• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке

По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.

Помимо экспертов Высшей школы экономики и Арктического центра стратегических исследований САФУ в проведении круглого стола «Северный морской путь: проблемы и перспективы развития в XXI веке» приняли участие специалисты Арктического регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (Арктический РИАЦ РИСИ), Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» и региональных органов власти.

Потепление как фактор экономики

В докладе «Изменения климата и их последствия на территории РФ», подготовленном Росгидрометом в 2014 году, сообщается, что скорость потепления на территории Российской Федерации в два с половиной раза превосходит скорость глобального потепления. Причем арктические моря выделяются как области наиболее существенных климатических изменений, отметил заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Данилов.

Необходимость развития Северного морского пути определяется интенсификацией освоения арктической сырьевой базы

Сценарии климатических изменений показывают возможность даже полного очищения Северного Ледовитого океана во второй половине XXI века в конце летнего сезона, то есть арктические льды могут стать однолетними. Однако дрейфующие льды будут присутствовать на акватории Северного морского пути (СМП) более половины года, что позволит сохранить России право на регулирование мореплавания в этой части Арктики (статья 234 Конвенции по морскому праву). Скорее всего, конечно, сохранится опасность сильных ледовых сжатий, и по-прежнему будут затруднять плавание тяжелые торосистые льды в холодный период года. Но увеличится период безледного плавания, расширится зона с легкими и средними ледовыми условиями. В среднем, полагает Александр Данилов, сформируются более благоприятные условия для круглогодичной транзитной навигации по СМП.

Впрочем, улучшение ледовых условий лишь один из факторов, влияющих на развитие СМП, включая транзитные перевозки, и региональной экономической системы. Нынешнее состояние инфраструктуры, различных систем обеспечения и сервисов обуславливают значительные риски и высокие страховые ставки, особенно для перевозок опасных грузов: нефтепродуктов, газового конденсата, сжиженного природного газа и проч. По мнению Александра Данилова, необходимо создание эффективной аварийно-спасательной службы, способной обеспечить спасение экипажей судов, плавсредств в любое время года в любой точке акватории СМП. Нужна современная портовая инфраструктура, суда обеспечения и, в первую очередь, ледокольный флот, без которого невозможно обеспечить регулярное плавание в зимний период времени, даже в условиях потепления XXI века.

Северный морской путь… в страны БРИКС

СМП — главная судоходная магистраль российской Арктики и один из важнейших элементов экономики этого региона. Усиление эксплуатации маршрута должно не только привести к созданию эффективного транзитного направления, но и стимулировать деловую активность на российском Тихоокеанском побережье и освоение арктических территорий. Несмотря на ухудшение экономической ситуации и снижение финансовых возможностей бюджета, Арктика остается приоритетным для реализации государственных программ регионом, отметила старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Каролина Каратаева. Общий объем финансирования в 2015-2020 годах составит более 220 млрд. руб. Один из приоритетов — восстановление транспортной инфраструктуры и строительство нового ледокольного флота для расширения возможностей использования СМП.

Необходимость развития Северного морского пути определяется интенсификацией освоения арктической сырьевой базы. Благодаря разработке новых нефтегазовых месторождений в 2000-е годы маршрут начал постепенно восстанавливать объемы перевозок. Так, реализация проекта «Ямал СПГ», первая линия которого планируется к запуску в 2017 году, предполагает существенное увеличение поставок сжиженного газа по Северному морскому пути в страны Западной Европы и Азии. Это также требует обеспечения круглогодичной навигации на маршруте.

Расхождение политических позиций со странами Запада, введение ими запрета на работу их компаний на арктическом шельфе в России определяет необходимость привлечения инвесторов из стран БРИКС. Большинство из участников блока заинтересовано в расширении своего присутствия в регионе, существенно ограниченного сложившейся практикой применения расширенных прав государств так называемой арктической пятерки. Так, Китай, Индия, Бразилия на протяжении длительного времени выражали заинтересованность в получении статуса наблюдателей Арктического совета (в 2013 году такой статус был предоставлен КНР и Индии), а также в увеличении здесь сферы своего влияния.

Для БРИКС Северный морской путь представляется одним из немногих крупных инфраструктурных проектов, в котором могут быть заинтересованы сразу несколько участников

Россия не раз заявляла об открытости для сотрудничества и реализации масштабных инициатив в Арктике, в том числе в транзитном использовании Севморпути. Наиболее детальные предложения были сделаны Китаю и Индии. Со своей стороны Китай выразил согласие предоставить 13,5 млрд. дол. для реализации проекта «Ямала-СПГ», а также проявляет интерес в использовании СМП для транспортировки своих грузов, отметила Каролина Каратаева.

Для БРИКС Северный морской путь представляется одним из немногих крупных инфраструктурных проектов, в котором могут быть заинтересованы сразу несколько участников. Это делает его перспективным направлением финансирования со стороны Нового банка развития.

Стратегические задачи

На круглом столе были затронуты и такие темы, как оценка драйверов развития и роста потенциального грузопотока, роль Архангельского и Мурманского портов в развитииСеверного морского пути, перспективы инновационного развития прибрежных территорий российской Арктики, проблемы развития инфраструктуры СМП. При этом основной целью круглого стола являлась выработка предложений для формирования и совершенствования государственной политики по развитию Северного морского пути.

С докладом «Приоритеты развития СМП в документах стратегического планирования» на круглом столе выступил заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Евгений Плисецкий. По его мнению, развитие СМП обеспечит широкую диверсификацию экономики северных территорий, позволит создать новые рабочие места, активизацию освоения российского нефтегазоносного арктического шельфа и поддержание темпов роста производительных сил в районах Крайнего Севера.

В целом, считает Евгений Плисецкий, действующие документы стратегического планирования (среди них Стратегия развития арктической зоны, реализация которой обеспечена соответствующей госпрограммой, отдельные отраслевые стратегии, ряд отраслевых госпрограмм, стратегии субъектов РФ, вдоль которых проходит СМП и другие) задают верный вектор развития СМП. В то же время только в двух (Камчатском крае и Республике (Саха) Якутия) из девяти регионов реализация приоритетов развития отдельных элементов СМП осуществляется инструментами программно-целевого планирования.

В качестве ключевых рекомендаций для развития СМП, по мнению Евгения Плисецкого, следует рассматривать, во-первых, создание единого органа управления (института развития), который бы занимался контролем и координацией мероприятий, реализуемых государственными структурами и коммерческими организациями (либо расширение полномочий существующей Администрации СМП). Для сравнения, полномочия Администрации Панамского канала заключаются в обеспечении эксплуатации, администрировании, управлении, поддержании рабочего состояния и модернизации канала, а также осуществления сопутствующих услуг, разрешенных законодательством, несет ответственность за управление, техническое обслуживание, использование и сохранение водных ресурсов канала в координации с соответствующими правительственными и неправительственными организациями.

Во-вторых, нужно сформировать комплексную Стратегию развития СМП и соответствующую ей госпрограмму, определяющую цели, задачи, сроки (этапы) реализации, финансирование и ответственных исполнителей. И в-третьих, требуют пересмотра заложенные в документах стратегического планирования (федерального и регионального уровня) цели, задачи и мероприятия по развитию отдельных элементов Северного морского пути — их нужно четче «увязать» друг с другом, надо выработать более актуальные приоритеты развития и финансирования.