• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Кооперация с научными организациями и вузами – ключ к успеху инновационного бизнеса»

«Кооперация с научными организациями и вузами – ключ к успеху инновационного бизнеса»

© iStock

Результативность инновационного бизнеса зависит от умения компании разрабатывать инновации в сотрудничестве с внешними партнерами. Это делают практически все российские промпредприятия, но лишь немногие имеют разветвленную партнерскую сеть, выяснили в НИУ ВШЭ. Статья опубликована в декабрьском номере журнала «Форсайт».

Используя данные двух волн мониторинга инновационной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности в 2015 и 2018 годах, ученые Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые подтвердили распространенную, но не имеющую однозначного подтверждения гипотезу о связи открытости стратегии с конечной результативностью инноваций.

Обследование охватывало предприятия обрабатывающей промышленности, расположенные не менее чем в 40 регионах страны. В 2015 году в выборку вошли 1206 предприятий, из них 805 инновационно-активных – они разрабатывали либо внедряли технологические инновации в течение последних трех лет. Объектом исследования в 2018 году выступили 545 предприятий высоко- и среднетехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности (422 инновационно-активных).

 Валерия Власова, научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций НИУ ВШЭ

Мы на российских данных показали, что компании, способные создавать продукцию высокой рыночной новизны, отличает активная вовлеченность в сетевое взаимодействие и главное — тесное сотрудничество с организациями науки и образования в процессе разработки и внедрения инноваций.

При разработке инноваций компания сотрудничает с разными типами контрагентов: и с клиентами/поставщиками, и конкурентами, и с органами государственной власти, и консалтинговыми фирмами, и с организациями сектора исследований и разработок. В статье рассматривается девять типов разных партнеров, с которыми предприятия могут сотрудничать в самых разных комбинациях.

Для выявления закономерностей в конфигурации кооперационных сетей ученые взяли три аспекта сетевого взаимодействия — выбор партнеров по кооперации, их географическая удаленность и длительность контактов. Анализ позволил продемонстрировать позитивную связь между открытостью инновационной стратегии и инновационной продуктивностью предприятий. Продуктивность — способность производить новую для рынка продукцию и встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости.

Результаты исследования свидетельствуют, что в российской обрабатывающей промышленности практически все инновационно-активные предприятия сотрудничают с внешними контрагентами в процессе разработки инноваций (98.5%), но лишь немногие компании имеют разветвленную партнерскую сеть.

Самой распространенной моделью сотрудничества остаются разовые нерегулярные контракты с клиентами и поставщиками, находящимися в России. Ее выбирают более 40% обследуемых предприятий.

Привлечение в инновационные проекты широкого круга участников из разных секторов экономики, включая зарубежных, распространено крайне слабо (менее 5%) и лишь в рамках долгосрочных отношений. При этом отличительной чертой предприятий, имеющих широкую сеть партнеров, является активное сотрудничество с вузами и научными организациями.

Виталий Рудь, заместитель заведующего Лаборатории экономики инноваций НИУ ВШЭ, автор исследования

Несмотря на стереотипы о неготовности российской науки предоставить качественные прикладные результаты, именно активное сотрудничество с вузами и научными организациями оказывается характерной особенностью предприятий, способных создавать продукцию высокой инновационности, конкурентоспособную на внешних рынках.

Вовлеченные в научно-производственную кооперацию инновационные предприятия высокотехнологичной промышленности чаще нацелены на внедрение новой продукции и улучшение существующей, их стратегии также отличает фокус на поиск новых групп клиентов и расширение продуктовой линейки.

Конфигурации сетей сотрудничества (доля выбравших соответствующую модель в общем числе инновационных предприятий, %)

Примечание: ЦП – цепочка поставок (сотрудничество с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов и комплектующих)