• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Результаты оценки и управление неявным пенсионным долгом Российской Федерации

Волков Я. В.
В настоящее время в России проводится реформа пенсионной системы. Государство принимает на себя обязательства по повышению и опережающей индексации пенсий. Хотя законы о бюджете и исполнении бюджета ПФР публикуются в открытых источниках, они не дают полного представления о размере обременения государства долгами пенсионной системы. По своей природе текущие доходы и расходы ПФР формируют будущие поступления и выплаты пенсионной системы, и для адекватной оценки долга государства требуется актуарная оценка приведенной стоимости будущих обязательств пенсионной системы. В настоящий момент в литературе выделяют несколько инструментов оценки пенсионных обязательств государства. Одним из самых распространенных и используемых на практике инструментов является оценка неявного пенсионного долга (НПД). Существует несколько методик расчета этого показателя в зависимости от целей оценки и характера проводимых пенсионных реформ, так как одной из задач этого инструмента является финансовая оценка проводимых преобразований – сколько стоит то или иное решение в терминах обязательств государства. В западной литературе можно найти эмпирические исследования по оценке НПД для ряда стран западной и восточной Европы, Азии, но не для России. В российской литературе публиковались подобные исследования, однако оценки приводились только на момент запуска текущей пенсионной системы (2002 г.), которая затем претерпела ряд изменений. Таким образом, в настоящий момент в публикуемой литературе отсутствуют оценки приведенной стоимости обязательств пенсионной системы. Целями данной работы являются моделирование и оценка неявных пенсионных обязательств РФ в страховой части пенсии и получение эффективного инструмента для оценки приведенной стоимости проводимых пенсионных реформ в стоимостном выражении.