• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 76 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Карась А., Pyle W., Schoors K. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2012. No. 03.
Добавлено: 15 декабря 2012
Препринт
Vernikov A. V. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2007. No. 02.
В работе рассматриваются особенности российской модели корпоративного управления (corporate governance) и контроля в банковском секторе. Исследование опирается на обзор теоретических работ и на прикладной анализ состояния corporate governance в российских коммерческих банках, представляющих различные формы собственности. Особое внимание уделено анализу реальных интересов всех участников corporate governance – банковских и фондовых регуляторов, собственников банков, инвесторов, высших менеджеров и иных инсайдеров. Делается вывод о невысокой релевантности англо-американской концепции corporate governance, основанной на теории агентских издержек и предполагающей контроль внешних акционеров над банками через механизм фондового рынка. Предлагаются способы преодоления разрыва между формальными институтами и реальной жизнью.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Yakovlev A. A., Balaeva O., Tkachenko A. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2016
Добавлено: 27 января 2017
Препринт
Яковлев А. А., Фрейнкман Л. М., Золотов А. В. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2015
В статье проанализировано современное состояние сектора экономической аналитики в России. Рассмотрены основные этапы развития сектора и ключевые факторы, определявшие его характер. По- казано, что сектор экономической аналитики в РФ достиг высокой степени зрелости, но в то же время он сталкивается с серьезными проблемами, ограничивающими его дальнейшее развитие. Подчерки- вается, что в ситуации экономического кризиса объективно возрастает значимость независимой ана- литики для разработки и обоснования принимаемых экономических решений. Однако потенциал сек- тора может быть эффективно использован только при изменении структуры спроса – за счет появления новых агентов, заинтересованных в качественных аналитических исследованиях и разработках. Для поддержания профессиональных стандартов и продвижения качественной аналитики также важны коллективные действия самих аналитических центров. Статья опирается на результаты проведенных в 2012 и 2015 гг. опросов аналитических центров и материалы интервью с их руководителями.
Добавлено: 22 января 2016
Препринт
Dulyak Y. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2013
Исследование направлено на изучение развития института совета директоров в российских компаниях. Цель работы – определить этапы эволюции роли совета директоров в России, а также оценить его перспективы. Эти этапы отражают разные функции советов в российских компаниях. Представлена система факторов (институциональные, правовые, экономические, человеческий фактор, а также характеристики корпоративного сектора), оказывающих влияние на трансформацию роли советов. Информационной основой анализа послужили исследования специалистов в области корпоративного управления, а также изучение изменений российского корпоративного законодательства. Кроме того, мы используем материалы углубленных интервью, которые были проведены с членами советов директоров весной – летом 2012 г.  
Добавлено: 18 сентября 2013
Препринт
Chepurenko A., Gabelko M., Obraztsova O. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2011. No. 04.

При разработке объяснительной модели ранней предпринимательской активности (измеряемой индексом общей предпринимательской активности – TEA) необходимо рассматривать «институциональные матрицы» различных обществ, или фундаментальную специфику различных типов национальных рынков. При сравнении характеристик стран – участниц GEM со стабильно высоким или низким уровнем TEA использован линейный дискриминантный анализ по Фишеру (ФЛДА), чтобы исследовать, различаются ли разные группы стран по линейной комбинации переменных-предикторов и выяснить, какие переменные ответственны за такое разделение стран. Модель ФЛДА объясняет параболическую форму отношения между уровнем экономического развития и TEA. База данных независимых переменных включает в себя некоторые различные количественные, ординальные и номинальные переменные, определяющие контекст национальной истории накопления капитала. Используя ФЛДА, как показано в тексте, можно предсказывать будущие тенденции TEA – и не только для стран – участниц GEM.

Добавлено: 26 июля 2012
Препринт
Chepurenko A., Виленский А. В. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2016
Статья посвящена критическому обзору политики в области МСП и предпринимательства в России с начала системной трансформации до настоящего времени. Авторы различают три разных дизайна этой политики в России – от попытки «универсалистского» подхода в начале 1990-х годов с переходом к «более фокусированной» политике после кризиса 1998 г. – и характеризуют начавшийся недавно последний этап (кризис 2008–2009 гг. рассматривается как начало, а 2012 г. – как кульминация перехода к нему) как период формирования «патерналистской» повестки государственной политики в отношении МСП и низового предпринимательства. Авторы формулируют двойную дилемму политики в отношении МСП в России, отмечая неустранимый дисбаланс инструментов и возможностей проведения устойчивой политики меж- ду федеральным государством и регионами, а также проблему избыточных мер государственно- го контроля, которые должны, но не могут быть сокращены без серьезного ослабления социальной основы президентской власти.
Добавлено: 8 декабря 2016
Препринт
Demidova O., Yakovlev A. A. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2011. No. 03.
Добавлено: 20 декабря 2012
Препринт
Taradina L. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2008
Добавлено: 9 июня 2013
Препринт
Esaulov D., Davidovich M. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2016. No. 04.
Добавлено: 18 октября 2016
Препринт
Marques II I., Remington T. F., Bazavliuk V. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2016. No. 05.
Добавлено: 30 января 2017
Препринт
Яковлев А. А., Фрейнкман Л. М. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2014. № WP1/2014/02.
Период посткризисного развития в России был связан с появлением целого ряда новых институтов взаимодействия государства и бизнеса – включая механизм оценки регулирую- щего воздействия (ОРВ), Агентство стратегических инициатив (АСИ), «Открытое правитель- ство» и Уполномоченного по защите прав предпринимателей. По нашему мнению, первые итоги функционирования этих институтов показывают, что АСИ, опирающееся в своей дея- тельности на проектный подход, пока является наиболее удачной институциональной инно- вацией. В данной статье мы анализируем деятельность АСИ как нового для России типа ин- ститута развития, задачи которого состоят не в распределении бюджетных средств и льгот, а в организации стратегического диалога с частным сектором и согласовании позиций и точек зрения внутри правительства. Практический опыт деятельности АСИ, накопленный в началь- ный период его работы, рассматривается в данной статье с двух позиций. Во-первых, мы ана- лизируем опыт АСИ с точки зрения общих принципов построения «новой промышленной политики», сформулированных в академической литературе. Во-вторых, мы принимаем во внимание принципы организации работы по экономическому дерегулированию и улучшению инвестиционного климата, сформулированные в докладах международных экономических ор- ганизаций (ОЭСР, МБРР). На этой основе в статье выделяются сильные стороны и возможные риски модели АСИ, а также предлагаются шаги по укреплению механизмов реализации по- литики по формированию благоприятного инвестиционного климата с учетом лучшей между- народной практики.
Добавлено: 17 июня 2014
Препринт
Яковлев А. А., Выгловский О. В., Демидова О. А. и др. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2014
В данной статье мы рассматриваем феномен повторных закупок, проводимых госзаказчиком с одним и тем же поставщиком. Предшествующие исследования «отношенческих контрактов» дают разное объяснение возможных последствий подобных повторных закупок, однако в таких исследованиях в основном рассматривались сложные товары и услуги, качество которых трудно верифицируемо в момент поставки. В данной работе мы проверяем влияние повторных закупок на цену простого однородного товара. Мы предполагаем, что для такого товара отклонение цен повторных закупок вниз от средних по рынку может интерпретироваться как признак добросовестного поведения заказчика и поставщика. Напротив, отклонение цен вверх от средних по рынку может рассматриваться как индикатор коррупционного сговора между ними. На основе большого массива данных о закупках бензина АИ-92 в Российской Федерации в 2011 г. мы показываем, что при использовании заказчиком менее прозрачных процедур, дающих больше возможностей для сговора (размещение заказов у единственного поставщика и через запрос котировок), цены повторных закупок были выше средних для выборки. В случае размещения заказов через электронные аукционы цены были относительно ниже. Тем не менее в подавляющем большинстве аукционов принял участие лишь один поставщик, а общий уровень цен на бензин АИ-92 в рамках госзакупок в 2011 г. был на 3% выше, чем на розничном рынке. Эти данные свидетельствуют о явном несовершенстве регулирования госзакупок в России в рассматриваемый период.
Добавлено: 20 октября 2014
Препринт
Голикова В. В., Яковлев А. А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2007. № 06.
В статье на основе материалов эмпирических исследований ГУ ВШЭ 2002—2007 гг. рассматриваются формы и механизмы взаимодействия крупных и средних предприятий с местными и региональными органами власти в России, а также роль и функции бизнес-ассоциаций в этом процессе. С учетом результатов проведенного анализа уточняется методология совместного российско-финского проекта «Новые бизнес-стратегии финских и российских компаний: взаимодействие с влиятельными участниками рынка», реализуемого при поддержке РГНФ и Академии Финляндии, и дается описание инструментария обследования предприятий, разработанного в ходе первого этапа данного проекта в 2007 г.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Соловьев К. И. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2012. № 04.

В представленной статье на основе обширной выборки компаний из сектора услуг и промышленности в русле моделей, предложенных в предыдущих работах, проанализирован характер взаимоотношений между бизнесом и государством, а также динамика их развития, связанная с мировым экономическим кризисом. В качестве факторов, влияющих на вероятность получения предприятием государственной поддержки, были взяты как характеристики компаний, так и региональные данные. Анализ показал, что в 2009–2010 гг . взаимоотношения на федеральном и региональном уровнях выстраивались по принципу «системы обменов», при этом установлено, что взаимодействие крайне инертно и не меняется даже с учетом таких экономических факторов, как ВРП и инвестиции – их изменение не влияет на вероятность получения господдержки. Однако в процессе распределения государственной помощи власти ориентируются на показатель безработицы, т.е. социальные факторы имеют значение.

Добавлено: 15 декабря 2012
Препринт
Зудин А. Ю. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2009. № 05.
В работе рассматривается изменение места и роли ассоциаций во взаимоотношениях бизнеса и государства в развитых странах Запада (США, «старая» Европа и Япония). Подробно проанализированы классические формы отношений, сложившихся в развитых странах после окончания Второй мировой войны. На основе большого эмпирического материала и научной литературы реконструированы основные направления перестройки предсытавительства интересов бизнеса, развернувшейся в последние десятилетия под влиянием постиндустриализма, глобализации и неолиберальной реформы государства (ослабление союзов работодателей, децентрализация коллективного действия бизнеса, растущее значение крупной фирмы как политического актора, консолидация системы ассоциаций на новой основе). Проблема рассматривается в междисциплинарном ключе с использованием подходов, разработанных в сравнительной политической экономии и политической науке (сравнительный анализ представительства групповых интересов).
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Yakovlev A. A. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2010. No. 04.
В работе на данных опроса 957 предприятий обрабатывающей промышленности, проведенного в 2009 году, рассматриваются взаимоотношения между государством и бизнесом и различия в приоритетах предоставления государственной поддержки фирмам со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти в России. С учетом результатов проведенного регрессионного анализа обосновывается предположение об общем доминировании «модели обменов» (в отличие от модели «захвата государства», характерной для 1990-х годов) – при большей склонности региональных властей к поддержке фирм, вовлеченных в процессы модернизации.
Добавлено: 2 апреля 2013
Препринт
Яковлев А.А., Демидова О.А. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2011. No. 03.
Добавлено: 26 декабря 2012
Препринт
Gauselmann A., Marek P., Angenendt J. P. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2011. No. 01.
Добавлено: 26 декабря 2012
Препринт
Ремингтон Т. Ф. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2017. № WP1/2017/03.
Во всем мире правительства, работники сферы образования и бизнес проявляют растущий интерес к системе среднего профессионального образования, сложившейся в немецкоязычных странах. В этих странах учебные заведения и фирмы совместно несут ответственность за организацию подготовки кадров путем обучения на производстве в рамках системы «дуального образования». Благодаря этой системе профессиональная квалификация выпускников учебных заведений соответствует требованиям динамически меняющейся экономики. В значительной степени системыдуального образования позволяют молодежи приобретать не просто техническую квалификацию, но и компетенции в широком смысле, служащие фундаментом для успешной карьеры и общественного признания. Однако фактическое внедрение дуального образования за пределами европейских немецкоязычных стран оказалось крайне непростой задачей. В данной статье на примере США рассматриваются характерные особенности партнерств с элементами дуального образования на местном уровне, которые объединяют образовательные учреждения, государственные структурыи фирмы, и обсуждаются пути, ведущие к формированию таких партнерств.
Добавлено: 18 января 2018
Препринт
Юсупова Г. Ф. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2004. № 02.
Статья посвящена оценке интенсивности межрегиональной конкуренции в России на основе тестирования гипотезы выполнения закона единой цены на примере рынка пшеницы России. Результаты эмпирической проверки гипотезы выполнения закона единой цены показали, что рынок зерна России нельзя характеризовать как “единый”, так как существуют препятствия для снижения межрегиональных разрывов в ценах. Тенденция к сближению региональных цен существует не в масштабах всего зернового рынка России, а в более узких рамках, т.е. на рынке пшеницы России формируются локальные интегрированные субрынки. Проанализировано влияние факторов, которые препятствуют выполнению закона единой цены. В частности, оценено влияние транспортного тарифа как барьера на процесс интеграции на рынке пшеницы.
Добавлено: 1 апреля 2013