• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Журнал будет интересен не только профессионалам»

«Журнал будет интересен не только профессионалам»

© iStock

Департамент мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ выпустил первый номер журнала «Современная мировая экономика». О принципах редакционной политики, приоритетных темах и отборе авторов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал один из главных редакторов нового издания, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров.

Игорь Макаров

— Когда в департаменте возникла идея выпускать собственный журнал по мировой экономике? Кого можно назвать инициаторами его создания?

— Идея родилась одновременно у декана факультета мировой экономики и мировой политики Вышки Анастасии Лихачевой, меня и научного руководителя департамента профессора Леонида Григорьева. Мы обсуждали особенности развития исследований по мировой экономике в новых условиях на ученом совете факультета и пришли к выводу, что издаваемые в России журналы по мировой экономике не являются в полной мере платформой для полноценной академической дискуссии в этой сфере. Статьи по мировой экономике растворены либо в общеэкономических журналах, либо в журналах по международным отношениям. Это тормозит развитие специальности в целом: формирование исследовательского сообщества, воспроизводство кадров, предоставление экспертизы для людей, принимающих решения, и информирование широкой публики. Из обозначения этих проблем логично возникло предложение: почему бы нам не издавать собственный журнал, который будет публиковать отечественных экономистов, изучающих глобальные проблемы, и одновременно зарубежных экономистов, доводить их аргументы для российских читателей.

Окончательно решение об издании было принято в мае-июне 2022 года, его актуальность подкрепила полномасштабная конфронтация России с Западом. Необходимость получения актуальной информации и полноценной научной дискуссии по проблемам мировой экономики в России сейчас только усилилась. Мы полагаем, что сможем внести свой вклад в ее обеспечение.

— Что стимулировало стремление издавать новый журнал?

— Мы в последние годы увидели, что мировая экономика претерпевает фундаментальные изменения, требующие осмысления. Ускорился переход центра экономического развития из развитых стран в развивающиеся, прежде всего азиатские, обратились вспять многие направления глобализации. Одновременно трансформировались, в том числе из-за санкций против России, торговые и финансовые потоки. И сам феномен санкций, применяемых в таком объеме впервые, не вполне изучен экономической наукой. Одни страны лишились дешевых энергоресурсов, азиатские страны, напротив, получили возможность их импорта, Россия лишилась части рынков сбыта. Высокие цены создают проблемы для стран — импортеров энергоресурсов, это меняет традиционный набор конкурентных преимуществ, лежавших в основе глобализации последних десятилетий. В совокупности эти процессы требуют осмысления, обсуждения специалистами, доведения этой дискуссии до широкой общественности и лиц, принимающих решения.

— Кого бы вы назвали целевой аудиторией журнала?

— Мы хотели бы издавать журнал для всех, кто интересуется мировой экономикой. Понятно, что не все аспекты исследований понятны широкой публике. Например, работы, базирующиеся на сложных математических методах, с ходу понять смогут не все.

Для нас принципиально важно публиковать работы по интересным и актуальным темам, показывающим важные изменения в мировой экономике. Мы полагаем, что благодаря этому журнал будет интересен не только узкопрофильным профессионалам, но и широкому кругу экономистов, специалистам смежных специальностей, а также, конечно, лицам, принимающим решения

Мы надеемся, что это позволит избежать упрощенных представлений о процессах в мировой экономике, неправильных прогнозов и базирующихся на них неверных решений, снизить соответствующие риски и обогатить профессиональные дискуссии. 

— Какие темы вы считаете приоритетными?

— В журнале несколько рубрик, одна из ключевых — «Мировая экономика в условиях турбулентности». Она посвящена исследованиям трансформационных процессов, происходящих в условиях шоков, от коронавирусного до санкционных. У нас есть постоянные рубрики о международной торговле и инвестициях, финансах, энергетической и климатической политике, социальных проблемах, страновых и региональных процессах. Мы принимаем статьи по широкому спектру тем, охватывающих международные экономические процессы: от демографии и миграции до технологического прогресса и цифровизации. Мы готовы обсуждать все темы.

— Вы бы хотели сосредоточиться на эмпирических исследованиях или на теоретических и новых идеях?

— Мы полагаем, что в журнале важно публиковать эмпирические работы с детальным количественным анализом происходящих явлений. Однако есть существенная проблема: данные довольно медленно собираются и затем долго обрабатываются. Вследствие длительного цикла подготовки публикаций получается, что статьи посвящены проблемам вчерашнего дня. Нам важно принимать работы, посвященные анализу актуальных тенденций и обсуждающие новые идеи. Мировая экономика меняется настолько быстро, что заниматься только эмпирикой для экономистов — непозволительная роскошь. Если концентрироваться только на эмпирике, то не будет времени на обсуждение научных идей, а это очень важно, поскольку многие базовые концепции сейчас подвергаются сомнению.

Например, ценность свободной торговли рассматривалась как нечто очевидное, но в практике многих развитых и развивающихся стран она прямо сейчас практически ниспровергается. Соображения безопасности (энергетической, экономической, военной) стремительно включаются в процесс принятия внешнеэкономических решений в качестве важнейшего компонента. Меняются и подходы к устойчивому развитию, методам достижения его целей, сути самого этого понятия. Достижение Целей устойчивого развития, установленных ООН, на фоне глобальной турбулентности отдаляется, и возможно выдвижение новых подходов. Важно их предлагать.

— Насколько важно, по вашему мнению, продолжение профессиональной неполитизированной дискуссии по ключевым проблемам мировой экономики?

— Это принципиально важно. Личные контакты у меня и коллег с экономистами из стран Запада сохранились, но институциональные связи во многом разрушены, совместных публикаций и конференций стало меньше. По многим вопросам, связанным с участием России в мировой экономике, произошла некоторая поляризация взглядов.

Важно, чтобы иностранные ученые знали точку зрения российских коллег, а россияне, интересующиеся мировой экономикой, — позицию зарубежных. Поэтому журнал будет выходить в русской и английской версиях. Важно также, чтобы в России широкий круг людей получил доступ к статьям иностранных исследователей, а публикация на русском языке существенно расширяет аудиторию

Мы рады публиковать работы исследователей из разных стран. И в первом номере, и в будущих есть статьи и европейских коллег, и ученых из незападного мира. Представить точки зрения профессионалов из разных стран — принципиально важный для нас момент. 

— То есть журнал открыт для статей ученых из всех стран?

— Да, разумеется, для нас важно соблюдать академические принципы публикации и научной дискуссии.

— Будет ли издаваться китайская версия журнала?

— Английский язык — универсальный для экономистов, китайские коллеги, уверен, читают англоязычные работы. Перевод на китайский язык резко повысил бы стоимость издания.

iStock

— Насколько активно ученые-экономисты в России и за рубежом откликнулись на объявление об издании журнала? Не было ли проблем в общении с иностранными учеными?

— Нет, проблем в общении с иностранными коллегами нет. Они могут возникать скорее из-за библиометрических соображений: журнал только запущен, и, поскольку мы пока не вошли в международные базы цитирования, интерес к изданию несколько ниже, чем может быть к раскрученному высокорейтинговому журналу. Во многих странах существуют стимулы за публикации в таких журналах, у нас же авторы пока публикуются на энтузиазме, понимая перспективность новой площадки для дискуссии. Мы предполагаем, что по мере индексации журнала поток статей будет расширяться. В любом случае, зарубежные коллеги выражали большой интерес к появлению в России интернационализированного журнала по мировой экономике. 

— Сколько статей вы уже получили, каков объем редакционного портфеля?

— У нас в той или иной степени готовности расписаны три оставшихся номера этого года, но это не значит, что новые поступающие статьи не имеют шансов. Всегда возможны замены и корректировки, мы заинтересованы в новых авторах.

— Как вы отбирали материалы для первого номера?

— Мы в первую очередь связывались с авторами, которые могли написать качественные статьи по интересным темам. Мне представляется, что первый выпуск получился по-настоящему ударным. Леонид Григорьев в своей статье показал, как шоки последних лет влияют на деловой цикл и ввергают экономику в необычную рецессию. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич анализировал неосязаемые факторы финансовых кризисов. Наш норвежский коллега Гленн Дизен пишет об эволюции экономики ЕС. Академик РАН Наталья Иванова изучила нынешние процессы технологической глобализации и роль Китая в ней. Моя статья посвящена типологии протекционистских мер и ответу на вопрос, почему развитые страны, ранее бывшие главными сторонниками глобализации, сейчас внедряют практики протекционизма сильнее других. Ренато Бауманн и Рафаэль Шлейхер представляют бразильский взгляд на международную помощь развитию.

iStock

— Каков, по вашему мнению, оптимальный объем статьи для журнала? Сколько статей предполагается публиковать в каждом выпуске?

— Планируется публиковать статьи в один печатный лист, это стандартный размер. Что касается числа материалов, предполагаем включать в каждый номер шесть авторских статей и один обзорный материал — например, о конференции или другом научном мероприятии. Дополнительным материалом может быть рецензия на вышедшую книгу, ответ на ранее вышедшую у нас публикацию, полемическая статья или эссе.

— Планируется ли в будущем издание бумажного варианта?

— Журнал — электронное СМИ, это наш сознательный выбор. Сейчас статьи читаются в основном в электронной версии, и на создании ее и сайта сосредоточены основные усилия. В бумажной форме, как мне представляется, нет острой необходимости.

— В обращении редколлегии журнала отмечается, что мировая экономика переживает самые масштабные изменения за последние полвека. Будете ли вы изучать историю прежних экономических потрясений для понимания нынешних процессов?

— Да, разумеется, мы будем принимать статьи об истории мировой экономики, в том числе и об уроках предыдущих мировых потрясений. Кстати, не так давно мы и сами на факультете мировой экономики и мировой политики реализовали проект, посвященный таким урокам: рассматривали и крупнейшие кризисы в истории ведущих стран, и глобальные кризисы 1970-х  и 2008–2009 годов. Они важны для нас как база для сравнения и осмысления того, как государствам следует действовать в кризисных ситуациях.

— У журнала два главных редактора — вы и научный руководитель департамента профессор Леонид Григорьев. Как налажено взаимодействие между вами?

— Мы давно работаем вместе с Леонидом Марковичем, я — руководителем департамента мировой экономики, он — научным руководителем, у нас нет проблем с разделением обязанностей и ответственности. Журнал требует большой работы и в части концептуализации, и в части коммуникации с авторами и рецензентами, и в части работы с текстами. Выполнять эту работу каждому по отдельности было бы сложно. То, что нас двое, облегчает ситуацию, а не осложняет ее, никаких проблем я не предвижу.

Хотел бы отметить, что в журнале собрана очень сильная команда. Это и Ольга Клочко, заместитель главного редактора, и Татьяна Барабанова, которая заведует всей административно-технической частью. Мы хотим, чтобы журнал не только публиковал качественные статьи талантливых авторов, но и хорошо выглядел, чтобы материалы качественно редактировались литературно и качественно переводились. Очень важен и редакционный совет, состоящий из авторитетных российских и зарубежных ученых, которые помогают в привлечении авторов и распространении информации о журнале по своему кругу контактов.

В первом номере журнала «Современная мировая экономика» научный руководитель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев в своей статье анализирует влияние шоков последних лет на деловой цикл и переход экономики к необычной рецессии. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич изучил неосязаемые факторы финансовых кризисов. Норвежский исследователь Гленн Дизен пишет об эволюции экономики ЕС. Академик РАН Наталья Иванова рассмотрела нынешние процессы технологической глобализации и роль Китая в них. Статья Игоря Макарова посвящена типологии протекционистских мер и ответу на вопрос, почему развитые страны, ранее бывшие главными сторонниками глобализации, сейчас внедряют практики протекционизма сильнее других. Ренато Бауманн и Рафаэль Шлейхер представили бразильский взгляд на международную помощь развитию. С полными текстами статей можно ознакомиться по ссылке.