• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Человек, который едет на Бентли, уже все этим сказал»

В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков», посвященный теме коррупции. Тимур Натхов и Леонид Полищук представили свое исследование, в рамках которого была предпринята попытка измерить уровень коррупции новым способом — изучая принадлежность так называемых красивых автомобильных номеров (регистрационных знаков) тем или иным маркам машин.

«Красивые» автомобильные номера, — к ним докладчики причисляют определенные комбинации цифр, например, 777 или 010, — как известно, являются объектом желания многих автомобилистов. И судить о коррупции по ним исследователи решили потому, что официально эти номера не продаются в открытом доступе, они распределяются случайно, в порядке очереди. То есть при их «честном» распределении «красивые» номера должны были бы встречаться примерно в равном количестве на автомобилях всех марок (согласно подсчетам, не более, чем у 3% автомобилей каждой марки). На деле же оказывается, что подобные номера намного чаще встречаются именно на дорогих марках машин. Данный факт и позволяет утверждать, что владельцы дорогих автомобилей получают номера нелегальным путем, в обход официально установленной процедуры.

Как отметили докладчики — сотрудники Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала ВШЭ Тимур Натхов и Леонид Полищук, — идея прибегнуть к анализу автомобильных номеров была придумана в качестве альтернативы существующим методам измерения коррупции. Среди них можно назвать метод субъективной оценки восприятия коррупции, экспертную оценку, оценку личного опыта и анализ характеристик, тесно связанных с коррупцией (например, уровень административных барьеров). Но, как отметил Леонид Полищук, ни одни из этих методов измерения коррупции не может считаться идеальным. Помимо разных методологических оснований и используемых критериев, об этом говорит тот факт, что в 60% случаев результаты исследований, проведенных с применением разных показателей измерения коррупции в одном и том же регионе, плохо соотносятся друг с другом.

Среди недостатков этих методов можно также отметить субъективность оценки, возможность сокрытия и умалчивания фактов дачи взятки при опросе населения, психологический гало-эффект и прочие ограничения. Способ же, представленный докладчиками, позволяет исследовать коррупцию по объективным следам, исключая необходимость опроса респондентов на столь щепетильную тему, что является несомненным преимуществом метода.

Распространенность «красивых» номеров среди владельцев дорогих автомобилей можно использовать как косвенный показатель «качества» элиты общества

Кузина Ольга Евгеньевна
профессор кафедры экономической социологии

В своем исследовании авторы использовали данные о марках и номерах автомобилей, поставленных на государственную регистрацию в г. Москве в период с 2000 по 2007 год. По результатам исследования оказалось, что уровень коррупционных доходов по Москве и Московской области, выраженный в денежных единицах, составляет ориентировочно 200 миллионов рублей в год. Но эта цифра, конечно же, касается лишь уровня коррупции, связанного непосредственно с подразделениями ГИБДД.

Исследование Тимура Натхова и Леонида Полищука не ограничивается построением экономической модели и выявлением денежного объема коррупционного рынка. Проведя онлайн опрос среди автомобилистов, исследователи также выяснили, что преобладающими мотивами покупки «красивых» номеров являются желание выделиться среди остальных и желание продемонстрировать свой статус. А некоторые водители также верят, что красивый номер снизит вероятность быть остановленным «гаишником».

В дальнейшем авторы планируют проанализировать межрегиональную вариацию их показателя коррупции, сравнить результаты, получаемые при его использовании с показателями других методик коррупции, а также выявить связь коррупции с другими аспектами деятельности структуры ГИБДД, например, с количеством выписываемых штрафов водителям автомобилей различных марок. Однако здесь могут возникнуть некоторые затруднения. Как признаются сами докладчики, с 2011 года появилась возможность официального приобретения «красивого» номера, поскольку теперь автомобильный номер закрепляется за автомобилем, а не владельцем, и при необходимости новый владелец может перевесить номер с купленной машины на свою «старую». Из-за этого при построении моделей на данных позже 2011 года придется учитывать возможность легальной рыночной циркуляции «красивых» номеров.

Впрочем, по мнению некоторых участников семинара, кроме «объективных» ограничений, возникающих при проведении исследований, следует учитывать и не всегда «объемный» взгляд исследователя на проблему. Как отметил доцент факультета социальных наук ВШЭ Андрей Шевчук, экономисты, объясняя поведение людей, склонны обращаться за помощью к психологическим теориям, забывая о социологической точке зрения. Экономическая модель, представленная докладчиками, вводит понятие уровня тщеславия как детерминанты стремления к покупке «красивого» номера, но игнорирует такие факторы как внутригрупповые нормы, ценности, модели поведения и престиж потребления.

Так или иначе, исследовательский метод, примененный докладчиками, предлагает посмотреть на коррупцию с новой точки зрения. Его объяснительный и предсказательный потенциал еще предстоит проверить в дальнейших исследованиях, но уже сейчас понятно, что метод обладает рядом сравнительных преимуществ, делающих его привлекательным аналитическим инструментом. В частности, профессор факультета социальных наук ВШЭ Ольга Кузина высказала предположение о том, что «распространенность «красивых» номеров среди владельцев дорогих автомобилей можно использовать как косвенный показатель «качества» элиты общества». В самом деле ведь дорогая марка автомобиля и без номера свидетельствует об уровне материального достатка его владельца. Как отметил один из участников семинара, «человек, который едет на Бентли, и так уже все сказал».

Кирилл Макаров, специально для новостной службы портала ВШЭ