Инновации: нужна многовариантность
Одну из публичных лекций в рамках Х конференции в ВШЭ прочитала Анна Ли Саксениан (Anna Lee Saxenian) — известный специалист по изучению развития новых отраслей и регионов роста. Она наблюдает за инновационными процессами в Силиконовой долине и по всему миру уже несколько десятков лет. Последние исследования Саксениан посвящены поисковым сетям и их роли в современной экономике, об этом же она говорила в ВШЭ, предварительно обрисовав общую логику инновационного развития.
Логика эта заключается в переходе от "большого взрыва" и попыток его клонирования к плавному поступательному децентрализованному развитию. Лучше налаживать связи с мощными центрами типа Силиконовой долины, чем пытаться их воссоздать у себя на родине. Всякая попытка повторить или сконструировать чужие инновационные инструменты и инфраструктуру "сверху" окажется заведомо менее успешной, чем опора на растущие "снизу" веяния. Для лидерства на мировых рынках уже недостаточно просто удовлетворять спрос потребителей — следует постоянно прислушиваться к возникающим альтернативам, искать их и выращивать. Развитие немыслимо без активного поиска вариантов. Осуществляют его не правительства, а разнообразнейшие сети, в создании которых единого рецепта нет и быть не может.
В качестве примеров успешной сетевой работы Саксениан привела Ирландию, а неуспешной — Финляндию, но основное внимание на лекции было уделено Тайваню.
Правильный остров
Случай Тайваня известен и описан достаточно хорошо. После Второй мировой войны сотни тысяч молодых китайцев отправились оттуда в США получать образование. Большинство остались в Америке, создав неформальные сети, облегчающие социализацию и обустройство на новой почве. Многие заняли высокие и средние посты в системе американской электронной промышленности, в т.ч. венчурном финансировании. В 1970-е гг. родина начала привлекать их не только тем, что она — родина, но и наличием дешевой рабочей силы. Однако был и еще один фактор, который сделал Тайвань флагманом полупроводниковой индустрии. У власти в стране находились люди, прислушивавшиеся к диаспоре и восприимчивые к ее модернизирующему влиянию. Именно заокеанские китайцы убедили Тайвань не следовать путем Японии с ее тяжелой промышленностью, а сразу настроиться на микроэлектронное будущее.
Созданные выходцами из США при поддержке властей квазигосударственные венчурные фонды оказались успешными, став моделью для частных инвесторов. Был создан индустриальный парк в Синьчжу, сначала считавшийся младшим близнецом Силиконовой долины, а затем ставший ее полноправным партнером. Успех Тайваню принесли возвращающиеся "новые аргонавты" (термин Саксениан), не только транслирующие ценности транспарентности и антииерархичности, но и внедряющие их в сознание властей. Конечно, наряду с институциональными изменениями они несли деловые контакты, деньги и опыт.
Как только success stories стало достаточно, тайваньцы потянулись назад буквально толпами. Сейчас, когда жизнь на родине заметно улучшилась, выросли зарплаты и т.д., у правительства страны новая головная боль: слишком мало жителей желает покинуть родину и влиться в ее глобальную сеть. Теперь уже сам Тайвань служит Колхидой для "аргонавтов" из Китая. Впрочем, аналогия здесь неточная: тайваньцы не возвращаются, а просто едут в материковый Китай в погоне за дешевой рабочей силой и льготами, которые им во множестве предлагают, например, в Шанхае.
Принципиально, что подобная модель развития не приносит излишней интеграции и монополизации, оставаясь восприимчивой к новым идеям. Одной из таких концепций стало разделение разработки и производства интегральных схем, вылившееся в появление специальных foundries. Крупнейшие из них находятся на Тайване и имеют выручку в десятки миллиардов долларов.
Еще один правильный остров
Случай Ирландии отличается меньшей ролью диаспоры. Ключевой оказалась деятельность IDA Ireland — правительственного агентства по продвижению иностранных прямых инвестиций. Низкая в 1970—80-е гг. стоимость рабочей силы вкупе с серьезными налоговыми льготами помогли в агрессивном привлечении транснациональных корпораций.
Ирландцы сделали упор на хайтек, связав инновации на иностранные деньги с собственным образованием. Крайне гибкий подход в заманивании иностранных клиентов, включающий субсидии и гранты, дал первые истории успеха, которые были умело разрекламированы. Вдобавок Ирландия грамотно распорядилась дотациями Евросоюза, направив их на образование и инфраструктуру.
Финский тормоз
Финляндия, страна с одной из наиболее развитых национальных инновационных систем в мире, хороших перспектив не имеет, уверена Саксениан. Все дело именно в ее инновационной системе — в том, что она национальная. Да, НИС стимулирует спрос на R&D, инвестирует в образование (что отлично видно, например, по PISA), имеет прозрачный дерегулированный рынок.
Однако принятая модель развития приводит к появлению гигантских транснациональных компаний, поглощающих все новое и предпочитающих оптимизацию поиску новых решений. Такая компания, по большому счету, в Финляндии одна — NOKIA, которую Анна Ли Саксениан считает очень inward-looking, т.е. "обращенной вовнутрь". В революции, запущенной Apple и Google, она до недавнего времени не участвовала и постепенно превращается в догоняющего, уверена докладчица.
Система, в которой довлеют несколько крупных фирм, давно не порождает интересных стартапов, горизонтальные связи в ней неэффективны. Это позволяет говорить о нежизнеспособности всей концепции интеграции национальных инноваций.
Совет для России у госпожи Саксениан только один, и он прямо проистекает из ее представления о гетеродоксии, обязательной многовариантности и неизвестности будущего. Правительству нужно постоянно советоваться с инноваторами, искать и поддерживать уже появившиеся ростки, а не насаждать их.
Иван Стерлигов
Видеозаписи выступлений на Международной научной конференции