Какие стимулы нужны бюрократии и элитам, чтобы способствовать экономическому росту?
В Вышке завершила работу четвертая ежегодная научная конференция Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ. Ведущие исследователи из России и из-за рубежа обсуждали, какое влияние на экономику стран, прежде всего развивающихся, оказывают институты, элиты и коллективное действие.
«Мы выбрали эту тему, потому что это область политической экономии, в которой сегодня ведутся одни из самых интересных исследований», — рассказал научный руководитель Международного центра изучения институтов и развития ВШЭ, профессор Колумбийского университета Тимоти Фрай. В частности, коллективное действие является определяющим не только в плане производства общественных благ, но и как способ выражения целыми группами населения своих предпочтений. «Нам интересно, как институты влияют на способность вовлекаться в коллективное действие и как они помогают правительству и обществу производить общественные блага в части гражданских свобод, правосудия, прав собственности», — сказал профессор Фрай.
По его словам, к участию в конференции удалось привлечь первоклассных международных исследователей. Среди них, например, Артурас Розенас из Нью-Йоркского университета, чей доклад был посвящен влиянию российского телевидения на электоральное поведение и исход выборов на приграничных украинских территориях.
Эдмунд Малески из Университета Дюка, изучающий Юго-Восточную Азию, на конференции представил доклад о том, как система рейтингов и мониторингов, утвержденная центральным правительством Вьетнама, влияет на качество госуправления в провинциях этой страны. Исследование Малески показывает, что оценка местных бюрократов со стороны населения действительно оказывается выше в регионах, участвующих в таком мониторинге, но это мало влияет на уровень общественного благосостояния.
Россия — великолепный кейс для изучения, потому что на примере огромного количества регионов можно исследовать разные типы бюрократических стимулов, причем на протяжении довольного длительного времени
Исследованию бюрократии, точнее, стимулов для бюрократов, которые заставляют их либо способствовать экономическому развитию, либо препятствовать ему, посвящен и отдельный исследовательский проект, ведущийся в Вышке. «Россия — великолепный кейс для изучения, потому что на примере огромного количества регионов можно исследовать разные типы бюрократических стимулов, причем на протяжении довольного длительного времени», — объясняет Тимоти Фрай.
На конференции много говорилось о работе бюрократии в условиях авторитарных режимов, здесь есть богатая почва для сравнительных исследований. Классическое сопоставление — Россия и Китай. В Китае бюрократы продвигаются по службе, если «вверенный» им регион показывает высокие темпы экономического роста. «В России мы такой зависимости не видим, — говорит Тимоти Фрай. — Вопрос: почему?» Многие исследователи пытаются на него ответить, в конечном счете выявив такие стимулы для бюрократов, которые бы способствовали экономическому развитию страны.
Но и китайская модель, по мнению профессора Фрая, имеет ряд издержек. Поскольку карьера бюрократа зависит от цифр экономического роста, велик соблазн «накачать» этот рост любой ценой, не принимая в расчет возможные негативные последствия для окружающей среды или устойчивости и эффективности самого роста. Важно понимать, к чему такая политика быстрых и порой кратковременных успехов в отдельных регионах может привести на общенациональном уровне.
Много полезного Россия, да и другие страны с частичным верховенством закона могут извлечь из опыта Османской империи. Профессор Университета Дюка Тимур Куран представил на конференции интереснейшее исследование деятельности стамбульских судов XVII-XVIII веков. Проанализировав судебные записи, он пришел к неожиданному выводу: юридическая система была предвзята по отношению не к «бесправным», как это можно было ожидать, а к элитам, то есть сами элиты были заинтересованы в создании независимых коммерческих (арбитражных) судов. Между тем, от того, насколько защищены в судах интересы, например, финансовой элиты, зависит эффективность инвестиционных схем и кредитных механизмов, которые в огромной степени влияют на экономическое развитие.
Но готовы ли современные политики, законодатели и администраторы изучать опыт прошлого и прислушиваться к мнению исследователей? И могут ли сами ученые повлиять на бюрократию? «Исследователям очень трудно и затратно по времени пытаться «продвинуть» определенную политическую повестку, — констатирует профессор Фрай. — Наша главная цель — проведение фундаментальных научных исследований. И все-таки мы надеемся, что практики смогут извлечь из них уроки».
Фрай Тимоти Майкл
научный руководитель Международного центра изучения институтов и развития