?
Память о Великой Отечественной войне в постсоветском кинематографе. Т16 Этапы осмысления прошлого (от 1990-х к 2000-м) [Текст]
Высшая школа экономики
,
2013.
Талавер А. В.
В работе на материале российского кинематографа последних двадцати лет рассматриваются механизмы коллективной памяти.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: культурная память
Жукова О. А., Международный журнал исследований культуры 2013 № 3(12) С. 134-142
Русская композиторская школа, как и русская музыка в целом — исторически сложившиеся художественно-эстетические феномены, ярко представляющие образ национальной культуры. Глинка и Чайковский — две вершины русской музыки. Творчество русских гениев принесло мировое признание национальному музыкальному искусству. В статье рассматривается проблема культурной «границы» между русской и европейской музыкальными традициями, творческого самоопределения русских авторов в диалоге с европейскими композиторскими ...
Добавлено: 11 декабря 2013 г.
Kirichenko Vladislav V., Галактика медиа: журнал медиа исследований 2019 № 1 (4) С. 130-152
Настоящая работа посвящена анализу специфики исторической рефлексии в компьютерных играх. Автор показывает, как игры могут аккумулировать историю, размышлять о ней, трансформировать ее в угоду игровым условностям, а также в некотором роде изменять культурную память. «Игровая» историография иногда связана с понятиями «эдьютеймент» и «serious game», которые направлены на обучение. Однако в исследовании используется авторский термин «энциклопедическая игра» для обозначения такого вида игр, ...
Добавлено: 19 сентября 2020 г.
М. : Изд-во РГГУ, 2008
Сборник посвящен научно-теоретическому осмыслению актуальных проблем культурно-исторической памяти. Особое внимание уделяется отношениям между памятью, памятником и документом, рассматриваются исторические принципы взаимодействия памяти и воображения, освещаются европейские и восточные традиции использования памяти в художественном процессе, прослеживаются способы вербального и визуального бытования пластических форм.
Для искусствоведов, культурологов и всех интересующихся историей культуры. ...
Добавлено: 14 августа 2015 г.
Хитров А. В., Topos (Философско-культурологический журнал) 2012 Vol. 2 P. 153-167
In this paper the author analyses the materials that were pub- lished in the American satirical magazine The Onion in the period from 2006 till 2011 and mentioned September 11 terrorist attacks. The focus of the research is the persistence of 9/11 jokes five years after the tragedy occurred and later on. The jokes are classified basing ...
Добавлено: 31 июля 2013 г.
Хлевнюк Д. О., Memory Studies 2021 P. 1-14
Добавлено: 28 февраля 2021 г.
Исаев Е. М., Комогорова М. К., Международный журнал исследований культуры 2018 № 1 С. 220-230
Данная статья представляет собой попытку описать кинематографический дискурс, сложившийся за последние несколько десятков лет вокруг событий распада Югославии, через понятие «культурная травма». В первой части статьи рассматривается теоретический фундамент культурной травмы и термины ему смежные (коллективная память). На основе теоретического обзора во второй части статьи выстроен анализ пяти (пост)югославских кинокартин, созданных в период распада Югославии ...
Добавлено: 23 апреля 2018 г.
Шенк Ф. Б., М. : Новое литературное обозрение, 2007
В уникальной по охвату источников книге немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк исследует семивековую толщу памяти об одной из самых легендарных фигур русской истории. Перед читателем разворачивается панорама образов Александра Невского, запечатленных в летописях, агиографии и иконах, идеологии и официальной пропаганде, исторических трудах и политической публицистике, живописи, скульптуре, кинематографе и коммерческой рекламе. Анализируя, как предание об ...
Добавлено: 28 марта 2013 г.
Дмитриев А. Н., Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре 2014 Т. 93 № 1 С. 11-23
Статья посвящена механизмам восприятия раннесоветского периода университетской истории во время хрущевской оттепели и брежневского застоя - как на официальном, так и на неофициальном уровнях. Если вначале, во второй половине 1950-х и в 1960-е, речь шла об укреплении легитимности науки через обращение к ее героическому прошлому (перирду деятельности Ленина, Луначарского и т.д.), то в 1970-е годы ...
Добавлено: 14 мая 2014 г.
Васильев А. Г., Диалог со временем 2020 № 70 С. 286-304
Целью статьи является анализ динамики польской национальной памяти в контексте Австро-Венгерской империи второй половины XIX - начала XX вв. на базе концепта «рамок памяти» М. Хальбвакса. Основной тезис заключается в том, что польская национальная память формировалась в диалоге традиционной рамки памяти истори- ческой Речи Посполитой и габсбургской рамки памяти Австро-Венгерской монар- хии. Показано, что в ...
Добавлено: 26 апреля 2020 г.
Махов А. С., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP "Working Papers of Humanities". 2014. No. 78/HUM/2014.
Статья посвящена исследованию дискуссий о прошлом на городском веб-форуме. Основное внимание автор уделяет анализу содержания и особенностей повседневного знания о прошлом, на основе чего делается попытка концептуализировать природу этого знания. Кроме того, автор уделяет большое внимание изучению влияния специфики пространства и особенностей коммуникации на веб-форуме на формирование повседневного знания о прошлом. ...
Добавлено: 4 декабря 2014 г.
М. : Новое литературное обозрение, 2019
Сборник посвящен музею как пространству взаимодействия с прошлым. Современные музеи выполняют традиционную для просвещенческого проекта образовательную функцию, предоставляя возможности для познания того или иного фрагмента прошлого. При этом музеи все больше заботятся о соучастии зрителей, активизируя различные аспекты их опыта. Музеи работают с материальностью, телесностью, изображениями, звуками и запахами, становятся местом для театральных постановок и ...
Добавлено: 9 апреля 2019 г.
Блинникова П. А., Гиринский А. А., Доронина А. А. и др., Философические письма. Русско-европейский диалог 2020 Т. 3 № 2 С. 42-68
В современном дискурсе о войне и практиках культурной памяти (Cultural Remembrance) события военного прошлого осмысляются новыми поколениями иначе, ибо они не были их участниками, а те, кто воевал и даже слышал живые рассказы о «той войне», уходят. Их осталось немного. Живая нить памяти рвется. В контексте западной культуры «мест памяти» появился концепт «постпамять», характеризующий третье ...
Добавлено: 25 июля 2020 г.
Исаев Е. М., Артикульт 2017 № 4 С. 114-124
Статья посвящена проблемам репрезентации Второй мировой войны в одном из самых популярных в СССР изданий, журнале «Советское фото». В статье анализируется процесс развития журнала в контексте меняющейся культурной политики в 20-30-е гг. Таким образом, получается охарактеризовать ситуацию, в которую попали военные фотокорреспонденты в 40-е гг., чьи визуальные документы и свидетельства позже станут важной группой источников ...
Добавлено: 13 февраля 2018 г.
Бочкарев А. Е., Нижний Новгород 2015 № 1 С. 223-234
Культура – гетерогенное полифункциональное целое. Под понятие культуры можно подвести самые разнообразные явления – и нормы бытового поведения, и язык, и произведения литературы и искусства, и национальные традиции, обычаи и обряды, и социальные и политические институты, и хранимые в памяти схемы повседневного опыта. При, казалось бы, разительном отличии общим для всех областей и реализаций культуры ...
Добавлено: 24 марта 2015 г.
М. : МВШСЭН, 2013
Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции "Векторы развития современной России: "Границы" в социальных науках". ...
Добавлено: 20 ноября 2013 г.
Репина Л. П., / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2003. № 07.
В работе рассматриваются существенные изменения, произошедшие вследствие «культурноантропологического поворота» в той области интеллектуальной истории, которая прежде определялась исключительно как история исторической науки и пред ставляла историю историографии как цепь сменявших друг друга исторических концепций, школ и направлений. В последние десятилетия ХХ в. активное обращение историков к проблемам памяти открыло более обширное исследовательское поле — историю ...
Добавлено: 23 марта 2013 г.
Васильев А. Г., Васильева В. О., Диалог со временем 2016 № 56 С. 151-171
Статья посвящена анализу образов «истоков» в польской романтической мысли. «Истоки» рассматриваются как события, созданные интеллектуалами, формировавшими посттравматический нарратив польской национальной памяти по итогам разделов страны во второй половине XVIII века. Работа основана на подходах memory studies, нарративного анализа и идеях московско-тартуской семиотической школы. Показан процесс формирования этнокультурной и государственно-территориальной моделей представления об «истоках» Польши, возникших ...
Добавлено: 23 ноября 2016 г.
Уваров П. Ю., Историческая экспертиза 2019 Т. 1(18) С. 91-102
Публикация представляет попытку восстановить память об Анатолии Морицевиче Миркинде (1921–1983). Один из лучших преподавателей исторического факультета Кишиневского государственного университета был уволен под давлением КГБ. Он тщетно пытался найти новую работу и получил отказ в просьбе эмигрировать в Израиль. В этой отчаянной ситуации Миркинд покончил с собой. Член-корреспондент РАН Павел Юрьевич Уваров вспоминает о своих встречах с А.М. Миркиндом ...
Добавлено: 24 ноября 2019 г.
Бонч-Осмоловская А. А., Шаги/Steps 2018 № 4 С. 115-146
Исследование рассматривает конструкции, включающие в себя название десятилетия – двадцатые, тридцатые, сороковые и т.д. – и определяющее его прилагательное. Интерес к этим конструкциям обусловлен предположением, что по спискам прилагательных, сочетающихся с каждым из десятилетий, и их частотностям можно восстановить мнемонический образ каждого из десятилетий советской и постсоветской истории. Исследование сделано на материале выборки из Национального корпуса русского языка. ...
Добавлено: 15 апреля 2018 г.
Ганжа А. Г., Международный журнал исследований культуры 2018 № 2 (31) С. 126-136
Советское кино 1960–70-х годов не только представляет новый взгляд на события Октябрьской революции и Гражданской войны, но и производит свою революцию в формировании кинообраза звуковыми средствами. Часть этих средств не выходит за рамки общемировых кинотрендов — звук и музыкальное сопровождение теперь не усиливает визуально-нарративное, а выступает самостоятельной единицей, голосом то режиссёра, то зрителя, который должен ...
Добавлено: 7 сентября 2018 г.
Запорожец О. Н., Колесник А. С., Laboratorium. Журнал социальных исследований 2019 Т. 11 № 2 С. 70-102
В статье рассматривается специфика городской памяти и мест, связанных с памятью о культурных героях в современных российских городах. Авторы изучают неконвенциональные места памяти, возникающие спонтанно и поддерживающиеся разными агентами и сообществами на протяжении десятилетий. Основной сюжет статьи – жизнь мест, посвященных памяти Виктора Цоя, лидера культовой рок-группы «Кино», появившихся после гибели музыканта в августе 1990 года. Статья отвечает на вопросы: ...
Добавлено: 12 декабря 2017 г.
Махов А. С., View. Theories and Practices of Visual Culture 2015 No. 9
Статья посвящена изучению конфликтной природы Лубянской площади. Изучая образ площади и историю его формирования, автор пытается объяснить значение Лубянки в публичном дискурсе современной России. ...
Добавлено: 2 декабря 2015 г.
Стефаненко Т. Г., Тумгоева Т. А., Котова М. В., Национальный психологический журнал 2017 Т. 28 № 4 С. 45-56
Актуальность (контекст) тематики статьи. Авторы статьи задаются вопросом о том, каким образом осуществляется преемственность и поддержание социальной идентичности из поколения в поколение. Особое внимание привлекают факты сохранения памяти о травматичном прошлом группы, например, происходивших репрессиях, депортациях, поскольку они противоречат распространенному взгляду на социальную идентичность как инструмент достижения позитивной индивидуальной самооценки на основании позитивного образа группы. ...
Добавлено: 1 марта 2016 г.
Мороз О. В., Фольклор и антропология города 2019 Т. 2 № 1-2 С. 399-402
Текст представляет собой рецензию на книгу К. Мерридейл «Каменная ночь. Смерт ьи память в России XX века». ...
Добавлено: 5 октября 2020 г.