• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 54 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Препринт
Sawada T. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2019
Добавлено: 20 апреля 2019
Препринт
Lovakov A., Agadullina E. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 18/PSY/2014.
Целью данного исследования является изучение валидности и надежности модели ингрупповой идентификации, предложенной Лич и др., на российских выборках. В исследовании 1 конфирматорный факторный анализ показал, что иерархическая модель ингрупповой идентификации, включающая такие факторы второго порядка, как самоопределение (самостереотипизация, ингрупповая гомогенность) и личный вклад (сплоченность, удовлетворенность и выраженность), хорошо соответствует эмпирическим данным на четырёх ингруппах (этническая, религиозная, университетская, гендерная) и является лучше альтернативных моделей. В исследовании 2, мы проверяли валидность и надежность русскоязычной версии методики измерения ингрупповой идентификации. Результаты показали, что она обладает адекватными психометрическими характеристиками. В целом, наши результаты показывают, что модель Лич и др. воспроизводится в российской культуре, а русскоязычная версия методики может использоваться в будущих исследованиях ингрупповой идентификации.
Добавлено: 21 мая 2014
Препринт
Elena B. Starovoytenko. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2013. No. 15.
Добавлено: 28 января 2014
Препринт
Lyusin D., Ovsyannikova V. V. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 16/PSY/2014.
Описывается новая методика для измерения способности к распознаванию эмоций – Видеотест на распознавание эмоций. Доказывается необходимость различения двух аспектов в распознавании эмоций: точности оценки модальности эмоционального состояния и сензитивности по отношению к степени выраженности эмоций. Видеотест на распознавание эмоций позволяет в рамках единой процедуры получить показатели точности и сензитивности. Психометрический анализ продемонстрировал удовлетворительную надёжность и валидность предложенных показателей
Добавлено: 13 февраля 2014
Препринт
Lytkina E. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2015. No. WP BRP 32/PSY/2015.
Вопреки практике эмпирических исследований (Srole 1956, Seeman 1959) показано, что аномия и отчуждение являются не только различными теориями, но и измеряются с помощью разных индикаторов и имеют различные предикторы. В статье тестируется широко известная шкала отчуждения, предложенная Миддлтоном (1963) и в дальнейшем использованная для измерения отчуждения (Seeman 1991) и аномии (Huschka and Mau, 2005, 2006). Шкала применяется в типичном для ситуации аномии контексте – в двух постсоветских странах, России и Казахстане (данные для этих двух стран были собраны в рамках шестого раунда Всемирного исследования ценностей). Результаты подтверждающего факторного анализа и межгрупповых сравнений для двух стран показали, что шкала состоит из двух измерений, которые могут быть описаны как «аномия» и «отчуждение». Фактор аномии образован индикаторами «безнормность» и «бессмысленность», в фактор отчуждения входят «социальная изоляция», «бессмысленность» и «неудовлетворенность работой». Хотя структура показала полную инвариантность измерения в обеих странах, предикторы для аномии и отчуждения различаются. В обеих странах только доход оказался важным предиктором аномии и, хотя и в меньшей степени, отчуждения. В Казахстане на уровень аномии также влияет степень урбанизации. В России, помимо дохода, предикторами уровня отчуждения также являются пол и вид занятости (ручной или интеллектуальный труд), в то время как в Казахстане значимым предиктором степени отчуждения является возраст
Добавлено: 20 февраля 2015
Препринт
Lovakov A. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 30/PSY/2014.
The aim of this study is to examine the specific antecedents and consequences of the commitment of university teachers to their university. Academia has specific features that distinguish universities from other types of organizations: universities have the opportunity to hire their own graduates (academic inbreeding); university teachers are able to work in several higher education institutions or combine teaching with work in business; university teachers have the opportunity to combine several professional roles (teaching, administrative work, research, etc.); university teachers have several options to change their job; publication activity is an important indicator of the efficiency and competitiveness of university teachers. This study is an online survey of 317 teachers of different disciplines from several types of state higher education institutions from different regions of Russia. The results of the regression analysis show that antecedents of affective commitment include belonging to a group of insiders (working in university from which they graduated), having an additional administrative position, role clarity, and role conflict. Structural equation modelling shows that an additional administrative position had a direct positive effect and an indirect negative effect (through role conflict) on the affective commitment to the university. Having work experience at another university predicts only a normative commitment to the university. The affective component of commitment to the university was a better negative predictor of the intention to leave the position, profession and institution. No components of the commitment predict publication activity.
Добавлено: 20 января 2015
Препринт
Tatarko A. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2012. No. 03.
Проанализирована феноменология социально-психологического капитала, рассматриваемого в качестве ресурса психологических отношений, на основе которого формируется социальный капитал. Проведен кросс-культурный анализ влияния ценностных ориентаций на социально-психологический капитал. На примере представителей 3-х этнических групп (русские, n=103; чеченцы, n=100; ингуши, n=109) показано, что хотя влияние индивидуальных ценностей на социально-психологический капитал подчинено ясной логике, оно может иметь культурную специфику. Ценности Выхода за пределы собственного «Я» (Благожелательность, Универсализм) оказывают позитивное влияние на социально-психологический капитал поликультурного общества, а ценности Самоутверждения - негативное. Ценности Открытости изменениям позитивно влияют на гражданскую идентичность, но отрицательно на воспринимаемый социальный капитал. Ценности Сохранения позитивно влияют на гражданскую (российскую) идентичность у представителей этнической группы ингушей.
Добавлено: 9 июля 2012
Препринт
Ukolova E., Shumskiy V. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 25/PSY/2014 .
Разработан опросник, предназначенный для измерения экзистенциальной исполненности в межличностных отношениях. В статье представлены методологические основания, назначение, структура методики «Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях» (ТЭММО), а также шаги по ее валидизации и результаты исследований, полученных с ее применением
Добавлено: 16 декабря 2014
Препринт
Chernyshev B. V., Lazarev I., Иванов М. В. et al. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2012. No. 06.
Добавлено: 17 января 2013
Препринт
Orel E., Куликова Алена Александровна. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2016. No. WP BRP 66/PSY/2016 .
Недавние исследования показали, что поведенческие проблемы могут привести к низкой академической успешности. Цель данного исследования – выявить, существуют ли различия между учащимися начальной школы, у которых наблюдается значительное количество симптомов СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и учащимся, у которых эти симптомы отсутствуют. В фокусе исследования находятся академические достижения по чтению и математике, прогресс в течение года по этим предметам и социально-эмоциональные навыки российских первоклассников. Данная работа является частью проекта iPIPS в России и использует инструментарий, разработанный в рамках этого проекта. Выборка состоит из 3021 первоклассника двух крупных регионов Российской Федерации. Полученные результаты свидетельствуют о наличии значимых различиях в когнитивном и социально-эмоциональном развитии первоклассников с трудностями в поведении. Однако не было получено статистически значимых различий в прогрессе по чтению и математике в течение первого года. Отсутствие различий в прогрессе означает, что развитие детей с отклонениями в поведении в рамках школьной системы идет с той же скоростью, но с более «низкого старта» по сравнению с другими детьми. Результаты исследования дают важные знания для учителей и могут служить отправной точкой для дальнейших исследований в области СДВГ в контексте российской школы.
Добавлено: 24 января 2017
Препринт
Kolpachnikov V. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2013. No. WP BRP 14/PSY/2013.
В статье анализируются человекоцентрированный и экзистенциальный подходы в консультировании и психотерапии. Показана близость этих подходов как по теоретическим, так и по практическим основаниям
Добавлено: 12 ноября 2013
Препринт
Sergey Yagolkovskiy. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2013. No. 11.
В статье анализируются эффекты когнитивной стимуляции в условиях предъявления субъекту чужих идей.  Испытуемым  были предъявлены стимульные идеи с высоким и низким уровнем оригинальности, агрессивного содержания, а также  откровенно глупые и несуразные. Стимульный материал предъявлялся в опосредованной форме (с бумажным и компьютерным опосредованием) и в условиях непосредственного контакта между испытуемыми.  Анализировались три основных параметра креативности: беглость, гибкость и оригинальность. Анализ полученных данных показал, что предъявление испытуемым стимульного материала в условиях  непосредственного контакта между ними  оказывает позитивное влияние на количество продуцируемых ими идей (беглость). Этот эффект особенно ярко выражен в случае предъявления несуразных идей. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что стимульные идеи с высоким уровнем оригинальности позитивно влияют на оригинальность идей испытуемых. 
Добавлено: 2 июля 2013
Препринт
Utochkin I. S. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2013
«Ведомый поиск» - это механизм, контролирующий и оптимизирующий работу внимания во время зрительного поиска и позволяющий человеку обращать внимание только на высоко релевантные объекты. Например, когда мы ищем сочетание двух признаков, мы способны выбрать определенное подмножество, помеченное каким-либо признаком (например, все объекты одного цвета), еще до фокусировки внимания на конкретных объектах. Стандартные модели предполагают, что только отдельные признаки могут «вести» внимание, поскольку только они доступны на предвнимательной стадии зрительного анализа, а информация об их сочетаниях на данной стадии не доступна. В настоящей статье показывается, что на зрительный поиск влияет не только распределение признаков по зрительному полю, но и их сочетание в конкретных объектах. Результаты показыват, что люди не могут воспринимать «чистые», несвязанные признаки при селекции релевантных подмножеств. Этот главный результат указывает на необходимость пересмотра стандарьных моделей «ведомого поиска». Предположительно, эти результаты могут быть объяснены с привлечением понятия распределенного внимания, которое репрезентирует множественные объекты как не точно связанные сущности.
Добавлено: 6 сентября 2013
Препринт
Porshnev A., Sircova A., Hartmut G. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2012. No. 05.
Добавлено: 17 января 2013
Препринт
Olga N. Molchanova, Tatyana Y. Nekrasova. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2014. No. 17.
Настоящая статья является результатом исследования, задача которого состояла в создании русскоязычной версии шкалы «Contingencies of Self-Worth» (CSW) Дж. Крокер (J.Crocker). В статье описываются процедура и этапы адаптации русскоязычного варианта опросника, в которых приняли участие 791 человек, приводятся результаты проверки внутренней согласованности (коэффициент α-Кронбаха – от 0.67 до 0.84), дискриминативности (показатели варьируются от 0.55 до 0.86), ретестовой надежности опросника (коэффициент корреляции Спирмена – от 0.54 до 0.79, p < 0.001), конструктной валидности. Результаты анализа психометрических характеристик подтверждают возможность использования опросника в качестве исследовательской методики для выявления базовых самооценочных оснований.
Добавлено: 28 марта 2014
Препринт
Chernyshev B. V., Lazarev I. E., Chernysheva E. G. et al. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2012. No. 01.
The nature of interrelations of brain event-related potentials to behavioral measures and temperament dimensions was studied in the situation of attention under the auditory oddball paradigm. Several components of event-related potentials were found to be related to Extraversion, Mobility, Ergonicity and Emotionality. The results are discussed within the framework of the resource model of attention. New putative internal dimensions of temperament are suggested. The data obtained lay the foundation for further psychophysiological studies of attention in the context of individual differences.
Добавлено: 20 июля 2012
Препринт
Dubrov D. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2017. No. 75.
Добавлено: 16 мая 2017
Препринт
Dubrov D., Tatarko A. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2016. No. 68.
Добавлено: 2 декабря 2016
Препринт
Federiakin D., Alexandrova E. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2017. No. 87.
Добавлено: 24 января 2018
Препринт
Tyumeneva Y. A., Kuzmina Y., Kardanova E. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2014. No. WP BRP 24/PSY/2014.
Оригинальная англоязычная версия шкалы для оценки упорства (Grit scale) (Duckworth, Peterson, Matthews, & Kelly, 2007) уже продемонстрировала свою надежность и валидность в рамках классической теории тестирования. В представленном исследовании психометрические особенности и размерность шкалы проверяется в рамках современной теории тестирования с помощью IRT моделирования на данных,  полученных на российской выборке 3 383 пятнадцатилетних школьников (Исследование1). Результаты подтверждают двумерность шкалы; однако, в противоположность прежним данным,  обе подшкалы – Устойчивость интересов и  Настойчивость попыток – работают как отдельные меры для отдельных, хотя и перекрывающихся, личностных черт. Конструктная валидизация (Исследвоание 2) включила повторную проверку структуры шкалы с помощью конфирматорного факторного анализа (CFA) и оценку паттернов корреляций с различными внешними критериями. В целом, данные подтверждают надежность и валидность субшкал как отдельных инструментов измерения
Добавлено: 19 ноября 2014
Препринт
Бочавер А. А., Корзун А. Н., Polivanova K. N. Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2016. No. WP BRP 71/PSY/2016.
Уличная активность признана играющей важную роль в детской и подростковой социализации. Однако механизмы социализации в процессе уличных занятий постепенно меняются. Активная игра и уличные компании остаются в прошлом, что подтверждается большинством современных родителей. В данной статье исследуются формы уличного досуга российских детей и подростков, рожденных в разные десятилетий XX и XXI века. Исследование основывается на опросе 251 респондента с использованием двух разработанных тематических анкет. Контент-анализ ответов позволяет выявить пять основных категорий в деятельности в рамках уличного досуга: игры, общение, исследование, рискованное поведение и культурно-опосредованная активность. В статье описаны основные составляющие каждой категории, анализируется их представленность в уличном досуге во взрослой и подростковой выборке. Результаты позволяют подтвердить связь между изменениями в содержании детского досуга и характеристиками социальной среды, такими, как растущая небезопасность и неопределенность, урбанизация, перенаселенность, и др. В исследовании также рассматриваются пространства проведения детского досуга, степень родительского контроля, а также правила и способы регуляции детских передвижений родителями
Добавлено: 9 марта 2017