«Нужны решения, которые позволят российскому бизнесу не смотреть на офшоры, а получать доходность внутри страны»
XX Международная Апрельская конференция ВШЭ открылась пленарным заседанием, посвященным сценариям развития российской экономики и бюджетной политике. О решениях, предлагаемых правительством для стимулирования экономического роста и развития бизнеса, рассказал первый зампред председателя Правительства РФ, министр финансов Антон Силуанов.
Стабильность экономических условий и предсказуемость политики
По словам министра, за последние годы правительству удалось создать фундамент для дальнейших реформ и структурных изменений. Устранены макроэкономические дисбалансы, повысилась устойчивость бюджета к внешним условиям и факторам воздействия (таким как цены на нефть и санкционные ограничения). Укрепились региональные финансы — долги регионов не только перестали накапливаться, но даже стали сокращаться. Все это дало возможность в 2018 году обеспечить темпы роста экономики в размере 2% — невысокие, признал Силуанов, но превышающие средние темпы за последние 10 лет.
Сбалансировать бюджет на первичном уровне теперь удается при цене от 45 долларов за баррель. Министр отметил, что профицит бюджета в 2018 году составил 2,6% и были сформированы резервы.
В отличие от других стран с развивающейся экономикой мы не наращивали долги, а проводили взвешенную бюджетную политику
Национальные цели, обозначенные президентом, предусматривают темпы роста не ниже мировых, а также вхождение России в пятерку стран с крупнейшей экономикой. «Это непростая задача», — сказал Силуанов. Одним из инструментов ее решения являются национальные проекты — для их финансирования сформирована ресурсная база. В решение этой задачи вовлекаются и регионы.
Для высоких темпов роста нужны инвестиции в объеме не менее 25% ВВП (сейчас — 21%). По словам министра, это должны быть не только и не столько бюджетные деньги: «Мы взаимодействуем с бизнесом, чтобы снизить риски инвестирования, создать стимулы для него».
Правительство также ориентировано на обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной и фискальной политики (в течение шести лет не будет серьезных изменений налоговой системы). Еще одна задача — создание равных конкурентных условий для разных субъектов хозяйствования. Силуанов согласился: упреки в том, что госкомпании имеют определенные преференции, справедливы. В то же время государство, совершенствуя процедуры администрирования, закрывает лазейки для ухода от уплаты налогов, за счет которых определенные компании получают преимущество.
В плане снижения административной нагрузки и устранения барьеров уже достигнуты успехи, считает министр: снижается время на открытие бизнеса, значительно упростились (в том числе благодаря введению электронных форм) таможенные процедуры. В рейтинге Doing Business Россия продвинулась из-за пределов первой сотни к первой тридцатке стран.
В будущем регуляторные меры (в том числе технического характера), которые могут негативно сказаться на развитии бизнеса, должны вводиться с отсрочкой их вступления в силу на два года — чтобы предприятия могли к ним подготовиться.
Возможность для внутренних инвестиций
«Мы создаем условия для возвращения бизнеса в нашу юрисдикцию», — заявил министр. Принято решение о продолжении амнистии капитала. Созданы два специальных административных района, которые имеют статус, по сути аналогичный тем зарубежным зонам, куда раньше уходили капиталы.
Силуанов подчеркнул необходимость участия бизнеса в реализации больших инвестиционных проектов. Необходимо договориться с крупным и средним бизнесом, чтобы те ресурсы, которые есть в экономике (прибыль предприятий), трансформировать в конкретные проекты. Создана рабочая группа правительства и предпринимателей, которая снимает административные ограничения, о которых говорит бизнес. Подготовлены два законопроекта — новая версия специальных инвестиционных контрактов и закон о поощрении инвестиций в российскую экономику.
«Мы идем по пути развития длинных денег, — считает Силуанов. — Законодательство о добровольной системе пенсионных накоплений — это инструмент как для повышения пенсий, так и для длинных инвестиций». Такие ресурсы, по мнению министра, особенно важны в условиях, когда вводятся ограничения на привлечение средств из иностранных юрисдикций.
Отраслевые меры, разрабатываемые правительством, включают субсидирование и налоговое стимулирование, особенно в области нефтегазохимии, которое будет активно развиваться и внесет вклад в рост экономики.
Силуанов также отметил нацпроекты по развитию инфраструктуры, по цифровизации (что облегчит работу бизнеса и сделает экономику более прозрачной), по производительности труда и по развитию малого и среднего бизнеса.
В планах на 2019 год — увеличение кредитов малому и среднему бизнесу в десять раз по сравнению с прошлогодними 80 млрд рублей
Еще одна задача, без решения которой нельзя повысить конкурентоспособность и добиться роста экономики — увеличение экспорта. «За шесть лет мы должны почти в два раза увеличить объем несырьевого экспорта», — отметил министр. Компании, работающие в этом направлении, получат господдержку.
По запросу бизнеса правительство готовит либерализацию валютного законодательства — в части возврата валютной выручки и устранения оставшихся с советских времен рудиментов, криминализирующих эту деятельность. Вообще к 2021 году должен быть завершен пересмотр и проведена отмена устаревших решений, принятых десятилетия назад и мешающих работе бизнеса.
«Это ответы на сегодняшние ограничения и сложности, которые позволят российскому бизнесу не смотреть на Запад и в офшоры, — считает Силуанов, — а работать в России и получать хорошую доходность».