• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы развития безналичных платежей в России

31 октября в РИА Новости состоялась презентация результатов исследовательского проекта «Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей», реализованного коллективом Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ.

Исследование провели сотрудники лаборатории Вадим Радаев (руководитель), Зоя Котельникова, Максим Маркин, Елена Назарбаева, Наталья Прокопова. За две недели до официальной презентации (16 октября) академическое обсуждение полученных результатов прошло в рамках семинара серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ). С докладом «Что мешает распространению платежных карт в России?» выступил Вадим Радаев.

По словам Вадима Радаева, в настоящее время стремительно растет число платежных карт, но при этом оплата с помощью этих карт развивается значительно медленнее, не так, как хотелось бы участникам рынка. Возникает вопрос: почему этот сегмент рынка на сегодня не сильно развит? Вадим Радаев пояснил, что проблема неразвитости безналичного оборота обсуждалась и ранее, так как все участники рынка заинтересованы в снятии барьеров и активизации безналичного денежного оборота, но до этого «заход» производился либо со стороны банков, либо со стороны конечных потребителей. Между тем на рынке безналичных платежей существует три игрока: банки, потребители и сами торговые компании. Представленное исследование является первой попыткой посмотреть на проблему со стороны торговых компаний.

Неразвитость инфраструктуры для обслуживания безналичных платежей и отсутствие доверия населения к таким операциям очевидны. Но проблема усугубляется тем, что и самим торговым компаниям относительно невыгодно развивать безналичный денежный оборот. Вроде бы понятно: во многом это связано с высокими ставками торговой уступки за проведение безналичных платежей. Но так ли это на самом деле? Высоки ли издержки торгово-сервисных компаний?

Для того чтобы ответить на все эти вопросы, Вадим Радаев обратился к эмпирическим данным. Был проведен стандартизованный опрос 42 торгово-сервисных компаний, работающих на разных товарных рынках, которые были представлены поровну как федеральными, так и региональными компаниями, включая и крупные, и средние, и мелкие компании. С 13 представителями торговых компаний были также проведены интервью, в ходе которых получены пояснения по анкете и заданы дополнительные вопросы для более глубокого понимания проблемы. При подготовке инструментария были учтены замечания представителей Министерства финансов, Центрального банка и Федеральной антимонопольной службы России.

Далее Вадим Радаев перешел к представлению результатов исследования. Во-первых, он отметил, что рынок безналичных платежей в России растет, но пока не развит по международным меркам. По уровню его развития Россия находится близко к Индии, Мексике и Китаю, отставая от ведущих западных стран в 20-25 раз. При этом в России рынок безналичных платежей высоко концентрирован, и несмотря на то, что наблюдается рост, структура рынка не прогрессивна.

Относительно распространенности платежных карт выявилось, что все опрошенные компании принимают к оплате платежные карты Visa и MasterCard, однако ограничивается только ими лишь каждая третья компания. Доля безналичных платежей у опрошенных компаний пока не велика: в среднем 17% по числу платежей и 19% по их стоимости. Взаимоотношения с эквайерами все компании оценивают достаточно позитивно, не было ни одного упоминания о дополнительных комиссиях или штрафах.

Основной исследовательский вопрос работы посвящен ставкам торговой уступки и их уровню, действительно ли он настолько высок. Исследование показало, что ставки действительно довольно высоки, но при этом они более умеренные, нежели чем об этом говорится экспертами и преподносится средствами массовой информации. Как отметил Вадим Радаев, участники рынка отмечают, что ставки завышены, но многие относятся к этому философски. При этом важно отметить, что ставки во многом зависят от оборота компании: чем больше оборот, тем меньше ставка торговой уступки.

В ходе представления результатов, Вадим Радаев обратил внимание собравшихся на недавно переведенную книгу Али Гусевой (Гусева А. Карты в руки. Зарождение рынка банковских карт в постсоветской России. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012), в которой он нашел немало информации, важной для понимания этого рынка.

Закончил свое выступление Вадим Радаев основными рекомендациями, которые были выработаны по результатам исследования. Во-первых, госрегуляторам и участникам рынка нужно стимулировать торговые компании, особенно малый и средний бизнес, к использованию безналичного оборота. Во-вторых, очень важно сочетать экономические и административные меры воздействия для развития рынка безналичных платежей. И, в-третьих, платежным системам следует ускорять возвраты и повышать транспарентность и безопасность безналичных платежей.

В ходе обсуждения коллеги высказали мнение о том, что данная проблема связана с тремя сюжетами: отношения банков и платежных систем, отношения банков и торговых компаний и отношения торговых компаний и покупателей. При этом в исследовании ставка сделана на второй сюжет, хотя допустимо, что ответ на основной исследовательский вопрос можно обнаружить также в первом и третьем сюжетах.

Подводя итог встречи, Вадим Радаев отметил, что на сегодня все стороны заинтересованы в развитии безналичного денежного оборота, но никто не хочет сделать шаг в сторону стимулирования роста за свой счет. Система находится в равновесном состоянии, которое нельзя назвать оптимальным.

Наталья Прокопова, стажер-исследователь ЛЭСИ, специально для новостной службы портала ВШЭ