Староверова Владислава Николаевна
- Младший научный сотрудник:Центр языка и мозга
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2021 году.
Полномочия / обязанности
- Проведение психолингвистических исследований: составление стимульного материала, сбор экспериментальных данных, разметка и скоринг данных, написание статей.
- Руководство курсовыми работами и проектами по психолингвистике.
- Преподавание.
- Участие в конференциях и воркшопах.
Образование
- 2024
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2022
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
-
Курс "Основные понятия искусственного интеллекта и применение в различных областях" (2024)
-
Курс первой помощи (2024)
-
4th International School on Psycholinguistics, Neurolinguistics and Clinical Linguistics (2024)
-
Зимняя школа по аналитике и data science (2024)
- Летняя когнитивная школа памяти Карла Дункера (2023)
- Курс "Talking Clearly About Your Research: A Mini-Course in Science Communication" (2023)
- Курс первой помощи (2022)
- X Всероссийская научная конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н.Н. Трауготт (2022)
- Летняя когнитивная школа памяти Карла Дункера (2022)
- Experimental Methods in Language Acquisition Research (2021)
- International Association for the Study of Child Language Summer School (2021)
- Летняя нейролингвистическая школа (2021)
Достижения и поощрения
Лауреат конкурса научно-исследовательских работ студентов по направлению "Лингвистика" - 2023
Победитель олимпиады "Высшая лига" по когнитивным наукам - 2022
Лауреат XII Молодёжной премии в области наук и инноваций - 2022
Победитель конкурса научно-исследовательских работ студентов по направлению "Лингвистика" - 2021
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (июнь 2023)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024-2025, 2023-2024)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2023-2024)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Психо- и нейролингвистический практикум (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
20251
20241
20234
- Статья Staroverova V., Lopukhina A., Zdorova N., Ladinskaya N., Vedenina O., Goldina S., Kaprielova A., Bartseva K., Dragoy O. Phonological and orthographic parafoveal processing during silent reading in Russian children and adults // Journal of Experimental Child Psychology. 2023. Vol. 226. Article 105571. doi
- Глава книги Лопухина А. А., Староверова В. Н., Здорова Н. С., Паршина О. А., Парешина Е. А., Джонбобоева Д. Б., Драгой О. В. ПАТТЕРНЫ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 21–22 июня 2023 г. / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : «Буки Веди», Московский институт психоанализа, 2023. С. 280-286.
- Глава книги Староверова В. Н. Перцептивный диапазон при чтении у русскоязычных взрослых и школьников 3-4 классов // В кн.: Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2023». М. : МАКС Пресс, 2023.
- Статья Староверова В. Н., Лопухина А. А., Здорова Н. С., Драгой О. В. Тест на быстрое автоматизированное называние: связь с чтением и нормативные данные для русскоязычных школьников // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 6. С. 24-33.
20223
- Препринт Lopukhina A., Zdorova N., Staroverova V., Ladinskaya N., Kaprielova A., Sofya Goldina, Olga Vedenina, Bartseva K., Dragoy O. Benchmark measures of eye movements during reading in Russian children / PsyArXiv. Series - "-". 2022. doi
- Статья Parshina O., Lopukhina A., Sofya Goldina, Ekaterina Iskra, Serebryakova M., Staroverova V., Zdorova N., Dragoy O. Global reading processes in children with high risk of dyslexia: a scanpath analysis // Annals of Dyslexia. 2022. Vol. 72. No. 3. P. 403-425. doi
- Глава книги Staroverova V., Lopukhina A. Perceptual Span during Silent Reading in Russian Adults and School Students in Grades 3-4, in: Общетеоретические и типологические проблемы языкознания. Материалы VII Международной научной конференции. Бийск : АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2022. P. 9-12.
20214
- Глава книги Веденина О. Д., Ладинская Н. С., Лопухина А. А., Барцева К., Гольдина С. М., Здорова Н. С., Каприелова А. В., Староверова В. Н., Драгой О. В. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 92-95.
- Глава книги Каприелова А. В., Лопухина А. А., Барцева К., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Здорова Н. С., Ладинская Н. С., Староверова В. Н., Драгой О. В. ВЛИЯНИЕ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ НА ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ У МЛАДШИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛЬНИКОВ // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 177-182.
- Статья Здорова Н. С., Каприелова А. В., Лопухина А. А., Барцева К., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Староверова В. Н., Драгой О. В. Вклад фонологической и орфографической обработки в развитие скорости чтения у русскоязычных младших школьников // Российский журнал когнитивной науки. 2021. Т. 8. № 1–2. С. 4-13. doi
- Глава книги Староверова В. Н., Лопухина А. А., Здорова Н. С., Ладинская Н. С., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Каприелова А. В., Барцева К., Драгой О. В. ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА В ПАРАФОВЕАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ЧТЕНИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021 / Под общ. ред.: Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман. М. : Буки Веди, 2021. С. 411-416.
20202
- Глава книги Vladislava Staroverova, Zdorova N., Lopukhina A. DEVELOPMENT OF PHONOLOGICAL AND ORTHOGRAPHIC PARAFOVEAL PROCESSING DURING READING IN RUSSIAN, in: Neurobiology of Speech and Language. Proceedings of the 4th International Conference on Neurobiology of Speech and Language. St. Petersburg : Scifiya-print, 2020. doi P. 17-18.
- Глава книги Zdorova N., Lopukhina A., Olga Vedenina, Sofya Goldina, Kaprielova A., Staroverova V., Dragoy O., Bartseva K. Phonological and orthographic processing affect reading fluency in Russian children, in: Neurobiology of Speech and Language. Proceedings of the 4th International Conference on Neurobiology of Speech and Language. St. Petersburg : Scifiya-print, 2020. doi P. 29-30.
Конференции
- 2024Наука и образование: проблемы и перспективы (Бийск). Доклад: Тест на распознавание книжных заголовков для младших школьников: пилотное исследование
- Проблемы онтолингвистики-2024: языковое взаимодействие взрослого и ребенка (Санкт-Петербург). Доклад: Распознавание букв русского алфавита в парафовеальной области у школьников 2-3 классов
- Десятая конференция-школа «Проблемы языка: взгляд молодых ученых» (Москва). Доклад: Children's perception of the Russian letters in the parafoveal area
- 11th Novi Sad workshop on Psycholinguistic, neurolinguistic and clinical linguistic research (PNCLR11). Доклад: Development of the perceptual span in Russian-speaking children
- X Международная конференция по когнитивной науке (Пятигорск). Доклад: Развитие перцептивного диапазона у детей с 1 по 4 класс
- X Международная конференция по когнитивной науке (Пятигорск). Доклад: Разработка, апробация и стандартизация теста «Карасик» для комплексной оценки навыков чтения младших школьников на русском языке
- XI Международная летняя нейролингвистическая школа (Москва). Доклад: Тест на распознавание книжных заголовков для младших школьников: пилотное исследование
- XI Международная летняя нейролингвистическая школа (Москва). Доклад: Обработка синтаксически неоднозначных предложений младшими школьниками
- 11th Novi Sad workshop on Psycholinguistic, neurolinguistic and clinical linguistic research (PNCLR11). Доклад: Developing a standardized assessment tool of text-level reading in primary school children
- 22nd European Conference on Eye Movements. Доклад: Perceptual span during reading in Russian
- 2023«Проблемы онтолингвистики – 2023: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы)» (Санкт-Петербург). Доклад: Перцептивный диапазон при чтении у русскоязычных взрослых и школьников 3-4 классов
- «Проблемы онтолингвистики – 2023: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы)» (Санкт-Петербург). Доклад: Апробация нового теста для оценки навыков чтения русскоязычных младших школьников
- The 36th Annual Conference on Human Sentence Processing. Доклад: Perceptual span during silent reading in Russian adults and children
- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023» (Москва). Доклад: Перцептивный диапазон при чтении у русскоязычных взрослых и школьников 3-4 классов
- International Workshop on Reading and Developmental Dyslexia (Сан-Себастьян). Доклад: Perceptual span during silent reading in Russian-speaking adults and children
- Когнитивная наука в Москве: новые исследования (Москва). Доклад: Паттерны движений глаз при чтении предложений у русскоязычных школьников и взрослых
- The 36th Annual Conference on Human Sentence Processing. Доклад: Global reading patterns in Russian-speaking children and adults: a scanpath analysis
- Всероссийская летняя школа молодых учёных памяти Карла Дункера. Доклад: Как боковое зрение помогает нам читать: орфографическая обработка в парафовеальной области у детей и взрослых
- IX Студенческая конференция Института Лингвистики. Доклад: Восприятие букв русского алфавита в парафовеальной области у младших школьников
- 202235th Annual Conference on Human Sentence Processing. Доклад: Attention-Language Interaction in Multilingual Assessment Instrument for Narratives
- 21st European Conference on Eye Movements. Доклад: The role of phonological and orthographic parafoveal processing during silent reading in Russian children and adults
- 21st European Conference on Eye Movements. Доклад: Scanpath analysis of eye movements during reading in children with high risk of dyslexia
- 21st European Conference on Eye Movements. Доклад: A large-scale eye-movement study of reading in Russian children
- Всероссийская летняя школа молодых учёных памяти Карла Дункера. Доклад: Перцептивный диапазон при чтении у русскоязычных взрослых и школьников 3-4 классов
- Architectures and Mechanisms for Language Processing. Доклад: A large-scale eye-movement study of silent reading in Russian children
- «Проблемы онтолингвистики-2022: речевой мир ребенка (универсальные механизмы и индивидуальные процессы)» (Санкт-Петербург). Доклад: Формирование чтения у русскоязычных школьников 1-6 классов по данным видеоокулографии
- VII Международная научная конференция «Общетеоретические и типологические проблемы языкознания» (Бийск). Доклад: Perceptual Span during Silent Reading in Russian Adults and School Students in Grades 3-4
- Речь, грамотность, дислексия (Сочи). Доклад: Перцептивный диапазон при чтении у русскоязычных взрослых и школьников 3-4 классов
- VIII Студенческая конференция Института лингвистики. СКИЛ 2022 (Москва). Доклад: Перцептивный диапазон при чтении у русскоязычных взрослых и школьников 3-4 классов
- 2021SRCD (Society for Research in Child Development) 2021 Virtual Biennial Meeting. Доклад: Phonological and Orthographic Parafoveal Processing during Reading in Children and Adults
- Summer Neurolinguistics School. Доклад: Parafoveal processing in children and adults: phonological and orthographic effects
- Boston University Conference on Language Development 46. Доклад: Phonological and orthographic parafoveal processing in Russian children and adults
- 2020Summer Neurolinguistics School (Москва). Доклад: Development of Phonological and Orthographic Parafoveal Processing during Reading in Russian
- 26th AMLaP. Доклад: Development of Phonological and Orthographic Parafoveal Processing during Reading in Russian
- IX Международная конференция по когнитивным наукам. Доклад: Фонологическая и орфографическая обработка при чтении у русскоязычных взрослых
- 4th International Conference "Neurobiology of Speech and Language" (Санкт-Петербург). Доклад: Development of Phonological and Orthographic Parafoveal Processing during Reading in Russian
Гранты
- 2022-2023 – грант Министерства науки и высшего образования № 075-15-2020-793 «Компьютерно-лингвистическая платформа нового поколения для цифровой документации русского языка: инфраструктура, ресурсы, научные исследования».
- 2022 – грант ВШЭ в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»: «Тест Рея: разработка мультиязычного цифрового приложения для диагностики нарушений памяти у детей».
- 2020-2021 – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), № 19-313-51014 "Формирование навыка чтения у русскоговорящих школьников: видеоокулографическое исследование вклада разноуровневой языковой обработки в освоение чтения".
Опыт работы
2023 - настоящее время: младший научный сотрудник Центра языка и мозга
2021-2022: стажёр-исследователь Центра языка и мозга
2021-2022: учебный ассистент по старославянскому языку, Школа лингвистики
2019-2020: преподаватель лингвистики, Лицей 1500
Информация*
Максим Анисимович Кронгауз, Елизавета Сергеевна Громенко, Валерий Александрович Шульгинов выступили с лекциями на XXIV Летней лингвистической школе
В июле в учебном центре ВШЭ «Вороново» прошла XXIV Летняя лингвистическая школа, собравшая 75 школьников из разных регионов России, а также 15 студентов лингвистических отделений ВШЭ, РГГУ и МГУ и около 30 преподавателей.
Сотрудники Центра языка и мозга на «X Международной конференции по когнитивным наукам» в Пятигорске
26-30 июня в Пятигорском государственном университете прошла«X Международная конференция по когнитивным наукам», организованная Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований. На ней были представлены устные и стендовые доклады, посвященные междисциплинарным когнитивным исследованиям познания, интеллекта, мышления, языка и речи, приобретения и реализации навыков и знаний, мозговых механизмов психической деятельности и сложных форм поведения. В конференции приняли участие ведущие специалисты в области междисциплинарных когнитивных исследований, в том числе — сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.
Владислава Староверова и Нина Здорова на двух научных мероприятиях в Сербии
Сотрудницы Центра языка и мозга прошли обучение в рамках весенней школы и выступили с устными докладами на воркшопе, завершившем школу
Команда Центра языка и мозга приняла участие в конференции «Малые языки в большой лингвистике 2024», в Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2024» и в Десятой конференции-школе «Проблемы языка: взгляд молодых ученых»
Сотрудники Центра языка и мозга представили свои работы на трех конференциях.
Владислава Староверова и Светлана Дорофеева прочитали лекции в Нижегородском государственном художественном музее
С 3 ноября по 14 января в Нижегородском государственном художественном музее проходит выставка "Лёгкое чтение: книжки с картинками". В рамках выставки научные сотрудники Центра языка и мозга Владислава Староверова и Светлана Дорофеева рассказали слушателям о том, как устроен процесс чтения с точки зрения психо- и нейролингвистики.
Сотрудники Центра языка и мозга провели школьникам экскурсию по лаборатории
31 октября учащиеся 9-11 классов в рамках осенних медиаканикул посетили Центр языка и мозга.
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа, посвящённая айтрекингу – методу отслеживания движений глаз человека, который применяется как в фундаментальных исследованиях, так и за пределами научных лабораторий.
Сотрудники Центра языка и мозга Владислава Староверова и Ольга Тужик приняли участие в XXIII Летней лингвистической школе
Сотрудники Центра языка и мозга приняли участие в XXIII Летней лингвистической школе
Владислава Староверова и Нина Здорова выступили на Международном Воркшопе по чтению и дислексии iWORDD в Испании
Младшие научные сотрудницы Центра языка и мозга представили стендовые доклады на конференции iWORDD - International Workshop on Reading and Developmental Dyslexia
Команда Центра языка и мозга приняла участие в конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования»
Сотрудники Центра Языка и Мозга представили свои работы на конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». Директор Центра Ольга Драгой выступила на круглом столе «Несомненные достижения когнитивной науки в XXI веке», где она рассказала об успехах нейронауки.
Носители русского языка при чтении быстрее понимают слова по их написанию, чем по звучанию
Это характерно даже для младших школьников
Поздравляем молодых ученых с выступлением на Студенческой конференции СКИЛ 2022!
Студенты и аспирант Центра Языка и Мозга выступили с устными докладами на VIII Студенческой конференции
Владислава Староверова выступила на двух конференциях
Студентка третьего курса бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Владислава Староверова приняла участие в двух конференциях. В начале апреля она выступила на конференции по детскому развитию, организованной SRCD, а в конце месяца — на саммите «Большие вызовы для общества, государства и науки». Мы попросили Владиславу поделиться своими впечатлениями от обоих выступлений.
Студенты Школы лингвистики на международной конференции «Нейробиология языка и речи»
Доклады на престижной конференции в соавторстве с сотрудниками Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили студентки бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Ольга Веденина, Софья Гольдина, Валерия Лелик и Владислава Староверова.