков справедливой войны - известен работой над принципами jus post bellum. Однак он также развивает ещё одну оригинальную концепцию - учение о "минимально справедливом" политическом сообществе. В статье анализируется эта концепция как принципиальный компонент теории справделивой войны Оренда. Оренд использует кантианскую политическую и моральную философию для определения двух ключевых функций государства: защита прав человека и установление порядка. Поскольку права человека обладают универсальным статусом, государство обязано обеспечить защиту прав каждого человека, а не только собственных граждан. Государство, таким образом, отказывается от причинения вреда гражданам других государств, а агрессивные войны запрещаются. Оренд называет государства, следующие этим принципам, "минимально справедливыми". Однако и такие государства могут в определённых ситуациях нарушать принцип невмешательства и вести войны. Принципиальным моментом здесь оказывается возможность воевать ради смены агрессивных правительств и замещения их "минимально справедливыми". Автор приходит к выводу, что эта идея позволяет Оренду расширить список справедливых причин войны, несмотря на то, что изначально Оренд стремится ограничить случаи приенения вооружённой силы.
Добавлено: 16 октября 2015
Препринт
Nosachev P. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2014
Добавлено: 12 апреля 2014
Препринт
Мирская М. Л. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2013. № WP20/2013/03.
В современных исследованиях принято рассматривать автомобильную культуру как совокупность различных практик и институтов. При этом в СССР автомобильная культура развивалась по своей собственной логике, отличной от той, что выявлена в развитых западных странах, хотя со временем автомобиль стал неотъемлемым элементом культуры, несмотря на то, что вплоть до конца существования СССР оставался дефицитным товаром. Существенные особенности и практики советской автомобильности также нашли отражение в советском искусстве, раскрывающем характерные смысловые комплексы и представления об автомобиле и его владельцах.
Добавлено: 3 октября 2013
Препринт
Волынская А. Г. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2013. № WP20/2013/02.
Анализ биографического дискурса в литературе выходит за рамки литературоведческих штудий и позволяет актуализировать широкий круг проблем, относящихся скорее к теории и истории культуры. В представленном исследовании предлагается новый подход к анализу литературного героя. Работа посвящена описанию трех инвариантных моделей репрезентации жизненного пути, каждая из которых связана с определенным типом идентичности персонажа. Прежде всего, модели отличаются друг от друга нарративной и жанровой конструкцией, но вместе с тем каждая из них содержит в себе пространство для проблематизации, связанное, в первую очередь, с текущей историко-культурной ситуацией. Экспликация подобных моделей не только дает импульс для понимания произведения, в котором они реализованы, но и артикулирует проблемное поле, связанное с идентичностью и образом частного человека в культуре.
Добавлено: 3 октября 2013
Препринт
Румянцева М. В. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2014. № WP20/2014/06.
В статье анализируется компенсаторная теория Иоахима Риттера, Германна Люббе и Одо Маркварда, в соответствии с которой для адекватного понимания современной культуры не- обходимо признать ее двойственный характер. С одной стороны, культура модерна непосред- ственно связана с процессами модернизации, ориентированными на отказ от прошлого ради будущего. В отношении повседневности процессы модернизации – в науке, технике и эконо- мике – ведут к стандартизации и рутинизации наших практик, а также к предельной комплекс- ности нашего жизненного мира в связи с разнообразием контекстов, в которые современному человеку необходимо включаться. Согласно компенсаторной теории человеку для выстраива- ния собственной идентичности и ориентации в мире необходимо компенсировать рационали- зацию современности. В статье рассматриваются различные способы и практики такой ком- пенсации, важнейшей из которых является обращение к истоку, к прошлому цивилизации, основанной на отказе от прошлого.
Добавлено: 28 января 2015
Препринт
Бакина Т. В. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2014. № 05.
Исследование посвящено феномену ностальгического кино как особой категории современного кинематографа. В работе предпринимается попытка осмысления основных механизмов конструирования ностальгического переживания и образов, к которым с этой целью апеллирует кино, на примере ряда фильмов 1970-2010-х годов. Особое внимание уделяется тенденции кинематографа к саморефлексии и заинтересованности киноиндустрии своей историей. Ностальгический образ прошлого, репрезентируемый голливудским кино, анализируется в данной работе как особый мифологический конструкт, включающий в себя сложный комплекс различных мотивов, артефактов и образов предшествующих эпох.
Добавлено: 15 октября 2014
Препринт
Талавер А. В. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2013
В работе на материале российского кинематографа последних двадцати лет рассматриваются механизмы коллективной памяти. 
Добавлено: 20 ноября 2013
Препринт
Гончарова Г. Д. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2013
Период раздельного обучения в истории советской школы был недолгим – всего 11 лет, с 1943 по 1954 г. Тем не менее он оставил значимый след не только в работе образовательной системы, но и в культуре. Эта реформа отражала гораздо более общие процессы, прежде всего связанные с пересмотром официального подхода к культурному, идейному и даже политическому наследию дореволюционной эпохи. Жанр советского «школьного кино» сложился именно в период раздельного обучения, когда проблемы образования и его организации стали восприниматься в обществе как имеющие самостоятельное значение и оказались предметом дискуссии. Эти фильмы заложили определенный стилистический и концептуальный фундамент для изображения школы «вообще» в советском кино и литературе. И хотя школа впоследствии изменилась, создатели более поздних произведений так или иначе апеллировали к культурному канону того периода.
Добавлено: 10 января 2014
Препринт
Волынская А. Г. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2014
Представленное исследование посвящено описанию скандала как культурной практики, укорененной в культуре модерна и переживающей ряд трансформаций на пути к постмодерну или постсовременности. В работе предпринимается попытка проследить генеалогию современных форм скандала и эксплицировать механизм функционирования современного скандала с точки зрения культурной теории.
Добавлено: 9 сентября 2014
Препринт
Подшивалова Е. В. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2013. № WP20/2013/04.
В представленном исследовании предлагается новый подход к исследованию дендизма. Работа посвящена анализу феномена дендизма как реакции на изменения социокультурной реальности – переход к обществу модерна, а затем – постмодерна. Для этого в первую очередь рассматриваются социокультурные предпосылки становления дендистской традиции и их влияние на конкретные характеристики феномена. Как масштабное социокультурное явление дендизм транслирует ценности и мировоззрение общества, к которому принадлежит. Таким образом, анализ феномена дендизма может способствовать пониманию глубинных процессов, происходящих в современном обществе.
Добавлено: 3 октября 2013
Препринт
Доброхотов А. Л. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2012. № 01.

Работа посвящена ответу на вопрос, почему разная идейная ориентация членов ГАХН не мешала им видеть в Гёте важнейшего союзника. И искусствоведческий подход Габричевского, и герменевтика истории Шпета, и диалектическая историософия Лосева и неонатурфилософия Зубова сходились в этом отношении в одной точке – в морфологии Гёте. Утверждается, что для теоретиков ГАХНа важна была синтезирующая сила формы, гениально выраженная немецким поэтом-мыслителем: т.е. не «физика» сложения инструментальных средств, а «химия» взаимопроникновения субъективных и объективных целей. Эти две стратегии различались как морфология механизма и морфология организма.

Добавлено: 16 декабря 2012
Препринт
Куренной В. А. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2016
Работа представляет собой введение в философию как осевую для европейской культуры интеллектуальную традицию, обладающую также универсальным антропологическим изме- рением. Введение имеет историко-семантический характер: появление ключевых философских проб лем и вопросов рассмотрено в их исторической последовательности и трансформации. Историко-семантическая типология работы основана на выделении трех основных философ- ских вопросов: 1) классическая философия, центрированная на проблематике бытия; 2) ново- европейская философия, центрированная на проблематике сознания; 3) аналитическая фило- софия, центрированная на проблематике языка. В завершающей части работы выделены основ- ные тематические направления современной философии, рассмотрена проблема взаимоотно- шения философии и политики в современном обществе.  
Добавлено: 26 февраля 2017
Препринт
Сувалко А. С. Философия и исследования культуры. WP20. Высшая школа экономики, 2013. № WP20/2013/05.
При попытке охарактеризовать современное общество социальные теоретики используют понятие «постиндустриальное общество», а также ряд более специальных и конкретных терминов – «экономика знания» (knowledge society, Wissensgesellschaft) или «экономика услуг» (service economy, Dienstleistungsgesellschaft). Центральный тезис настоящей работы заключается в том, что ряд принципиальных особенностей современного общества недостаточно эксплицирован названными теориями, но требует большего внимания к эмоциональной составляющей современного общества, культуры и экономики – современный рынок обнаруживает тенденцию к коммерциализации человеческих чувств. В рамках работы рассматривается теория «общества переживаний» (Erlebnisgesellschaft, experience society) в контексте теории постиндустриального общества, а также имеет место обращение к современным типологиям, которые сегодня приняты в современной психологии и нейрофизиологии. Последняя часть работы посвящена рассмотрению исторических предпосылок формирования «общества переживаний» и изучению проблематики появления сложной эмоциональной культуры, в пространстве которой мыслит себя современный человек.
Добавлено: 3 октября 2013