• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 50 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Kuzminov Y. I., Yudkevich M. M. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2007. No. 01.
In areas of creative activity where the evaluation of efforts and results requires major expenditures, the intrinsic motivation of agents is an important factor of efficiency, whereas stringent monitoring fails to counteract opportunistic behavior. University professors are a case in point. The lack of comprehensive control and detailed regulation of professorial work that traditionally characterizes the university milieu creates an atmosphere of academic freedom that is propitious to intrinsic motivation. Academic freedom lies at the basis of the convention regulating the behavior of university administration and professors. It gives rise to an equilibrium state in which professors engage in both teaching and research, yet this equilibrium is not evolutionary stable in itself: as a rule, it is maintained by academic standards. New conditions of financing that are imposed on both the professoriate and the university administration lead to the destruction of this equilibrium and the emergence of new behavioral patterns at universities. Their characteristics depend both on external conditions (on the education market as a whole) and on internal ones (the university’s policy and the university academic environment).
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Menyashev R., Polishchuk L. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2011. No. 01.
In a number of studies social capital is shown to have substantial positive impact on econo-mic development, institutional performance, and quality of governance. So far no such analyses were available for Russia, and the present paper is intended to fill this gap. We propose a model which differentiates the impact on economic welfare of bridging and bonding forms of social capital. The empirical part of the study is based on 2007 survey data collected in the Geo-Rating project. We establish significant positive relationship between bridging social capital and urban development in Russia. Bonding social capital works in the opposite direction: its impact on development is negative. It is further shown that the transmission mechanism between social capital and economic outcomes is based on municipal governance: bridging social capital improves government accountability, whereas bonding social capital reduces the political costs of malfeasance and thus facilitates the abuse of power.
Добавлено: 29 ноября 2012
Препринт
Yudkevich M. M. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2005. No. 05.
Рассматривается модель неполного контракта между преподавателем и университетом. С ее помощью анализируется влияние распределения прав на принятие решений в университете на стимулы преподавателей инвестировать в собственный человеческий капитал, а также на стимулы университета к инвестициям в преподавательский состав. Показывается, что вторичная занятость преподавателей вне университета создает положительные стимулы к инвестициям в человеческий капитал. Выводятся условия, при которых возникает проблема неблагоприятного отбора среди преподавателей, а также делаются выводы относительно оптимальной политики найма и построения трудовых контрактов.
Добавлено: 15 марта 2013
Препринт
Polishchuk L., Syunyaev G. R. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2011. No. 04.
We propose a theoretical model and provide empirical evidence that show that rotation of ruling elites could improve property rights protection, and that such association holds for nondemocratic political regimes when it is based on elites’ concerns about security of their own property rights in the event they lose power. Such incentives provide a solution to credible commitment problem in maintaining secured property rights when institutional restrictions on expropriation are weak or absent. It is further shown that the strength of such immediate incentives to maintain secured property rights depends positively on the size of elites’ market assets. These conclusions are confirmed empirically by using a panel of 58 developed and developing nations for the period from 1975 through 2005.
Добавлено: 29 ноября 2012
Препринт
Yudkevich M. M., Kozmina Y. Y., Sivak E. V. et al. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2013
This paper is a Russian report about the research in the framework of the international project "the Changing academic profession". It is an impressive one-of-a-kind research endeavor that examines the academic profession across 20 countries, including Russia. It collected knowledge and data about systems of higher education, functions, productivity and attitudes of the academics in a comparative perspective. This report describes how the CAP questionnaire was adjusted to the Russian higher education system, how the sampling of Russian academia was drawn, and how the survey was administered in Russia. It also provides tables of means on each of the sections of the survey and reports on the limitations of the Russian survey. The survey data provides important information for future country-specific research and for international comparisons.
Добавлено: 20 февраля 2014
Препринт
Balsevich A. A., Podkolzina E. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2011. No. 05.

One of the measures implemented as a part of administrative reform in Russia was the introduction of administrative procedures — special rules for providing government services that specify the process, the timing, the sanctions, etc, which can be used by bureaucrats for coordinating their activities, and by their principals (higher ranking bureaucrats and citizens) to control their agents. The main idea behind the administrative procedures was to increase the transparency of bureaucracies that provide government services, to simplify the control over bureaucrats, to prevent corruption, and, consequently, to increase the quality of government services. But after a few years since the introduction of administrative procedures we still face the problem of low accountability of bureaucrats. Thus, the main goal of the paper is to show whether administrative procedures can solve the problem of bureaucrats’ opportunism, and if they can, what are the key determinants of their effectiveness. To answer the question we provide two simple models of interaction between bureaucrats and citizens, and bureaucrats of different ranks, and describe the links between the models, to show how the introduction of administrative procedures influences the outcome of the interaction between the agents. We also define the set of parameters that can make administrative procedures a real means of control over bureaucrats and thus lead to better quality of government services.

Добавлено: 29 ноября 2012
Препринт
Юдкевич М. М., Козьмина Я.Я., Сивак Е. В. и др. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2013
В данной работе представлены описание методологии и результаты опроса преподавателей в российской сфере высшего образования.
Добавлено: 19 декабря 2013
Препринт
Борисова Е. И., Полищук Л. И., Суворов А. Д. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2013. № 3.
Анализируются внутренние стимулы соблюдения студентами правил академической этики. Предлагается теоретическая модель, из анализа которой следует, что внутренняя мотивация студентов соблюдать либо нарушать установленные в вузе правила зависит от норм студентов, их ожиданий относительно того, насколько повсеместно нарушаются либо соблюдаются правила в студенческом коллективе, а также от способностей студентов и их успехов в учебе. Представленный эмпирический анализ подтверждает выводы теории; кроме того, дает представление о силе влияния названных факторов и побудительных мотивах, лежащих в основе соблюдения и нарушения правил. Информационной базой исследования стал эксперимент по проведению в НИУ ВШЭ и РЭШ экзаменов по ряду курсов в формате «take home».
Добавлено: 31 января 2014
Препринт
Борисова Е. И., Полищук Л. И. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2008. № 02.
Некоммерческие организации (НКО) отличаются от частных фирм отсутствием собственников и условием нераспределения прибыли. Данная особенность лишает НКО естественного критерия эффективности, вытекающего из цели таких организаций, и значительно осложняет анализ эффективности НКО. В работе анализируются известные из литературы подходы к измерению эффективности НКО и предлагается использовать в решении этой задачи метод аппроксимации границы производственных возможностей. Анализируются условия и порядок применения предлагаемого метода, обсуждаются возможности его использования в оценке деятельности некоммерческих ассоциаций, включая товарищества собственников жилья.
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Прахов И. А. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2013. № 1.
Несмотря на введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), основные формы дополнительной подготовки к поступлению в вуз – занятия на подготовительных курсах и с репетиторами, – возникшие задолго до появления ЕГЭ, не утратили своей популярности. Введение ЕГЭ унифицировало систему требований к поступающим: в большинстве случаев отбор абитуриентов ведется только на основе набранных баллов ЕГЭ. Как следствие, издержки, связанные с подготовкой к поступлению и поступлением в вуз, должны снизиться. Это касается и инвестиций в дополнительную подготовку, ведь формально в условиях ЕГЭ подготовка при вузе в большинстве случаев не дает тех преимуществ при поступлении, которые имелись ранее. В работе оценивается влияние временных и денежных инвестиций в подготовку к поступлению на результаты ЕГЭ. На основе оценки модифицированной функции образовательных достижений учащихся выявлена положительная связь между денежными и временными инвестициями в дополнительную подготовку на подготовительных курсах и результатами ЕГЭ, хотя отдача от подобных инвестиций невысока. Эффекты школы и школьной успеваемости до начала дополнительной подготовки в ряде случаев оказываются выше, чем эффекты дополнительной подготовки. Кроме того, определены факторы, влияющие на вероятность посещения подготовительных курсов и занятий с репетиторами.
Добавлено: 18 декабря 2013
Препринт
Манаков А. Г. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2006. № 02.
В работе рассматриваются взаимоотношения между государством и частной компанией в условиях политической нестабильности. Модель, приведенная в работе, показывает, что в условиях политической нестабильности и отсутствия контроля за способом эксплуатации недр частной компании выгоднее использовать «хищнические» способы добычи. В соответствии с результатами модели, «дело ЮКОСа» только усугубило ситуацию, поскольку своими действиями представители власти ещё раз подтвердили факт политической нестабильности, т.е. усилили «заинтересованность» компаний в использовании «хищнической» добычи и осложнили регулирование недропользования. Важным результатом модели является нелинейность влияния уровня политической нестабильности на необходимую жесткость (например, размер штрафа) государственной политики: со стабилизацией политической ситуации требуемая жесткость регулирования возрастает до некоторого момента, после которого регулирование вообще становится ненужным.
Добавлено: 15 марта 2013
Препринт
Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2013. № 2.
Эффективность государственных закупок в значительной степени зависит от количества участников конкурентной процедуры. Чем больше фирм принимает участие в торгах, при прочих равных, тем выше будет конкуренция за контракт, тем больше вероятность, что контракт достанется фирме, которая сможет его выполнить с наименьшими издержками и по лучшей цене. Однако обеспечить необходимый уровень конкуренции на торгах достаточно сложно. Особенно в ситуации, когда количество участников ограничено структурой розничного рынка. В данной работе мы отвечаем на вопрос, как связаны структура розничного рынка и цены государственных контрактов на примере закупок топлива в нескольких регионах России, и показываем, что монополизация частных рынков приводит к более высоким ценам на государственные контракты в данных регионах.
Добавлено: 20 декабря 2013
Препринт
Бальсевич А. А., Ерёмина А. В., Зороастрова И. В. и др. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2012. № 01.
Добавлено: 1 ноября 2012
Препринт
Андрущак Г. В., Прудникова А.Е. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2011. № 02.
В течение последних 20 лет высшее образование стало императивом для российской молодежи. Социологические опросы свидетельствуют о том, что одной из наиболее популярных причин получения высшего образования является ожидание высоких доходов после окончания вузов. Между тем экономисты показали, что фактическая отдача от высшего образования может быть достаточно низкой в зависимости от региона, профиля образования и других факторов. В настоящей работе на данных Российского мониторинга экономики и здоровья населения рассматривается премия за высшее образование среди молодежи (в возрасте до 35 лет) и показывается, что соответствующая величина превышает отдачу от высшего образования по экономике в целом на 25–30 п.п. Наряду с этим приводятся свидетельства о том, что премия за высшее образование среди молодежи варьируется в зависимости от вуза, в котором оно было получено. Между тем прямое влияние образовательных учреждений на доходы выпускников значительно меньше, нежели эффекты отраслей, в которых трудоустраиваются выпускники, и их должностей.
Добавлено: 29 ноября 2012
Препринт
Одинцова М. И. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2007. № 07.
В работе рассматриваются подходы специалистов в области экономики права к доктрине крайнего затруднения, применяемой в общем праве в тех случаях, когда существенное изменение обстоятельств привело к резкому увеличению издержек, которые должен нести должник, исполняющий свои договорные обязательства. Эта доктрина общего права анализируется с точки зрения экономической эффективности, оцениваются аргументы в ее поддержку, а также позиции ее критиков. Основное возражение против данной доктрины заключается в сложности формулирования требований к информации, необходимой для определения условий, при которых применение доктрины будет эффективным. Поэтому не исключена вероятность того, что доктрина крайнего затруднения лишь повысит неопределенность процесса контрактации и приведет к росту судебных издержек. В статье анализируются некоторые важнейшие судебные дела о крайнем затруднении при исполнении договоров.
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Креховец Е. В., Польдин О. В. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2014. № 1.
В данной работе рассматривается сетевая структура дружеских связей студентов университета и анализируются факторы, которые влияют на формирование данных сетей. Используя данные опроса студентов и административную информацию, мы проводим эконометрическое оценивание моделей образования дружеских связей, основанных на гипотезах гомофилии и эффекта соседства. В частности, оцениваются линейные вероятностные модели с фиксированными эффектами и без фиксированных эффектов, а также логистическая регрессия для вероятности образования связи между двумя студентами. Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимом влиянии принадлежности к одной студенческой группе, проживании в одном общежитии, одинаковости пола и близости успеваемости на вероятность возникновения дружбы между двумя студентами.
Добавлено: 26 декабря 2014
Препринт
Podkolzina E. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2006. No. 03.
Основная функция института банкротства — это решение проблем, связанных с различными аспектами ситуации неплатежеспособности экономических агентов. Главная цель данной работы — анализ различных вариантов разрешения проблем несостоятельности. На основе анализа различных стратегий компаний определяется структура института банкротства. Мы включаем в понятие института банкротства не только законодательство и соответствующие механизмы принуждения к исполнению, но и неформальные внесудебные правила разрешения проблемы, а также рассматриваем влияние различных интерпретаций одних и тех же фактов разными экономическими агентами на варианты использования института банкротства. Особое внимание в работе уделяется внесудебным неформальным механизмам. Для каждого механизма приводится пример из российской практики, также в работе обсуждаются пути развития института банкротства в России.
Добавлено: 15 марта 2013
Препринт
Аузан А. А. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2007. № 09.
Данная работа представляет собой текст лекции, прочитанной А.А. Аузаном на Летней школе институционального анализа 2007, организованной Государственным университетом — Высшей школой экономики при поддержке Инновационной образовательной программы. Автор акцентирует внимание на том, каковы перспективы и трудности, связанные с наметившейся в последнее время тенденцией проведения реформ, базирующихся на подходах новой институциональной экономической теории. Основываясь на собственном опыте участия в процессе реформирования, автор описывает три примера реформ. В каждом случае рассматриваются три аспекта: проектирование законодательства, его имплементации и ошибки, которые совершили реформаторы. Вначале автор останавливается на формировании институтов защиты прав потребителей в начале 1990-х гг., которое основывалось на идеях разнообразия формальных инструментов, которыми потребитель мог воспользоваться для снижения степени асимметрии переговорной силы; снижения трансакционных издержек обращения к судебной системе и конкурентности внутри института. Затем автором анализируется проблема дебюрократизации, т.е. формирования институтов, снижающих трансакционные издержки деятельности фирм. В данном случае природа административного барьера изучается путем применения к оценке правил категории социальных и частных выгод. В заключительной части работы автор обращает внимание на возможности использования новой институциональной экономической теории при формировании стратегий экономического развития страны на 2008—2020 гг.
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Semenova M. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2007. No. 03.
Информационное посредничество, представленное на рынке банковского кредитования частными кредитными бюро и органами государственной регистрации кредитов – один из способов решения проблемы асимметрии информации, неизбежно возникающей между банком и заемщиком. Однако обмен данными влияет на стимулы банка двояким образом: с одной стороны, он дисциплинирует заемщиков, снижая долю безнадежных долгов, с другой – лишает банк такого конкурентного преимущества, как обладание информацией, содержащейся в кредитных историях его клиентов. Есть ли у банка возможность получать все выгоды от информационного обмена, не теряя конкурентных преимуществ и сохраняя свою клиентуру? Один из способов – предоставление ложной информации о заемщиках. В работе представлен анализ стимулов банка к такому виду оппортунистического поведения в случае, если участие в системе информационного обмена является для банка обязательным. Полученные результаты свидетельствуют о том, что перспектива дополнительной прибыли и возможность предложить более дешевый кредит при формировании клиентской базы обусловливают выбор банками стратегии нечестного поведения.
Добавлено: 16 марта 2013
Препринт
Семенова М. В. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2005. № 01.
Информационное посредничество, представленное на рынке банковского кредитования частными кредитными бюро и органами государственной регистрации кредитов — один из способов решения проблемы асимметрии информации между банком и заемщиком. Однако обмен данными влияет на стимулы банка двояким образом: с одной стороны, он дисциплинирует заемщиков, снижая долю безнадежных долгов, с другой — лишает банк такого конкурентного преимущества, как обладание информацией, содержащейся в кредитных историях его клиентов. Есть ли у банка возможность получать все выгоды от информационного обмена, не теряя конкурентных преимуществ и сохраняя свою клиентуру? Один из способов — предоставление ложной информации о заемщиках. В работе представлен анализ стимулов банка к такому виду оппортунистического поведения и влияния обмена ложными данными на параметры рыночного равновесия. Перспектива дополнительной прибыли и возможность предложить более дешевый кредит при формировании клиентской базы обусловливают выбор банками стратегии нечестного поведения. Также в работе описана роль информационного посредника как «контролера качества» данных в кредитных отчетах, и определены условия, при которых проверка некоторой доли кредитных отчетов обеспечит равновесные значения параметров, эквивалентные случаю отсутствия информационной асимметрии.
Добавлено: 15 марта 2013
Препринт
Прахов И. А. Научные доклады Института институциональных исследований. WP10. Высшая школа экономики, 2009. № 04.
В работе представлены основные результаты исследований по проблематике влияния ресурсов школы на результативность ученика. Основной вывод состоит в том, что к настоящему моменту четкой зависимости между характеристиками школы и оценками, полученными учениками на экзамене, не установлено. В работе обсуждаются возможные причины различий в результатах исследований: уровень агрегирования, характеристики выборки, проблема неоднородности учебных заведений. В качестве примеров рассматриваются исследования, проведенные по данным американского и европейского рынков среднего образования разных уровней агрегирования. Кроме того, в работе проводится анализ международного сопоставительного исследования, в котором делается вывод о значимом влиянии институциональных характеристик образовательной системы на успеваемость ученика.
Добавлено: 16 марта 2013