Проблемы развития безналичных платежей в России
Исследование провели сотрудники лаборатории Вадим Радаев (руководитель), Зоя Котельникова, Максим Маркин, Елена Назарбаева, Наталья Прокопова. За две недели до официальной презентации (16 октября) академическое обсуждение полученных результатов прошло в рамках семинара серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ). С докладом «Что мешает распространению платежных карт в России?» выступил Вадим Радаев.
По словам Вадима Радаева, в настоящее время стремительно растет число платежных карт, но при этом оплата с помощью этих карт развивается значительно медленнее, не так, как хотелось бы участникам рынка. Возникает вопрос: почему этот сегмент рынка на сегодня не сильно развит? Вадим Радаев пояснил, что проблема неразвитости безналичного оборота обсуждалась и ранее, так как все участники рынка заинтересованы в снятии барьеров и активизации безналичного денежного оборота, но до этого «заход» производился либо со стороны банков, либо со стороны конечных потребителей. Между тем на рынке безналичных платежей существует три игрока: банки, потребители и сами торговые компании. Представленное исследование является первой попыткой посмотреть на проблему со стороны торговых компаний.
Неразвитость инфраструктуры для обслуживания безналичных платежей и отсутствие доверия населения к таким операциям очевидны. Но проблема усугубляется тем, что и самим торговым компаниям относительно невыгодно развивать безналичный денежный оборот. Вроде бы понятно: во многом это связано с высокими ставками торговой уступки за проведение безналичных платежей. Но так ли это на самом деле? Высоки ли издержки торгово-сервисных компаний?
Для того чтобы ответить на все эти вопросы, Вадим Радаев обратился к эмпирическим данным. Был проведен стандартизованный опрос 42 торгово-сервисных компаний, работающих на разных товарных рынках, которые были представлены поровну как федеральными, так и региональными компаниями, включая и крупные, и средние, и мелкие компании. С 13 представителями торговых компаний были также проведены интервью, в ходе которых получены пояснения по анкете и заданы дополнительные вопросы для более глубокого понимания проблемы. При подготовке инструментария были учтены замечания представителей Министерства финансов, Центрального банка и Федеральной антимонопольной службы России.
Далее Вадим Радаев перешел к представлению результатов исследования. Во-первых, он отметил, что рынок безналичных платежей в России растет, но пока не развит по международным меркам. По уровню его развития Россия находится близко к Индии, Мексике и Китаю, отставая от ведущих западных стран в 20-25 раз. При этом в России рынок безналичных платежей высоко концентрирован, и несмотря на то, что наблюдается рост, структура рынка не прогрессивна.
Относительно распространенности платежных карт выявилось, что все опрошенные компании принимают к оплате платежные карты Visa и MasterCard, однако ограничивается только ими лишь каждая третья компания. Доля безналичных платежей у опрошенных компаний пока не велика: в среднем 17% по числу платежей и 19% по их стоимости. Взаимоотношения с эквайерами все компании оценивают достаточно позитивно, не было ни одного упоминания о дополнительных комиссиях или штрафах.
Основной исследовательский вопрос работы посвящен ставкам торговой уступки и их уровню, действительно ли он настолько высок. Исследование показало, что ставки действительно довольно высоки, но при этом они более умеренные, нежели чем об этом говорится экспертами и преподносится средствами массовой информации. Как отметил Вадим Радаев, участники рынка отмечают, что ставки завышены, но многие относятся к этому философски. При этом важно отметить, что ставки во многом зависят от оборота компании: чем больше оборот, тем меньше ставка торговой уступки.
В ходе представления результатов, Вадим Радаев обратил внимание собравшихся на недавно переведенную книгу Али Гусевой (Гусева А. Карты в руки. Зарождение рынка банковских карт в постсоветской России. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012), в которой он нашел немало информации, важной для понимания этого рынка.
Закончил свое выступление Вадим Радаев основными рекомендациями, которые были выработаны по результатам исследования. Во-первых, госрегуляторам и участникам рынка нужно стимулировать торговые компании, особенно малый и средний бизнес, к использованию безналичного оборота. Во-вторых, очень важно сочетать экономические и административные меры воздействия для развития рынка безналичных платежей. И, в-третьих, платежным системам следует ускорять возвраты и повышать транспарентность и безопасность безналичных платежей.
В ходе обсуждения коллеги высказали мнение о том, что данная проблема связана с тремя сюжетами: отношения банков и платежных систем, отношения банков и торговых компаний и отношения торговых компаний и покупателей. При этом в исследовании ставка сделана на второй сюжет, хотя допустимо, что ответ на основной исследовательский вопрос можно обнаружить также в первом и третьем сюжетах.
Подводя итог встречи, Вадим Радаев отметил, что на сегодня все стороны заинтересованы в развитии безналичного денежного оборота, но никто не хочет сделать шаг в сторону стимулирования роста за свой счет. Система находится в равновесном состоянии, которое нельзя назвать оптимальным.
Наталья Прокопова, стажер-исследователь ЛЭСИ, специально для новостной службы портала ВШЭ