• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо рассчитывать только на себя, и тогда все будет хорошо!»

Выпуск бакалавров

Выпуск бакалавров
@из личного архива Андрея Савченко

Андрей Савченко мог бы заниматься компьютерным зрением где-нибудь в Кремниевой долине или Сколково, но предпочел карьеру исследователя в нижегородском кампусе ВШЭ. Как делать науку вдали от столицы и что Нижний может предложить студентам-айтишникам, один из самых молодых профессоров Вышки рассказал нашему порталу. 

Наука как хобби

Я родился и учился в Горьком (старое название Нижнего Новгорода). Окончил Нижегородский технический университет по специальности «Прикладная математика и информатика», одной из наиболее элитных в Нижнем на момент моего поступления в 2002 году. Не поехал учиться далеко от дома, потому что не ощущал себя взрослым.

 16 лет – не тот возраст, когда можно хорошо учиться и одновременно начинать жить самостоятельно

В начале обучения в университете у меня даже не было компьютера. Домашнее задание по программированию я делал так: записывал код на бумажке, приходил пораньше в аудиторию и переписывал его на компьютере. Компьютер появился у меня только на 3 курсе, самый дешевый, с большим-пребольшим монитором с электро-лучевой трубкой. Про смартфоны и планшеты в то время (кстати, не так уж и давно – меньше 20 лет назад) я уж не говорю.

На третьем курсе запрограммировал шагающего робота, чтобы он обходил препятствия. Мой руководитель собрал его из железа, батареи, сонара и микроконтроллера и, когда увидел, что он ходит, очень обрадовался. 

 Робот шагал по этажу местной IT-компании, и с него сыпались гайки. Это был 2004-й год

С 4 курса я работал инженером-программистом. После окончания университета руководитель моего дипломного проекта Бабкин Эдуард Александрович позвал меня преподавать в Вышку. Как сейчас помню: я вышел работать в замечательный день – 1 апреля. А уже с ноября пошел в аспирантуру. Это воспринималось как хобби – зарплата в университете (в сравнении с доходом программиста) не позволяла относиться к науке серьезно. Но мне нравилось преподавать, да и, как говорится, «ученым можешь ты не быть, а кандидатом быть обязан».

@из личного архива Андрея Савченко

        @Из личного архива Андрея Савченко 

В 2011 году, когда первые академические надбавки дошли до кампусов, мне, молодому преподавателю, только что защитившему в московской Вышке диссертацию, одобрили надбавку за академические успехи и вклад в репутацию ВШЭ. Тогда я и смог перейти в университет на полную ставку. Плюс появился кадровый резерв, куда я попал. И там мне понравилось: молодые исследователи со всех кампусов приезжали сначала в подмосковные пансионаты, потом в «Вороново», где обсуждали совместные проекты. У меня появилось много знакомств в Москве. Благодаря надбавкам и кадровому резерву я полностью перешел в Вышку, чему до сих пор очень рад.

Из практиков в исследователи

Никогда не думал, что стану исследователем. Я был программистом в компании, занимавшейся аутсорсингом. Руководил проектом по разработке систем мониторинга разного оборудования для зарубежных телекоммуникационных компаний. Они нанимали американскую фирму, разрабатывающую продукт, а те уже нас, программистов. В первую зарубежную командировку поехал в Литву, потом в Кувейт. Но в основном работал удаленно.

Под моим руководством работали индусы, русские, кто-то из Америки. Даже австралиец был в подчинении – он очень радовался, что с ним выходят на связь. Бедняга сидел в полной изоляции: из-за разницы во времени не получалось состыковаться ни со Штатами, ни с Россией. А я просыпался всегда рано и отвечал ему, пока он был еще на работе. Мы с ним подружились и общались тот час, пока у нас утро, а у них вечер. Я к такой распределенной команде привык. В IT-среде развита подобная организация труда, многие стартапы работают полностью в удаленном режиме.

@из личного архива Андрея Савченко

@Из личного архива Андрея Савченко 

Научное мышление как наследственность

В аспирантуре неожиданно выяснилось, что мне нравится писать статьи. Это было неожиданно: первую статью я переписывал многократно. Сделать компьютерную программу, реализовать алгоритм – пожалуйста. А вот написать связный текст о том, что сделал – мне казалось, я никогда не смогу. Постепенно стало получаться, и за год в аспирантуре у меня была готова диссертация – я написал четыре или пять статей и объединил их. Как раз в это время моя жена лежала в роддоме, и я торопился дописать диссертацию до того момента, как заберу их с сыном домой.

Мой отец – доктор наук, долгое время заведовал кафедрой в Нижегородском лингвистическом университете. С точки зрения того, как вести научную деятельность, я ориентируюсь на него. В какой-то степени благодаря ему я остался в вузе. В детстве мне нравилось, как свободно он жил: ежегодный отпуск два месяца, много времени проводил со мной, а не с утра до вечера в офисе. Тогда я не понимал, что каждый день в отпуске он тоже занят работой: придумывает что-то, пишет статьи.

@из личного архива Андрея Савченко

@Из личного архива Андрея Савченко 

Моя Лаборатория

Для кампусов университет обеспечивает очень хорошие условия. У нас общее академическое пространство. Есть многие инструменты большой Вышки: надбавки, кадровый резерв, научно-учебные группы и индивидуальные исследовательские проекты, трэвел-гранты. Для России за пределами столиц это прекрасные условия.

Сейчас я ведущий научный сотрудник Международной лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур. Наш научный руководитель Пардалос Панос по национальности грек, при этом заслуженный профессор Университета Флориды. Если взять любой научный журнал по оптимизации, глобальной оптимизации – редактор окажется его аспирантом.

Несмотря на статус и огромное количество международных наград, Пардалос очень коммуникабельный и мегапозитивный. На мой взгляд, профессор в 55-65 лет должен быть как Пардалос. Он с удовольствием общается со студентами, ему нравится Россия. Нижнему Новгороду с ним колоссально повезло. Я не знаю, как бы здесь все без него развивалось последние десять лет. Его приход дал большой толчок исследованиям на нашем факультете.

Научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур Панос Пардалос и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин

Научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур Панос Пардалос и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.@Вышая школа экономики

Мои студенты – одни из лучших

Сейчас все студенты знают, чем я занимаюсь, и ко мне на курсовые и ВКР идут одни из лучших.Ребята у нас креативные, с юмором. Недавно меня рассмешили. Все студенты в Вышке пишут отзывы о курсах и о преподавателях. Кто-то написал дословно: «Андрею Владимировичу нет 40 лет, а он уже профессор и завел детей... Мне бы его энергию».

 В Нижнем спокойно, а приезжаешь в Москву, все бегают, суетятся. Смотришь и думаешь, да вы чего, ребята?

Я живу в 20 минутах от нижегородского кремля, сын ходит пешком в лучший физмат лицей Нижнего. У коллег в столице все далеко. Как-то приехали в гости к одной из моих соавторов, жена посмотрела и говорит: «В Нижнем-то как здорово. Я думала, если в Москве жить, каждый день в Большой театр будешь ходить. А тут пока туда доедешь, пока обратно». Можно и из Нижнего съездить в Большой театр, так даже интереснее.

                       @Из личного архива Андрея Савченко 

Почти каждый год кто-то из моих лучших студентов уезжает из Нижнего. Пишут статьи, участвуют в конференциях, поступают в магистратуру: в Иннополис, в Сколково, в московскую Вышку. Многие специально ко мне приходят в бакалавриате, чтобы улучшить портфолио.

Исследованиями заниматься сложнее, статьи тоже далеко не всем нравится писать. У нас практически нет прослойки молодых кандидатов наук, которые защитились и потом остались.  Недавно на Летней школе, которую мы проводили, собрались три группы: преподаватели от 30 до 40, профессора старше 50 и студенты. Проблема, что нет средней прослойки, ученых до 30 лет. 

Для работы и учебы здесь есть все

Мне переезжать нет смысла. Многие проекты сейчас можно вести удаленно. Я, например, работаю с Samsung – они в Сеуле и Питере, я руковожу из Нижнего, еще у меня двое ребят из Самары и один из московской Вышки. Мы недавно с ним встречались, я ему говорю: «Вот, кормлю москвичей».

 У наших студентов колоссальные возможности – их с руками отрывают Huawei, Harman (его недавно купил Samsung), крупнейший в России отдел Intel, который у нас в Нижнем

Большие компании приходят туда, где работники с определенными компетенциями. Не придет компания в глухую деревню. Сейчас идет интенсивное развитие, никто не уезжает – предложений полно, они только выбирают куда пойти. Кто-то делает карьеру в Нижнем, кто-то движется в Москву и дальше, за рубеж. Наша лаборатория и моя группа до сих пор хорошо работает. Мероприятия, которые мы проводим, пользуются спросом. Мы проводим Школу анализа данных в ноябре и большинство участников не из Вышки и даже не из Нижнего. Из Москвы люди приезжают, а студенты не успевают зарегистрироваться – мест в аудиториях не хватает.

Оборудования тоже достаточно. Общался недавно с коллегами, им это не купили, то не купили. Ребята, да купите сами! Не так много вам надо, не все из грантов в зарплату-то переводить. Зато будете независимыми. Мне часть оборудования Samsung привез, часть я закупил по президентскому гранту через Вышку. Надо рассчитывать только на себя, тогда все будет хорошо.