• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 31 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Barsukova S., Korobkova A. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2014. No. 4.
Добавлено: 13 мая 2014
Препринт
Eder M., Yakovlev A. A., Çarkoglu A. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2003. No. WP4/2003/07.
Данная статья посвящена изучению такого важного измерения современных международных экономических отношений, каким в последние годы стала “челночная торговля”. Мы попытались проанализировать ту экономико<географическую микросреду, которая возникла в рамках “челночной торговли” между странами бывшего СССР и Турцией в 1991—2002 гг. Наш исследовательский проект ориентировался на решение трех задач. Во<первых, авторы стремились нарисовать социально<демографический портрет турецких и российских торговцев, чтобы увидеть внутреннюю динамику “челночной торговли”. Во<вторых, мы пытались понять, как действуют неформальные сети в этом бизнесе и какие вызовы они порождают для правительств. В<третьих, авторы были заинтересованы в рассмотрении микроэкономического воздействия на реальную экономику эффекта “распространения кризисов” (contagion effect), который обычно исследуется с точки зрения макроэкономики и финансовых рынков. Тенденции развития “челночного бизнеса” анализируется на основе серии углубленных неформализованных интервью, проведенных с челночными торговцами в 2001—2002 годах в обеих странах.
Добавлено: 1 октября 2013
Препринт
Радаев В. В. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2009. № 1.
Экономическая теория обычно исходит из того, что конкурирующие фирмы действуют независимо друг от друга. Экономическая социология, напротив, представляет конкуренцию как социальное действие, ориентированное на других участников рынка. Она предполагает, что между прямыми конкурентами, не вступающими друг с другом в экономические сделки, возникает сложный комплекс социальных связей, обеспечивающих общую устойчивость рынка. Принимая этот экономико­социологический подход, мы в то же время хотим избежать риска «пересоциализированности» концептуальных построений. Для этого положение о социальной укорененности действий конкурентов должно быть проверено эмпирически. Не менее важно изучить разнообразие существующих форм, в которых осуществляется межфирменная социальная координация. В данной статье предлагается классификация типов социальных связей между конкурентами и на основе оригинальной базы количественных данных выявляется степень распространенности и уровень интенсивности этих связей, а также анализируются условия, которые способствуют или, наоборот, препятствуют координации действий на рынке. Основным источником данных стал стандартизованный опрос 500 менеджеров розничных сетей и их поставщиков, проведенный осенью 2007 г. в пяти российских городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени. Выборка включает представителей российских и иностранных компаний разного размера в продуктовом секторе и секторе бытовой техники и электроники.
Добавлено: 11 января 2013
Препринт
Рощина Я. М., Рощин С. Ю. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2006. № 04.
В работе рассматривается экономический подход к анализу заключения и расторжения брака. На основе данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) за 1995—2003 гг. проводится эмпирический анализ факторов, влияющих на вероятность вступления в брак и возраст заключения брака (заработная плата, образование, здоровье, вредные привычки и др.). Изучаются взаимосвязи между характеристиками супругов, недавно вступивших в брак: национальность, вероисповедание, доходы и т. д.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Яковлев А. А. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2004. № 01.
Логика данной статьи основывается на тезисе о том, что ключевыми для сегодняшней экономической политики в России являются ответы на вопрос, КТО может поддержать реформы и способен обеспечить устойчивый экономический рост, а также КАК, с помощью каких механизмов можно консолидировать и мотивировать эти социальные группы. На основе критического анализа широкого спектра предшествующих исследований показано, что экономические и социальнополитические деформации, накопленные в советский период, в значительной мере предопределили характер трансформации элит и выбор траектории реформ в 1990е гг. Кризис 1998 г. оказал отрезвляющее влияние на элиту и на определенное время создал предпосылки для развития и экономического роста. Однако воспроизводство неконкурентных структур, типичных для сочетания “несовершенный рынок — слабое государство” и гасящих стимулы к инновациям, будет и впредь тормозить социаль ноэкономическое развитие. При этом наблюдаемая в последнее время тенденция к все большей централизации в экономической и политической жизни, скорее всего, будет способствовать не экономическому росту, а укреплению и укоренению подобных неконкурентных структур. Тем не менее, в силу различий в уровне эффективности и в доступе к ресурсам как на стороне бизнеса, так и на стороне государства есть игроки, обладающие потенциалом инноваций и при опреде ленных условиях способные эффективно использовать этот потенциал для развития. Задействовать этот потенциал и консолидировать интересы соответствующих игроков можно с помощью нестандартного набора инструментов и механизмов, поддерживающих инновации в неконкурентной экономической и политической среде. Такой подход, однако, требует смены акцентов в экономической политике, отказа от устоявшихся стереотипов и готовности к институциональным инновациям.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Косалс Л. Я. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2005. № 02.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Гимпельсон В. Е. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2002. № 03.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Радаев В. В. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2005. № 03.
В секторе розничной торговли с начала 2000'х гг. происходит стремительное изменение конкурентной ситуации, связанное с вторжением на российский рынок глобальных сетевых операторов. Отечественным операторам приходится интенсивно мобилизовывать ресурсы и вырабатывать новые деловые стратегии. При этом они демонстрируют высокие способности к структурному и институциональному изоморфизму, заимствуя организационные формы и технологии продаж у глобальных ритейлеров до того, как они утвердились на российском рынке. Несмотря на фантастические темпы роста российских розничных сетей, по'прежнему не ясно, кто сумеет выжить, а кому придется расстаться со своим бизнесом. Основным источником данных послужили 38 углубленных интервью с руководителями российских компаний. Они были записаны в ходе двух исследовательских проектов, проведенных по заказу ассоциаций РАТЭК и АКОРТ.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Радаев В. В. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2003. № 06.
В начале 2000$х гг. началось фундаментальное изменение конкурентной ситуации в сфере розничной торговли. Происходит стремительное расширение сетевых структур, которые, потеснив независимые магазины, начали наступление в сегментах, занятых открытыми рынками. Между тем, сами российские сети оказались под серьезной угрозой. В страну вошли первые крупные транснациональные операторы, ими заявлены планы широкой экспансии. В течение ближайших трех$четырех лет будет происходить интенсивный передел рынков. Удержатся ли в итоге российские компании или их ожидает печальная судьба восточноевропейских розничных сетей? И какие стратегии адаптации вырабатывают предприниматели в новой конкурентной ситуации? Таковы основные вопросы реализованного нами исследовательского проекта. Основным источником данных служат две серии из 38 интервью, проведенных в 2001—2002 гг. с собственниками и высшими менеджерами компаний, входящими в деловые ассоциации РАТЭК и АКОРТ.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Радаев В. В. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2002. № 01.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Радаев В. В. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2010. № 01.

Данная статья является продолжением теоретической работы по социологии рынков. В ней на основании эмпирических наблюдений за ситуацией в российской розничной торговле предпринимается попытка генерализации, выделения обобщенных закономерностей, которые могут быть прослежены на любом без исключения рынке, а значит, использованы для его анализа.
В данной работе автор выходит на новый виток теоретического осмысления понятия рынка, сопоставляя его с категориями организационного поля и цепи поставок. Формулируется новая трактовка рыночного обмена, который рассматривается как социальный процесс, содержащий такие разные и в то же время тесно переплетающиеся элементы взаимодействия его участников, как экономические сделки, властные отношения, конкуренция и социальные связи.

Добавлено: 25 декабря 2012
Препринт
Гладникова Е. В. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2009. № 05.
В работе рассматриваются экономический и социологический теоретические подходы к анализу межсемейных обменов материальными и трудовыми ресурсами. На основе данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) за 1994–2006 гг. анализируется динамика частных трансфертов, проводится типологический анализ видов такой деятельности, анализируются факторы, определяющие форму участия семьи в обмене ресурсами.
Добавлено: 26 марта 2013
Препринт
Рощин С. Ю., Солнцев С. А. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2006. № 03.
В работе рассматривается проблема вертикальной гендерной сегрегации. Проводится оценка масштабов вертикальной сегрегации в российской экономике и экономике других стран. Обсуждаются причины вертикальной сегрегации, связанные с различием в человеческом капитале мужчин и женщин и с ролью институтов. На данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) за 1994—2003 гг. проверяется влияние на вертикальную сегрегацию гендерных различий в семейных обязанностях и человеческом капитале. На основе оригинальной базы данных о назначении топ7менеджеров исследуются факторы, влияющие на назначение женщин на руководящие позиции.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Чириков И. С. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2009
В работе предпринята попытка представить метафору «договорного порядка» как исследовательскую перспективу в социологии организаций. Отталкиваясь от этой метафоры, мы развиваем подробную концептуализацию понятия организации, которая может служить основой для исследования различных организационных феноменов. Концептуализация предполагала три основных этапа – историко-социологическую реконструкцию исследовательского и теоретического контекстов, выделение и конкретизацию основных понятий, а также анализ объяснительных способностей подхода применительно к организациям. В результате анализа делается вывод о возможности использования теории договорного порядка в организационных исследованиях.
Добавлено: 13 февраля 2013
Препринт
Барсукова С. Ю. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2004. № 02.
В России исторически крепки связи между родственниками, соседями, друзьями, коллегами и пр. Домохозяйства, регулярно помогающие друг другу продуктами, трудом, деньгами и советами, образуют сети, которые являются мощным ресурсом вы живания россиян в нынешних условиях. В данной работе делается попытка проанализировать отношения реципрокности, складывающиеся в рамках таких сетей, выявить принципы и закономерности сетевой взаимопомощи. В теоретической части работы обсуждается отличие экономики дара от товарного обмена и отношений, возникающих в патронклиентских сетях. Анализируются научные направления, в рамках которых изучается сетевая проблематика и экономика дара. В эмпирической части излагаются результаты исследования взаимообмена городских и сельских домохозяйств. Выявляется общий характер функционирования сетей, а также положение отдельных участников. Сетевой мир российской взаимопомощи предстает в количественных данных и материалах интервью.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Радаев В. В. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2004. № 03.
В 1990е гг. в России получило широкое распространение явление контрафактной (поддельной) продукции. Помимо потребителей, подделки наносят ущерб компаниям — правообладателям известных торговых марок и государственному бюджету. В чем выражаются нарушения прав собственников, и насколько велики их потери? Какими способами правообладатели борются с нарушителями, как они взаимодействуют с органами государственной власти, и с какими препятствиями сталкиваются в ходе этой борьбы? Ответам на эти вопросы и посвящена данная работа. В ней используются данные проекта, реализованного в 2003 г. исследовательской группой ГУ ВШЭ по инициативе деловой ассоциации Содружество РусБренд, объединяющей ведущих мировых производителей потребительских товаров, работающих на российском рынке. Основным методом сбора данных стала серия углубленных интервью с представителями 15 компаний — членов РусБренда и аналитические материалы этих компаний.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Яковлев А. А., Голикова В. В., Капралова Н. Л. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2006. № 05.
Данная работа посвящена комплексной оценке феномена “челночной” торговли — значимого социально-экономического явления в постсоветской России. Возникнув на заре перестройки, за годы реформ из нелегальной формы экономической деятельности она превратилась в легальную и широко распространенную модель экономического поведения, сыграла заметную роль в удовлетворении потребности населения в товарах массового спроса, смягчила острую проблему занятости в период трансформации экономической системы. В статье на основе обширных эмпирических данных подробно анализируются тенденции развития “челночной” торговли в период после кризиса 1998 г., а также показаны возможные направления ее развития в ближайшие годы.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Барсукова С. Ю. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2010. № 02.
В данной работе на примере рынков – зерна, мяса и соков – анализируется роль дискурса о патриотизме в функционировании российского продовольственного сектора. Предметом исследования являются меры, при помощи которых государство проводит политику импортозамещения и повышения экспортного потенциала агробизнеса. Опираясь на данные экспертных интервью и  официальную статистику, автор развивает идею о том, что за понятием патриотизма скрывается поле интерпретационных возможностей, опираясь на которые  производители продовольствия пытаются заручиться помощью правительства как ресурсом развития бизнеса.
Добавлено: 16 декабря 2012
Препринт
Калимуллин Т. Р. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2006. № 02.
Целью данного исследования является анализ механизма воспроизводства рынка диссертационных услуг в России. В нашей работе представлены эмпирические результаты, полученные в ходе проведения углубленного неформализованного интервью с непосредственными и косвенными участниками данного рынка. В частности, описывается механизм воспроизводства академических кадров (в аспирантуре и докторантуре) в России с 1991 по 2004 г. Предпринимается попытка определить исторические и социальные причины воспроизводства рынка диссертационных услуг, описываются социальные характеристики основных участников данного рынка — покупателей, продавцов и посредников. Демонстрируются модели действия участников рынка, включая способы выбора партнеров, ценовую политику, виды контроля над соблюдением соглашений и способы воспроизводства отношений на рынке диссертационных услуг.
Добавлено: 25 марта 2013
Препринт
Albats E. M. Социология рынков. WP4. Высшая школа экономики, 2005. No. 01.
Настоящая работа посвящена особенностям взаимодействия власти и бизнеса в посткоммунистической России. Автор демонстрирует каким образом представители бюрократического аппарата осуществляют давление и устанавливают контроль над малым бизнесом, тем самым способствуя его теневизации. Е.М. Альбац утверждает, что поведение бюрократии совершенно рационально и обусловлено личными интересами ее представителей и принятыми правилами административного порядка в современной России. Представляемый текст является сокращенным вариантом главы монографии, которая в настоящее время готовится к публикации: Bureaucrats and the Russian Transition: The Politics of accommodation, 1991–2003 (Бюрократия и российская трансформация. Политика приспособления, 1991–2003).
Добавлено: 25 марта 2013
1 2